Духовное наследие уммы Москвы представят на выставке в Соборной мечети

18 октября в выставочном зале Московской Соборной мечети впервые после реконструкции состоится открытие выставки «Духовное наследие московской мусульманской общины: имамы Агеевы». На выставке будут представлены ценные арабские и тюркские рукописи, некогда принадлежавшие семье Агеевых (прежде всего Рафику б. Бекбулату Агееву и его сыновьям — Хайретдину и Зайнетдину, которые на протяжении XIX - начала XX вв. являлись духовными лидерами московских мусульман) и ныне хранящиеся в фондах крупнейших научных библиотек Москвы – МГИМО(У) МИД РФ и РГБ, метрические книги Московской мечети в Татарском переулке, письма и фотографии.

Выставка организована Духовным управлением мусульман РФ при поддержке ФГБУН ИНИОН РАН и при участии Центрального государственного архива г. Москвы, Российской государственной библиотеки, Научной библиотеки МГИМО им. И.Г. Тюлина, Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), ГКУ Национальный Архив Республики Башкортостан. Куратор выставки – врио директора ФГБУН ИНИОН РАН, д.и.н. И.В. Зайцев.

Ахуны из рода Агеевых с XIX в. вплоть до 1913 г. проводили молитвенные собрания в Соборной мечети Москвы. Рафик б. Бекбулат Агеев возглавлял Историческую мечеть с 1833 г. вплоть до 1867-1868 гг. Он и его сын Хайр ад-Дин (Хайритдин Рафиков, также старший ахун) в конце XIX — начале XX в. проживали в Татарской слободе Москвы (на Большой Татарской улице). Официально должность Рафика Агеева именовалась «Татарской слободы соборный имам мухтасип и мударес мулла Рафек Агеев»; он подписывался также «ахун и соборный мулла-мухтасиб, мударрис». Рафик Бекбулатович находился на этом посту почти 60 лет, преподавал в медресе при мечети, совершил хаджж. Следующим имамом (с конца 60-х гг. XIX в.) стал его сын, шайх Агеев Хайр ад-Дин хаджи Рафиков, «московский гражданский и военный имам», почетный гражданин Москвы, умерший в 1913 г. на 86-м году жизни (род. около 1827 г.).

Рукописи семьи Агеевых из Научной библиотеки МГИМО им. И.Г. Тюлина — это комментарии к Корану, правила совершения молитв, богословские и грамматические трактаты на арабском языке, а также толкователь снов «Табир-наме» и список знаменитой поэмы Кул Гали «Кысса-и Йусуф» — на татарском языке.

Старейшая рукопись этого собрания — известный комментарий к Корану Абу-л-Хасана ‘Али ал-Вахиди ан-Найсабури (ум. в 468/1075 г.) «Тафсир ал-Кур’ан ал-ваджиз», переписанный в ша‘бане 729 г.х./июне 1329 г. Другие рукописи переписаны в основном в XVIII – первой половине XIX в., однако все они содержат множество поздних приписок различного содержания, пометок, адресов, печатей и владельческих надписей (на русском, арабском и татарском языках), сделанных рукой кого-либо из членов семьи Агеевых. Так, на листах в начале рукописи «Кысса-и Йусуф» в числе записей на русском и татарском языках сохранился перечень детей Рафика Агеева, а также запись Рафика б. Бекбулата о своем сыне Зайнетдине: «В конце четвертого года жизни мой сын Зайнетдин узнал азбуку, в пять лет, приехав в Казань, он читал суры хафтияка и мог читать уже «Книгу о Юсуфе». [Когда] ему исполнилось шесть лет в 1833 году мы приехали в Москву, в 1834 году в 7 лет он знал наизусть “Правила молитв”, “Кайданиев фикх” и “Завещание высочайшего имама”. В 1835 году, когда ему исполнилось 8 лет, нашему имамату в Москве было уже 2 года….».

Часто в этих рукописях обнаруживаются и закладки – записки или счета, которые дают представление о быте московской семьи середины XIX в.

На выставке также представлены два манускрипта из Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Это докладная записка муллы Х.Р. Агеева А.Ф. Вельтману, директору Московской Оружейной палаты и «Ал-Ислах ва-л-Изах» Ибн Кемаля-паши. Хайретдин Агеев много сделал для описания восточных коллекций Оружейной палаты Московского Кремля; докладная записка датирована сентябрем 1868 г., в ней содержится просьба о вознаграждении его тарханским достоинством за труды по переводу восточных текстов в собрании Оружейной палаты в 1863–1866 гг.

Дошедшие до нас рукописи библиотеки Агеевых позволяют реконструировать родственные связи семьи московских имамов, выступают как свидетельства их обширной религиозной, общественной и научной деятельности.

Выставка продлится до 11 ноября 2016 г.



комментариев