Как понять людей, которые способны убить, прикрываясь своей религией и Именем Господа? Легче всего сказать, что это просто сумасшедшие, или у них было трудное детство, или им платят, чтобы запятнать всех мусульман или спровоцировать имперское вторжение на территории, населенные мусульманами, или эти люди притворяются мусульманами, чтобы испортить нам репутацию.
На самом деле, те, кто изучают священные тексты, знают, что эти порочные, безнравственные люди действительно могут находиться в наших общинах. Пророк (мир ему и благословение) говорил об их появлении и поведении, и с такими, как они, их потомками и последователями, сахабы боролись после его смерти.
Следующие отличительные признаки экстремистов собраны из высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и юдагословение) и предостережений его сподвижников.
1. Молодость, не признающая авторитетов
Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я слышал, что Посланник Аллаха сказал: "В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах"» (Бухари)
Как ни резко оно звучит, это очень важное утверждение. Есть великие ученые, благородные передатчики знания. И когда вы видите, что люди толпятся вокруг молодых людей, не обремененных доверием, ответственностью или хотя бы жизненным опытом и проповедующих нечто спорное для большинства ученых, то, как правило, это молодые глупцы, за которыми нельзя идти. Они могут быть искренними и красноречивыми, но их суждения незрелы и безосновательны.
Если какое-либо действие осуждают большинство ученых всех исламских конфессий, значит, истина на их стороне, и вы не ошибетесь, если по их совету отвернетесь от молодых «учителей». Если авторитетнейшие ученые из всех уголков мира осуждают преступников и вероотступников, то мнением кучки молодежи следует пренебречь. Так делают люди ахлю-с-сунна.
2. Злоба и глупость
Пророк (мир ему и благословение) говорил, что эти люди ведут себя резко, они вспыльчивы и дерзки, говорят прежде, чем подумают, спорят без знаний, считают, что во всем разбираются, мнят себя единственными носителями истины и считают необходимым склонить на свою сторону абсолютно всех.
Отличительная черта экстремизма – уверенность в правильности своего дела и при этом колоссальная злоба, выходящая за все пределы закона и морали. Для выражения своего гнева они прибегают не к законным средствам, а к убийствам.
Итак, злоба в сочетании с необдуманными действиями, объясняющимися незрелостью, это одна из их неизменных черт.
3. Высокомерие и тщеславие
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«… люди будут ими восхищаться, а они будут гордиться собой, но они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи!» (Ахмад).
Видя, как другие пытаются усовершенствовать свою религию, они спешат их осудить и всячески показывают свое превосходство. Они чувствуют себя особенными, лучшими по сравнению с другими, и это проявляется в их манере говорить, ходить, вести себя. Среди них принято поспешно осыпать других упреками в неверии и лицемерии.
4. Религиозное рвение с заблуждением
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Из моей уммы выйдет народ; они будут читать Коран так, что ваше чтение ничто по сравнению с их чтением. Ваши намазы и посты ничто по сравнению с их намазами и постами. Они читают Коран и думают, что он на их стороне. На самом деле, он против них. Их намазы не проходят дальше их горла. Они выходят из Ислама, подобно тому, как стрела выходит из лука» (Бухари, Муслим)
Сообщается, что Абу Саляма сказал:
«Я слышал, как он [Посланник Аллаха] рассказывал про усердно поклоняющихся людей: “Любой из вас будет считать свою молитву ничтожной, по сравнению с их молитвой, а также свой пост по сравнению с их постом! (Но) они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи».
Тот факт, что эти молодые, незрелые глупцы искренни в своих заблуждениях, не вызывает сомнений. Они верят в то, что делают. Их трагедия в том, что хотя их намазы и чтение Корана «лучше наших», они не понимают их истинного смысла.
Их слова остаются на языке и никогда не доходят до сердца, «не идут дальше глотки». Они не охватывают смысл всего текста, а видят только отдельные строки, и из-за этого появляются их неправильные трактовки.
5. Ошибочное толкование Корана
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Они читают Коран, но он не проходит дальше их глоток» (Муслим).
Мелодичное и распевное чтение и прочие эмоциональные акценты не дают ясности, которая должна достигать сердца. Коран дает универсальное послание любви, преданности, сострадания и мира – все это упускают из виду те, кто сосредотачиваются только на одном аспекте благочестия.
6. Красноречие в оправдании зверств
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Будут люди, которые будут говорить хорошо, но поступать плохо» (Албани).
С экстремистом трудно спорить, он яростно отстаивает свою позицию, да и никто не может отрицать, что умма переживает тяжелые времена. Обычно у них наготове туманные ссылки, оправдывающие зверства, сторонниками которых они являются. Если вы осуждаете преступление, они указывают на преступлениях против вас. Если вы осуждаете убийство невинных, они напоминают об обстрелах с беспилотников, все это, чтобы оправдать убийство других невинных.
7. Фатвы, одобряющие кровопролитие среди мусульман
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Они будут убивать мусульман» (Бухари).
Поразительно, что жертвами этих людей, клянущихся в любви к исламу, являются мусульмане, а не последователи других религий.
Взрывы бомб на рынках, похищения, нападения на школы, убийства несогласных с их методами.
Они нападают на больницы, школ, взрывают мечети других течений и обвиняют в неверии тех, кто смеет с ними не соглашаться.
8. Клевета на ученых
Когда вы ссылаетесь на авторитетных ученых, они парируют, что этих ученых купили «за нефтедоллары», что это ученые «фикха, а не джихада» и т.п.
Вся кровавая идеология маскируется под искреннюю любовь к исламу, исламское лидерство и симпатию ко всему исламскому. Однако если послушать их рассуждения, прорваться сквозь апелляцию к нашим естественным эмоциям, то можно увидеть, что это перетолкованное, извращенное понимание ислама и его целей (макасид). То, что они говорят, похоже на правду, но их действия выдают ложь.