Муфтий Гайнутдин: деление мира на дар аль-ислам и дар аль-харб не актуально

Концепция деления мира на «территорию войны» (дар аль-харб) и «территорию ислама» (дар аль-ислам) теряет свою актуальность. Об этом на XI Международном мусульманском форуме «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций» 15 декабря 2015 года в Лондоне заявил председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

Как отметил духовный лидер, сегодня требуется борьба с внутренней замкнутостью уммы, с ее герметичностью. «Иначе говоря, необходимо преодолеть мотивированное «богоизбранностью» стремление многих членов уммы изолировать себя от внешнего мира и от «неверных». В политическом плане такая изоляция получила отражение в концепции деления мира на дар аль-ислам, дар аль-куфр и дар аль-харб», ― заявил муфтий.

По мнению Председателя ДУМ РФ, эта система работает лишь в контексте юридического понимания веры. «Онтологически же дар аль-ислам является любая территория, где живут мусульмане, то есть смиренные перед Богом. Кроме того, даже те, кто юридически считаются мусульманами, живут теперь во всем мире, так что средневековое деление вдвойне теряет свою актуальность», ― уверен духовный лидер мусульман России.

Мнение муфтия Гайнутдина поддержал Абдуллах бен Мансур, президент Федерации исламских организаций Европы (Брюссель). В своем докладе на тему «Правовые основы взаимоотношений между мусульманами и немусульманами» в числе тезисов, он также призвал ограничить понятия «территория войны» (дар аль-харб) и «территория ислама» (дар аль-ислам), отметив, что страны, где проживают мусульмане (а их в мире большинство), не могут считаться «территорией войны».

Спикер подчеркнул, что война в исламе является исключением, нежели правилом. «Ислам ― это религия мира и добра, безопасности и умиротворения», ― подчеркнул Абдуллах бен Мансур.

Указанные термины не содержатся в основных источниках ислама - Коране и Сунне, они были разработаны средневековыми богословами с учетом реалий того исторического периода, когда ареал проживания мусульманской общины и существования мусульманских государств ограничивался лишь несколькими регионами мира. В классификации, разработанной Абу Ханифой, используются термины дар аль-ислам («территория ислама»), дар аль-куфр («территория неверия»), а также на дар аль-харб («территория войны»), дар ас-сульх («территория мирного договора») и др.

Напомним, вчера в британской столице прошел XI Международный мусульманский форум «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций». В форуме приняли участие лидеры мусульманских общин и муфтии, а также ведущие ученые из России, Албании, Великобритании, Ирана, Ирландии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Финляндии, Эстонии и других стран.



комментариев