С 14 по 16 декабря 2015 года в Лондоне состоялся XI Международный мусульманский форум «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций».
Учрежденный и ежегодно проводимый российскими мусульманами форум, впервые организован за пределами России. Одна из крупнейших европейских столиц со значительным по количеству и чрезвычайно многообразным по этническому происхождению мусульманским меньшинством была избрана в качестве места проведения XI ММФ, поскольку в последнее время вопросы формирования идентичности, резкая смена ценностных ориентиров и радикализация мусульманской молодежи со всей остротой встали на общеевропейской повестке дня. Участники Форума поставили цель посредством обсуждений и обмена мнениями сформулировать общие подходы к решению обозначенных проблем.
Организаторами форума выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации и секретариат ММФ при поддержке Мусульманского совета Британии, Совета муфтиев России и ДУМ Республики Татарстан.
Коранический гуманизм и «разгерметизация» уммы − тезисы Гайнутдина
Первым и программным докладчиком ММФ стал духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Он отметил, что народы Европы, также как и народы Ближнего Востока переживают кризис идентичности. «Мусульманский мир находится в состоянии мучительного поиска новой исламской политической идентичности, переосмысления своей политической субъектности. И в этот драматический момент, воспользовавшись идеологическим и политическим вакуумом, на арену вышла организация ДАИШ, которая утверждает, что знает рецепт правильного построения политического будущего уммы. ДАИШ смог привлечь на свою сторону большое количество молодежи именно потому, что выступил с манифестацией политической самостоятельности и решил немедля продемонстрировать ее на практике, не считаясь ни с чем и ни с кем» − заявил муфтий Гайнутдин. В то же время, альтернативная повестка дня для уммы не сформулирована и ответственность за это во многом лежит на мусульманских богословах, убежден глава ДУМ Российской Федерации.
По мнению муфтия шейха Равиля Гайнутдина, штампы, в плену которых находится развитие мусульманской богословской мысли, не дают возможности ответить на вызовы времени. Для их преодоления российский муфтий призвал преодолеть узость мышления, охватившую мусульманский мир; недоверие к разуму и внутреннюю замкнутость уммы. Альтернативой радикализации должна стать опора на гуманистические принципы, заложенные в самом тексте священного писания мусульман − Коране, другими словами, Коранический гуманизм.
Духовное измерение диалога
Риторике столкновения цивилизаций и межкультурной конфронтации участники ММФ противопоставили тезис о диалоге разнообразных частей человеческого сообщества. Вместе с тем, как подчеркнул принявший участие в Форуме в качестве специального гостя представитель Русской Православной церкви архиепископ Сурожский Елисей, в современном мире при налаживании диалога нередко отрицаются духовные и исторические особенности сторон, что формирует субкультуру, невосприимчивую к традиции. Необходим духовный диалог, позволяющий его участникам сохранять и в доброжелательной манере отстаивать свои убеждения, считает архиепископ.
Президент Федерации мусульманских организаций Европы Абдуллах бен Мансур (Бельгия) в пяти тезисах изложил свое видение основ, на которых должен строится искомый диалог. Это следование коранического принципа о познавании друг друга различными народами; осуществлять религиозный призыв не словом, а личным примером; отказ от понятий территория мира и территория неверия; понятие об исламе как о религии мира и безопасности.
Опыту сосуществования различных культур и духовных традиций были посвящены выступления муфтиев Польши, Литвы, Эстонии Томаша Мицкевича, Ромаса Якубаускаса, Ильдара Мухамедшина и других спикеров.
Особое внимание − молодежи
До трети общей численности мусульманской общины Соединенного Королевства составляет молодежь, в связи с чем молодежное направление работы и сотрудничества между мусульманскими организациями различных стран имеет особую важность, заявил, выступая на Форуме, генеральный секретарь Мусульманского совета Британии доктор Шуджа Шафи.
Без сомнения, это утверждение вполне справедливо и в отношении других стран Западной Европы. Социальная, воспитательная, интеграционная работа становится тем более актуальной в свете небывалого наплыва в Европу беженцев из Ближнего Востока. Показательны данные, приведенные главой татарской мусульманской общины Финляндии Атиком Али: за последние шесть месяцев численность мусульман в этой стране увеличилось с 60 тысяч до 85 тысяч, иначе говоря, на 40 процентов, поставив, таким образом, принимающее общество перед задачей социальной и культурной интеграции прибывших.
Директор Института востоковедения РАН профессор Виталий Наумкин выразил полное согласие с мнением муфтия шейха Равиля Гайнутдина о кризисе идентичности как первопричине многих негативных социальных и политических явлений. По мнению авторитетнейшего арабиста, на путь убийств и насилиях молодых людей толкают лжеценности. «Молодежь ищет смысл жизни и не находит его», − заявил Наумкин.
Обеспечение безопасности не возможно без комплексного подхода к решению множества задач социального, экономического, идеологического характера, убежден генеральный секретарь Европейского совета фетв и исследований General Secretary of the European Council for Fatwa and Research шейх Хусейн Халава (Ирландия).
Перед обравшимися выступили также спикеры из Албании, Ирана, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Португалии, Румынии, Сербии и других стран.
В заключительном слове сэр Икбал Сакрани - основатель Мусульманского совета Британии и наиболее влиятельная фигура в мусульманской общине Соединенного Королевства поблагодарил организаторов Форума и лично муфтия шейха Равиля Гайнутдина и отметил, что формат Международного мусульманского форума, его проведение не только в Москве, но в столицах других государств для консолидации мусульманских лидеров востребован и перспективен.
XI Международный мусульманский форум «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций» завершился принятием резолюции.