Когда власть хочет продемонстрировать озабоченность проблемой, она принимает законодательные акты, исполнение которых, как правило, саботируется, – и проблема остаётся. Причина – безответственность и отсутствие искреннего желания исправить ситуацию. Когда проблему видят верующие, они стараются исправить её, осознавая ответственность перед Всевышним.
Около трёх лет назад группа молодых мусульман начала собираться после утреннего намаза для игры в футбол. Тогда никто не подозревал, что эта затея выльется в настоящую футбольную лигу, в которой будет играть около ста пятидесяти представителей активной исламской молодёжи в более чем тридцати командах.
Многие мусульмане отказываются от футбола как от спорта по причине возможных споров на футбольном поле, азарта, несдержанности соперников, намеренно грубой игры. Некоторые из этих проблем возникали и перед группой верующих. Тогда, во избежание фитны (смуты) и в соответствии с указанием пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), было принято решение об избрании старшего, отвечающего за порядок.
С момента избрания судьёй Ахмада Магомедкамилова игры стали более дисциплинированными. Спорные ситуации судья пресекал на корню. На матчи стало приходить всё больше и больше молодых мусульман, и формат игр уже не мог обеспечить участие всех. Ребята, не желая отказывать новым приходящим, приняли решение о создании лиги из трёх групп: одной высшей и двух низших. Сегодня Salaf-liga – это регулярный чемпионат, в котором участвуют команды из различных районов Махачкалы, близлежащих посёлков, и даже из Каякента, чья команда в дни игр преодолевает 90 км для участия в матчах. Но, несмотря на название, в лиге участвует не только салафитская молодёжь. «Есть в лиге команда суфиев. А вообще, мы даже за то, чтобы к нам приходили люди и не столь убеждённые в религии, а уходили хорошими мусульманами», – говорит Ахмад Магомедкмилов.
По правилам соревнований, из высшей лиги вылетают две команды в низшие лиги, а из них в высшую проходят по одной. В свою очередь, из низших лиг по одной команде вылетает из чемпионата вообще. Это обусловлено тем, что очередь на участие в Саляф-лиге уже состоит из десяти команд. За счёт постоянной ротации в лиге сохраняется соревновательный дух. Однако, как говорит Ахмад Магомедкамилов, «футбол – это не то, в чём мы пришли соревноваться».
В чём соревнуются?
Когда кто-то из случайных прохожих проходил рано утром мимо полей, на которых играли в футбол молодые мусульмане, то останавливался в изумлении: на площадке не было привычного мата, ругани и грубости, а царила атмосфера братства и уважения. Много раз футболисты ловили на себе непонимающие взгляды прохожих, которые то и дело вздрагивали от возгласов «Аллаху Акбар!» после очередного гола.
Футбол – это всего лишь средство, с помощью которого молодёжи прививаются дисциплина, ответственность за свои действия, честность, умение работать в команде.
«В лигу вместе с убеждёнными мусульманами приходят и их знакомые, не совершающие намаз. Видя наши взаимоотношения, шестеро ребят, пришедшие играть в футбол, начали совершать молитву. А если даже один человек через нашу работу станет делать намаз, то это для нас лучше, чем весь этот мир. Мусульмане, как и все люди, забывчивы, а потому нуждаются в напоминании. Каждый месяц мы приглашаем людей с исламскими знаниями, чтобы они делали нашим братьям наставления по темам нравственности и братства в исламе. А полученное здесь наши братья распространяют в обществе. Они очищают свои сердца от грязи, которую накладывает современное общество, а затем сами становятся распространителями чистоты в своей среде. Мы не хотим, чтобы дагестанскую молодёжь истребляли физически и морально. Ведь сегодня шайтаны в облике людей обманом загоняют её в секты и отвращают от мечети. Наша же цель – через оздоровление молодёжи оздоровить общество».
Участие в лиге абсолютно бесплатное; даже с наступлением зимы и вынужденной передислокацией в съёмный зал с участников не берётся плата за аренду. Её тайно, ради Аллаха, вносят те из участников, кто имеет такую возможность. «Ведь если мы установим арендную плату, то могут быть и те, у кого нет возможности её внести, и это вызовет обиду и послужит причиной ухода из лиги. Но от искренней помощи мусульман мы никогда не отказываемся. Это и позволяет нам снимать зал, обеспечивать лигу профессиональным инвентарём и устанавливать ежемесячный приз для победителя высшей лиги в 10 тысяч рублей, которые те, в свою очередь, тратят на нужды команды», – говорит руководитель Саляф-лиги. «Мы хотим, чтобы лига стала механизмом, который не зависел бы от конкретного человека и не перестал бы работать после его ухода».
О правилах и судействе
Судья в Саляф-лиге не столь судьбоносен, как в большом футболе, но в разы авторитетен. Его участие в матче сведено к минимуму. Грубость, за которую мог бы наказывать рефери, футболисты-мусульмане не допускают по определению, а нарушивший правила игрок не нуждается в указании на это судьи и сам сообщает о фоле. Судья же вмешивается лишь в спорные ситуации в трактовке правил. Решение арбитра в этот момент не подлежит обсуждению, так как каждый из футболистов понимает, что рефери несёт ответственность за своё решение перед Всевышним. А признание мусульманином конкретного человека арбитром предполагает подчинение его решениям. Это и есть одно из главных достижений Саляф-лиги – подчинение мусульман человеку, которого они избрали руководителем. «Ни одна школа или университет не даст такой дисциплины, которая прививается у нас. А дисциплина – это основа успеха любого дела, будь то строительство дома или развитие экономики», –подчёркивает Ахмад.
Участники Саляф-лиги, в принципе, согласны с общепризнанными футбольными правилами, если только в них нет несправедливости. Например, полевой игрок, отбивший рукой мяч, летевший в ворота, по правилам FIFA карается красной карточкой, а в ворота его команды назначается пенальти. В Саляф-лиге считают, что в самих правилах заложен момент, провоцирующий футболиста играть рукой в этой ситуации, так как пенальти – это ещё не гол. Поэтому в лиге существует правило, согласно которому в этой ситуации гол засчитывается; соответственно у полевого игрока отпадает мотивация фолить.
Организаторы Саляф-лиги не ставят цели популяризировать футбол, а работают лишь на распространение исламских ценностей. «Посредством футбола мы выявляем недостатки своего нафса, чтобы воспитать его и не дать проявиться в более ответственных моментах. Наша цель – довольство Аллаха, и достаточно нам Его как покровителя», – говорит в заключение Ахмад Магомедкамилов.