Верующие мусульмане в Узбекистане говорят, что уклонялись от голосования на парламентских выборах, потому что в депутатском корпусе их интересы никак не представлены.
Спустя два дня после второго тура выборов, 12 января, Центризбирком Узбекистана обнародовал итоги голосования в Законодательную (нижнюю) палату Олий Мажлиса, парламента Узбекистана, и признал состоявшимися парламентские выборы.
Ранее, 27 декабря 2009 года, в первом туре выборов в 39 из 135 избирательных округов ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов, что повлекло за собой повторное голосование, сообщает NBCA.
В Нижнюю палату избраны сто пятьдесят депутатов: пятьдесят три человека представляют Движение предпринимателей и деловых людей/Либерально-демократическую партию, тридцать два - Народно-демократическую, 31 – Демократическую «Миллий тикланиш», 19 – Социал-демократическую партию «Адолат» и пятнадцать депутатов избрано от Экологического движения Узбекистана.
Несмотря на то, что, по сообщениям властей, в законодательной палате, сформированной по партийному списку, представлены «практически все слои общества» обозреватели NBCA говорят, что местные мусульмане считают себя обделенными, поскольку светский парламент, на их взгляд, не будет лоббировать законы, учитывающие их интересы.
Но, с другой стороны, почти все опрошенные сказали, что не принимали участия в голосовании или сделали свой выбор формально, под давлением, чтобы избежать лишних проблем с властями, которые заявили, что явка избирателей на выборах была высокой.
«Я просто опустил бюллетень в урну, не читая его,- сказал 29-летний Жалолиддин, мусульманин из Ташкента. – Ранее ко мне приходили представители махаллинского комитета и настоятельно рекомендовали пойти на избирательный участок. Я не хочу неприятностей со спецслужбами».
«А я не ходил голосовать,- вступает в разговор 63-летний Хокимжон-ака из Намангана, города в Ферганской долине.- Зачем? Ведь интересы верующих и права мусульман никто из депутатов не поддерживает, у нас не было и нет своего представителя в Олий Мажлисе».
Пулатжон, 35-летний мусульманин из Андижана, областного центра на востоке страны, поступил аналогично, поскольку думает, что его голос ничего не решает.
«Среди депутатов нет ни одного религиозного,- возмущается другой мусульманин. - Даже фермеры среди них есть. Какую пользу фермер может принести верующим людям?».
Абдугаффар, 47-летний мужчина из Ташкента, наслышан о том, что во многих светских государствах, к примеру, в Турции и Кыргызстане, среди парламентариев немало верующих, которые не скрывают своей религиозной принадлежности, и, принимая социальные законы, всегда руководствуются тем, что большая часть их электората – мусульмане.
«Мне рассказывали, - говорит он, - что, к примеру, депутаты парламента соседнего Кыргызстана во время религиозных праздников выезжают к избирателям, организуют ифтар [благотворительный обед], лоббируют интересы мусульман, пробивают квоты на хадж. У нас такое невозможно».
Узбекистан по Конституции является демократической республикой, где религия отделена от государства и запрещено создание партий по религиозному признаку, однако исламские устои здесь очень сильны.
Верующие являются активной частью узбекского общества, что не очень приветствуется властями, которые много лет борются с религиозным экстремизмом, последователями запрещенных в стране Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) и партии Исламского возрождения «Хизб-ут-Тахрир».
По оценкам местных правозащитников, в узбекских тюрьмах находится более восьми тысяч мусульман, осужденных за свои убеждения. Многие из них, по данным Инициативной Группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) из Ташкента, попадают в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям и подвергаются жестоким пыткам.
«После гонений они потеряли веру в улучшение политики узбекских властей, и те, кто четко следуют всем канонам ислама, не ходят на выборы, так как выбора для них нет»,- говорит Сурат Икрамов, лидер ИГНПУ.
Дилором Исхакова, лидер оппозиционного движения «Бирдамлик» по Узбекистану из Ташкента, уточняет, что многие мусульмане в выборах не участвуют, так как лишены избирательного права.
«Большинство узбекских верующих судимы, или их родные сидят в тюрьмах по 159 статье Уголовного кодекса Узбекистана [«Посягательство на конституционный строй»],- говорит она.- Многие судимые не имеют права участвовать в выборах, а их родных даже не приглашают на выборы. Они состоят на учете, и всегда лишены даже формального участия в выборах».