В конце XX, начале XXI века под влиянием глобализационных процессов мусульманская умма вплотную столкнулась с феноменом секуляризации, возникшем и вызревшем в западноевропейском культурно-цивилизационном ареале. В Европе секуляризация, подразумевающая отделение религии и религиозных законов от управления государством и обществом, вытеснила религию в сферу личных внутренних дел каждого отдельного индивида. Данное, инокультурное для исламской цивилизации, явление стало проникать и в арабо-мусульманские страны, вызвав к жизни ответное явление – усиление консерватизма и радикализацию отдельных групп мусульман, что стало приобретать угрожающие масштабы. Ислам, представляющий собой не просто религиозную систему, а всеобъемлющий образ жизни, в корне не приемлет отделение религиозных законов от жизни общества. Поэтому перед мусульманским сообществом встала проблема сохранения исламских принципов и исламской идентичности без сползания к радикализму и экстремизму. Как саморегулирующаяся система, Ислам имеет внутренние инструменты способные сбалансировать систему в случае возникновения внешних либо внутренних угроз. Одним из таких ключевых инструментов является принцип аль-васатыя.
Аль-васатыя – один из основополагающих принципов Ислама, означающий умеренность, сбалансированную середину, отказ от крайностей и радикализма.
Феномен васатыйи не новое явление для Ислама, он присущ исламской традиции со времен пророка Мухаммада, и впервые, как шариатский термин встречается в Священном Коране. Термин «аль-васатыя» происходит от арабского слова васат («середина»), и во второй суре Корана в 143 аяте Всевышний Аллах характеризует исламскую умму такими словами: «И так мы сделали вас общиной середины (умеренности), чтобы вы были свидетелями для людей, и чтобы Посланник был свидетелем для вас». Обратите внимание, в данном аяте Всевышний Аллах даже не повелевает, а констатирует как факт, что мусульмане – это община умеренности и сбалансированной середины. То есть бытие мусульманином, означает быть носителем принципа аль-васатыя, и это даже не обсуждается, ибо Аллах сам сделал нас общиной такого принципа. В соответствии с данным аятом, всякая крайность, неумеренность и радикализм в широком смысле этих слов, не соответствуют образу мусульманина, как на личностном, так и на общественном уровне.
Смысловое наполнение термина так же достаточно широко. Он регламентирует как внутриконфессиональные правила, так и межконфессиональные отношения. Что касается собственно исламских норм, то тут васатыя запрещает как крайние формы религиозности, такие как отшельничество, монашество и полный аскетизм, так и их противоположность – так называемую светскую религиозность, когда человек только формально ассоциирует себя с Исламом, не утруждая себя соблюдением моральных норм и обрядовых практик.
К примеру, в хадисах сообщается, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был огорчен, узнав, что некоторые его сподвижники проявляют чрезмерность в религии. Один из них обязал себя поститься всю жизнь, другой – постоянно молиться ночами, третий дал обет безбрачия. Тогда пророк Ислама обозначил для них принцип васатыя следующими словами: «Воистину, я иногда пощусь, а иногда нет; иногда молюсь по ночам, а иногда сплю; а так же я женюсь. А тот, кто не желает следовать моей сунне (примеру), не имеет ко мне никакого отношения». В данном контексте под словами «не имеет ко мне никакого отношения» следует понимать – «не имеет отношения к принесенным мной от Аллаха принципам Ислама». С исламской точки зрения неуместно быть более праведным, чем пророк, или претендовать на более глубокое или правильное понимание Ислама.
Что касается отношения Ислама к не мусульманскому сообществу, то принцип васатыя требует учитывать, признавать и толерантно относиться к культурным и религиозным различиям человеческой цивилизации. В Коране сказано: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы все человечество единой общиной верующих». Но Всевышний Аллах дал людям свободу воли и свободу религиозного выбора. С исламской точки зрения свобода – величайшая ценность дарованная Богом, и только человек, как лучшее Его творение, способен обладать полноценной свободой. Однако свобода это не только благо, она еще и испытание, ибо предусматривает ответственность, так как за свой свободный выбор необходимо нести ответ.
Мусульмане должны быть духовно и интеллектуально готовы принять различия между людьми, и должны занимать активную позицию в защите человечества от возможных конфликтов на расовой, национальной, языковой и религиозной почве. И уж тем более, мусульмане не должны быть зачинщиками подобных конфликтов, так как в противном случае они выступают против воли Бога, сделавшего людей свободными, различными и наделив их свободой религиозного выбора. В Священном Коране Аллах сообщает: «Среди Его знамений – сотворение небес и земли, и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом знамение для обладающих знанием» (30:22). Принцип васатыя учит людей принимать и уважать друг друга, приветствует плюрализм мнений, ведь нежелание вступать в диалог и принимать во внимание иные мнения, делает разногласия между людьми еще более глубокими и неразрешимыми.
Таким в идеале должно быть мусульманское сообщество, однако реальная картина значительно отличается от той, которую мы повсеместно наблюдаем. В конце прошлого века исламская цивилизация сталкивается с новым для себя феноменом, немыслимым для мусульман прошлых веков. Внутри исламской цивилизации под воздействием как внутренних, так и внешних факторов вызрел феномен религиозного радикализма, который иногда приобретает форму экстремизма и террора. Почему немыслимым? Благодаря принципам Ислама, таким как васатыя, и другим, для мусульман греховно и категорически запрещено беззаконие, террор, насилие и массовое уничтожение невинных людей. Однако идеологи радикализма мастерски замолчивают эти принципы, используя распространившиеся в мусульманских странах неудовлетворенность, бедность, отчаяние, невежество и религиозную необразованность. Умышленно манипулируя вырванными из общего контекста исламской традиции текстами Корана и Сунны, они замалчивают большинство базовых принципов Ислама, поставив во главу угла якобы дозволенное насилие, во имя достижения благородных целей. Однако в Исламе цель не оправдывает средства. Как нельзя украсть, чтобы подать милостыню, так же нельзя и убить невинных, чтобы построить благополучное общество. Мир, созданный Господом, слишком тонок и чувствителен, чтобы при помощи мясницкого топора пытаться навести в нем порядок.
Ислам ставит высокую, но доступную и реализуемую планку своих требований. Люди же в силу своих амбиций, необразованности, несовершенства и целой группы внешних факторов, не дотягивают до высоких морально-этических предписаний своей религии. Так было не всегда, в разные века и в разных странах принцип васатыя реализовывался в своей полноте, это и есть фрагменты того «золотого века» Ислама по которому подсознательно тоскуют верующие. Человек несовершенен, но это не служит оправданием его неумеренности и радикализма. Зная, что человек способен опуститься до грехов и преступлений, Всевышний Аллах создает в Исламе систему сдерживания и противовесов, что делает исламскую традицию непотопляемой и саморегулирующейся системой. Как только какая-либо крайность достигает угрожающих размеров, включаются внутренние механизмы стремящиеся сбалансировать систему и отвести угрозу. Именно этим и объясняется востребованность принципа васатыя, которая актуализировалась в последние десятилетия как рефлексия на возникновение и распространение радикальных идей.
Кто-то думает что васатыя, это нечто новое, привнесенное извне. Кто-то полагает, что это искусственно проталкиваемое учение, не имеющее отношение к Исламу и делающее мусульман мягкотелыми, податливыми и неспособными защищать свои интересы. Эти мнения неверны. Ислам, словами своих богословов и их последователей, актуализировал этот древний принцип автоматически, защищая мусульман от замыкания в самих себе, и от жесткой ответной реакции встревоженного мирового сообщества. Пока есть силы пропагандирующие в исламском мире крайности, насилие и радикализм, будут и те, кто выступят за мир, согласие и диалог. Пророк говорил о том, что война – это самая крайняя мера, когда все мирные средства исчерпаны, а угрозу так и не удалось отвести. У радикально же настроенных индивидов получается наоборот, война, насилие и террор – это главное и единственное средство достижения цели.
Многие исследователи полагают, что принцип васатыя активно продвигает только исламское движение «братья-мусульмане». Необходимо отметить, что у «братьев-мусульман» это действительно один из базовых принципов их программы. Однако не только они, но и большое количество других мусульманских организаций, объединений, да и просто широкие слои просвещенных мусульман ратуют за актуализацию этого принципа, так как видят в нем реальную защиту себя и своих детей от идей радикализма и экстремизма. Так же уместно отметить, что исламские принципы невозможно приватизировать и считать их исключительно своим духовным и интеллектуальным достоянием, они даны Аллахом для всех. Несмотря на это, справедливо будет отметить, что именно «братья-мусульмане» одними из первых стали призывать исламский мир к умеренности, реально оценив нависшую над ним угрозу экстремизма и международной изоляции.
В перспективе, воспитание мусульман с акцентуацией на принципе васатыя, должно нивелировать в исламском сообществе влияние и популярность радикальных идей. Однако этот процесс должен носить двухсторонний характер. Мировое сообщество так же должно отказаться от очернения Ислама и мусульман, и воспринимать исламскую традицию как часть общечеловеческого культурного наследия, воспринимать мусульман как равных и достойных. Демонизация образа мусульман, к сожалению еще имеющая место в отдельных СМИ, в программах и речах отдельных политиков, чиновников и священнослужителей, льет воду на мельницу экстремистов, а те используют это, и не упускают возможность подчеркнуть враждебное отношение к мусульманам в поисках новых своих сторонников. Для сближения и мирного сосуществования всего мирового сообщества, принцип васатыя должен быть глобальным, и исламский мир готов им поделиться.
Доклад муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» Исмагилова Саида на III Международной научно-практической конференци «Ислам и исламоведение в Украине» в Донецке