Одной из многочисленных милостей Аллаха к людям, является то, что, создав нас, Всевышний не бросил свои творения на произвол судьбы, а взял на себя ответственность обеспечить им счастливую жизнь, как в этом земном мире, так и в мире, который, несомненно, последует после нашей смерти. Вот поэтому Аллах, обладатель бесконечной Милости и Мудрости, на протяжении всей истории человеческого развития отправлял к нам посланников и пророков, призывающих к вере в Единого и Единственного Бога, а также разъясняющих, что для людей лучше и полезнее, предостерегая нас от зла.
По причине того, что большинство людей привыкли жить так, как жили их отцы и деды, по причине боязни оставить традиции и обычаи, большая часть людей, к сожалению, не ответила и не последовала призыву посланников Аллаха, мало того, они объявили их лжецами. Людям нужны были физически ощутимые или видимые доказательства, которые возможно убедили бы их в том, что перед ними действительно посланники Аллаха. Всевышний по своей милости поддерживал своих пророков разными чудесами, которые подтверждали их пророчество, и которые стирали бы все возникающие у людей сомнения.
Чудо, которым Аллах поддерживал своих пророков и посланников, на арабском языке звучит как «Му’джиза». И как у многих слов арабского языка, так и у этого слова, имеется языковое и терминологическое значение. Нас же интересует терминологическое значение этого слова, используемое в Исламе.
«Му’джиза» – это чудо, которым Аллах подкреплял посланника, подтверждая, что он действительно послан Аллахом.
И для того, чтобы «му’джиза» действительно считалось чудом, оно должно соответствовать ряду условий.
Эти условия необходимо знать, для того, чтобы мы понимали в чем отличие «му’джиза» от другого чуда, которое называется «карама», а также еще для того, чтобы отличить «му’джиза» от колдовства (сихр), или же от каких-либо необычных природных явлений и аномалий. Поэтому исламские ученые определили семь условий, по которым, чудо по праву может считаться «му’джиза».
Первое условие: чудо действительно должно быть от Аллаха и происходить исключительно по Его воле, потому как это чудо должно служить подтверждением слов человека, заявляющем о пророчестве и посланнической миссии. Таким чудом может быть отмена какого-либо естественного для вещи свойства. Например, как это произошло в случае с пророком Ибрагимом (Авраамом), мир ему, когда его бросили в огонь, но он, по воле Аллаха не обжег его, а напротив, стал прохладным.
Чудом может быть какое-то физическое явление. Например, море, разверзшееся перед пророком Мусой (Моисеем), мир ему, и его народом, открывая им путь и спасая их от преследования Фараона и его войска, либо же это может быть речь, как например Коран, ниспосланный посланнику Аллаха Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
Второе условие: чудо должно быть чем-то необычным и выходящим за рамки человеческого понимания. Ведь в нашем человеческом сознании сформировано понятие, что за любым произошедшим действием обязательно должна лежать причина, т.е. во всех происходящих вокруг нас действиях должен действовать закон причин и следствий. Поэтому чудо должно быть чем-то таким, что выходило бы за рамки этого понимания. Именно таковыми и были чудеса пророков. Для людей было необычным видеть, что огонь не причиняет боли, а обыкновенная палка брошенная пророком Мусой, мир ему, перед колдунами Фараона вдруг превращается в огромную живую змею, или то, что непревзойденные в своем красноречии арабские поэты, вдруг становятся бессильны перед красноречием Корана. Отказываясь понимать увиденное или услышанное, наш разум автоматически относит произошедшее событие к разряду чудес.
Третье условие: неповторимость чуда, неспособность воспроизвести подобное чудо.
Четвертое условие: это чудо должно появится у того, кто заявляет о пророчестве, если же оно появилось у того, кто не заявляет о пророчестве и посланнической миссии, то оно не может называться «му’джиза», т.е. чудом.
Пятое условие: это чудо должно соответствовать тому, что говорит посланник, а не идти в разрез его словам как, например, если пророк сказал, что моим чудом является оживление мертвых, а вместо этого вдруг заговорит животное, то это уже нельзя считать чудом подтверждающим пророчество.
Шестое условие: произошедшее чудо не должно опровергать слова пророка. Если, например, пророк скажет, что мое чудо это говорящая гора, а когда гора заговорит, то сразу же скажет, что он лжец и обманщик. То и такое чудо пророческим не является.
И последним, седьмым условием является то, что чудо должно появится после того, как пророк заявил о своей миссии, а не до этого, так как чудеса, имевшие место в жизни пророка до его заявления о пророчестве называются «иргасат» предзнаменованием, как было это с Исой (мир ему) который по воле Всевшнего заговорил, будучи младенцем, чтобы снять обвинения в прелюбодеянии со своей матери Марьям (да будет доволен ею Аллах).
Итак, перед нами семь условий или требований выполнив которые, чудо действительно можно считать «му’джиза», подтверждающим, что к людям действительно явился посланник Аллаха и пророк. И, если хотя бы одно условие не выполняется, то о таком чуде смело можно говорить, что это либо колдовство, которому можно обучится, либо же это «карама» – божий дар, которым Аллах наделяет праведных людей. Например: наличие пищи в михрабе (алтаре) у Марьям (да будет доволен ею Аллах).
Все чудеса пророков в точности соответствуют всем семи условиям. Ну, и конечно же говоря о пророках и их чудесах нельзя не упомянуть о последнем из них – пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) и наивеличайшем его «му’джиза» – Благородном Коране.
Чем же отличается чудо Корана от других чудес?
Во-первых, чудеса, дарованные другим пророкам исчезли вместе с ними, Коран же как был чудом при жизни Мухаммада, так им и останется вплоть до прихода Судного Дня. Во вторых, священные писания предыдущих пророков не именовались чудесами, их чудеса были иного рода. Так возьмем к примеру пророка Ису (Иисуса), которому был дан Инджиль (Евангелие), тогда как его чудесами были исцеление прокаженных, слепых от рождения и т.д. Коран же одновременно является как Священным писанием, так и чудом, несмотря на то, что Мухаммада сопровождали и другие чудеса. В третьих, каждому кто сомневается в его божественности и чудесности, сам Коран бросает вызов и призывает принести что-либо подобное.
Этот вызов был брошен людям еще при жизни посланника Аллаха и вот уже 1400 лет так и остается непринятым. Почему арабы, в совершенстве владеющие своим языком, которым не было равных в красноречии и поэзии, вдруг замолчали от изумления? Почему поэты, стихи которых из-за их красоты слога вешали на стены Каабы, оказались поражены рифмами Корана? Почему арабские племена, вместо того чтобы выдвинуть своих лучших поэтов для состязания в литературном искусстве и заставили бы замолчать Мухаммада, предпочли более сложный способ – вооруженные выступления против Мухаммада, на которое они тратили не только свои средства но и теряли свои жизни и жизни своих детей? Почему? Ответ прост. Потому что Коран – это книга Аллаха, а не речь человека. А ведь Аллах на протяжении 23 лет ниспослания Корана четырежды облегчал этот вызов, давая людям снисхождение.
В первый раз было сказано: «Пycть жe oни пpивeдyт пoдoбный этoмy Коран, ecли oни гoвopят пpaвдy!» (Коран, 52:34).
Но никто не ответил и тогда Аллах немного облегчив вызов дал им вторую попытку: «Moжeт быть, oни cкaжyт: «Измыcлил oн его». Cкaжи: «Пpивeдитe жe дecять cyp, пoдoбныx eмy, измышлeнныx, и пpизoвитe, кoгo вы мoжeтe, кpoмe Aллaxa, ecли вы гoвopитe пpaвдy!» (Коран, 11:13)
И опять люди молчали, несмотря на то, что Аллах уже не требовал от них принести подобное Корану, а сказал принести лишь десять сур. И вот уже в третий раз Аллах облегчает им: «Moжeт быть, oни cкaжyт: «Измыcлил oн его». Cкaжи: «Пpивeдитe жe cypy, пoдoбнyю eмy, и пpизывaйтe, кoгo вы мoжeтe, пoмимo Aллaxa, ecли вы пpaвдивы!» (Коран, 10:38).
Но люди опять молчат из-за своего бессилия перед красноречием и мудростью Корана. И тогда Всевышний в последний раз облегчает вызов, бросаемый Кораном, который уже охватывает не только арабские племена но и все человечество. Так, как последний вызов пришел в суре «Корова», которая была ниспослана в Медине, после 13 лет проповедования в Мекке и в Ислам, кроме арабов, уже вошли и другие народы. Тогда как первые три вызова были в Мекканских сурах и касались только арабов.
Вот этот последний и облегченный вызов человечеству: «A ecли вы в coмнeнии oтнocитeльнo тoгo, чтo Mы ниcпocлaли Haшeмy paбy, тo пpинecитe cypy, пoдoбнyю этoй, и пpизoвитe вaшиx cвидeтeлeй, пoмимo Aллaxa, ecли вы пpaвдивы. Ecли жe вы этoгo нe cдeлaeтe, – a вы никoгдa этoгo нe cдeлaeтe! – тo пoбoйтecь oгня, тoпливoм для кoтopoгo люди и кaмни, yгoтoвaннoгo нeвepным»(Коран, 2:23-24).
Но, несмотря на это упрощение и прошедшее время, Коран был, есть и будет наивеличайшим и непревзойденным чудом, из когда-либо существовавших на земле.