Фарид Асадуллин о центре аль-Васатыйа в Москве

Умме необходимо творческое переосмысление своего богословского наследия и воспитание критического взгляда на настоящее положение дел, считает Фарид Асадуллин.

О намерении учредить в Москве российское представительство Международного центра аль-Васатыйа (Кувейт) было объявлено в декабре 2009 года на Пятом заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которое проходило в эль-Кувейте. О том, как будет строиться деятельность этого учреждения, мы побеседовали с его руководителем, членом Общественной палаты РФ Фаридом Асадуллиным.

Фарид Абдуллович, начнем беседу с определения самого понятия аль-васатыйа. Что это такое?

«Аль - васатыйя» - это производное от коранического слова «аль- васат». «Мы сделали вас общиной середины» - читаем в суре «аль - Бакара». Для сведущих людей этот термин не нуждается в уточняющих деталях, поскольку он, выражая суть ислама, активно и давно используется в специальной богословской литературе. Методология « аль-васатыйи» подразумевает умеренную модель ислама, имеющую опору как в самом Коране и Сунне, так отвечающую интересам уммы в эпоху глобализации.

В уставных документах Центра мы описали концепцию аль-васатыйа как «умеренный, просвещенный ислам». Мы ожидаем, что эта дефиниция привьется и в будущем станет такой же привычной частью богословского обихода как Коран, Сунна и пр. и многие очень скоро будут ассоциировать ислам именно идеями, заложенными в «аль - васатыйи», с исламом, который имеет миролюбивый, толерантный потенциал, который подразумевает следование не только букве, но и духу Священного Писания.

За 20 лет активного мусульманского возрождения ислам развивался экстенсивным путем: мы строили мечети, не задумываясь о том, какими будут их имамы, издавали переводы книг, не адаптированные к российским реалиям, выпускали газеты, в которых многократно повторяли прописные истины о богобоязненности и красоте нашей религии, исправно рапортовали о том, что количество мусульман, посещающих святые места – Мекку и Медину в период совершения Хаджа, растет. Но за этим всем мы упустили, что сам ислам достался нам в застывших дореволюционных формах. Имена Абдуннасыра Курсави, Шигабутдина Марджани, Ризы Фахретдина, Мусы Бигиева стали для нас иконой. Они – чаще всего источник цитат и не более. Но в настоящее время наступил момент переосмысления их наследия с современных позиций и одновременно критического анализа настоящего положения дел в умме. И сама религия это подсказывает: в начале каждого столетия Всевышний посылает общине обновителя религии.

Если использовать актуальный сегодня термин «перезагрузка», то сейчас наступил тот момент истины, когда необходимо новых исторических условиях, которые в целом благоприятствуют верующим, перезагрузить сознание мусульман, сделать их субъектами своей истории и жизни общества. Нам необходимо перечитать новыми глазами полемику между джадидами и кадимистами, шедшую в начале ХХ века на страницах журнала «Дин ва Магишат» и «Шура», они спорили, сходились в определенных моментах, в других расходились. Но им не откажешь в стремлении определить место ислама в реалиях российской действительности своего времени. Такого уровня полемика на религиозно-философские темы в наше время только- только формируется. Мы пытаемся найти свое место в общероссийском контексте, вмонтировать себя в это общество.

Судя по событиям в конце марта в Москве, российское общество отвергает тот ислам, который, к сожалению, отстаивают некоторые члены уммы. Это вызывает острое отторжение. Это означает, что не ислам плохая религия, а мы плохие мусульмане. Мы должны отвечать духу своего времени. Чисто формальные признаки – длинная борода, четки, платок или тюбетейка на голове – это, безусловно, часть веры. Но очень важно чтобы и в головах было видение ислама как великой перспективы для духовного и интеллектуального саморазвития. «Рабби зидни ильман» - «Господь, умножь знания мои» - эти слова из Корана должны стать каждодневным дуа верующего мусульманина.

Наша задача – показать теологические достижения ислама и делать это достойно, грамотно, современным языком, посредством современных медиаресурсов. Взять хотя бы вопрос телевидения – здесь Россия отстает даже от многих стран Запада. В любой европейской стране мусульмане – турки, магрибинцы, выходцы из Пакистана и др. имеют свои телеканалы. Только в Великобритании таких каналов порядка 20, а у нас 14-минутная передача «Мусульмане» на 20 миллионов мусульман выходит один раз в неделю. Эти диспропорции надо, с одной стороны, всем вместе, консолидировано устранять, а с другой - готовить кадры телепроповедников, способных на доступном языке общаться с огромной аудиторией.

Думаю, что именно васатыйа сможет создать тот дополнительный инструмент, который позволит найти правильный угол позиционирования нашего вероучения. Не противопоставлять себя окружающей действительности, в которой, согласен, много неправильного и греховного, а нести правдивую информацию об исламе и лучших представителях уммы, коих у нас достаточно. Отстаивание во всех жизненных обстоятельствах своего мировоззрения – лучший путь к признанию собственной правоты.

А что до сих пор мешало мусульманской общине развиваться в том русле, о котором вы говорите?

Если коротко, не было заинтересованности государства. Вступление России в ОИК в качестве наблюдателя 5 лет назад дало толчок развитию связей с арабо-мусульманским миром по всем параметрам. Миссия Путина в этом плане сродни роли Екатерины II, которая в конце ХVII века легализовала ислам как исконную религию татар и башкир, открыв широкие возможности для контактов с Османской Империей и ее сателлитами.

Другие причины кроются в кризисе взаимоотношений различных ДУМ и их руководителей, которые стали тормозом развития уммы, мешают консолидировано ставить перед государством и решать на благо мусульман насущные вопросы развития исламской науки и духовности. Процесс объединения мусульманских религиозных центров, на который в начале года возлагались такие большие надежды мусульман, закончился полным конфузом. Так впустую растрачивается энергия уммы, что согласно исламу запретно и греховно, ибо является «исрафом». Несостоятельность некоторых «духовных лидеров», их перерождение в дельцов от ислама очевидна, это компрометирует и сам ислам, и простых верующих мусульман. Об этом надо говорить вслух. Хадис Пророка гласит: « Говори правду, какой бы горькой она не была».

Отстраненность государства от внутримусульманских дел может дорого обойтись обществу. Мы, мусульмане, медленно «запрягаем», догоняем время и в итоге упускаем инициативу. Посмотрите, как активно Патриарх Кирилл отстаивает интересы православных, сколько умных и целеустремленных молодых людей вокруг него. Разумеется, у православных есть этот институциональный опыт, ведь церковь пользовалась и до революции преференциями. Но мы, как вторая по значению федеральная религия, должны, объединившись, дружно работать на этом поле. Одного ресурса духовных структур уже явно не достает, должна быть гражданская активность мусульманских организаций, молодежи.

Центр аль-васатыйа может стать организатором гражданской активности, в которой будет больше программной деятельности. Если бы «аль-васатыйа» был создана в результате встречи не пятой, а первой группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» (2006), можно было бы судить о конкретных результатах его деятельности.

Расскажите о формальной стороне деятельности центра – когда он начнет функционирование, какая деятельность предполагается, кто его учредители?

О создании центра было объявлено 22 декабря 2009 года в Кувейте. Организационные вопросы мы в данное время успешно решаем. Поданы документы в Министерство юстиции и в Московскую регистрационную палату. У власти есть понимание, что такой Центр нужен всей России. Учредителями центра выступили Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Российский исламский университет (Казань), Институт теологии и международных отношений (Махачкала). Они совместно с дирекцией Центра будут предлагать программу деятельности центра, обозначать видение его развития. Планируется разработка сайта васатыйи, есть предложения по издательской и лекционной деятельности. Само главное - есть живой интерес из регионов, мусульманских общин Москвы и Подмосковья.

Планируется особо прописать студенческую, молодежную составляющую в деятельности центра. Располагаться он будет в здании Института востоковедения Российской академии наук. Это будет научно-просветительский центр, который будет настраиваться на переосмысление богословской традиции и препарировать это наследие к нашим реалиям. Огромную помощь оказывает Министерство вукуфов Кувейта, который по инициативе доктора Аделя Фаляха за последние два месяца трижды у себя провел для российских мусульман курсы по знакомству с методологией умеренного ислама.

Идут консультации с крупнейшими исламоведами страны, состоялась встреча с Мухаммад Садыком Мухаммад Юсуфом, у которого имеется разработанная методика переубеждения людей крайних взглядов, апробированная в Узбекистане.

В этой деятельности я рассчитываю на поддержку своих учеников, на помощь заинтересованных лиц. Мусульмане истосковались по творческой, полезной работе. Для себя цель нового Центра я формулирую так: воспитывать патриотов своей религии и патриотов своего Отечества.

Президент Медведев обозначил приоритетом нации на ближайшие годы – модернизацию. На ваш взгляд, какой вклад мусульманское сообщество России внести в этот общенациональный процесс?

Вера дает человеку очень большие возможности. Среди мусульман немало людей, достигших высот в конкретных областях научных знаний, предпринимательской деятельности, благотворительности. Все больше людей, для которых этничность и обретение веры соединились только в последние годы. Ислам дает человеку правильные рамки: как нужно вести себя при всех жизненных обстоятельствах. Человеку, у которого нет четкого жизненного плана, гораздо труднее определиться с ценностями и приоритетами. Критерием состоятельности человека в исламе является полезность (манфаат) семье, обществу, государству в целом. Создание баланса между интересами личности и государства наполнит модернизацию конкретным содержанием. Только таким образом мусульмане России смогут внести свою лепту в модернизацию, как ключевую задачу для развития российского общества.



комментариев