Мусульмане российской столицы ждут новых мечетей

Скандал, связанный с началом реконструкции здания московской соборной мечети, снесенной 11 сентября 2011 года, постепенно сходит на нет. Между тем проблема нехватки мечетей в российской столице, о чем заговорили благодаря этому конфликту, остается крайне острой.

Два из трех молятся на улице

По разным оценкам, сегодня в Москве проживает от полутора до двух миллионов мусульман, а с гастарбайтерами из Центральной Азии и того больше. Мечетей же в столице России до недавнего времени было всего четыре, а сейчас и вовсе осталось три.

Самый большой мусульманский храм, вмещавший до 1200 человек, был снесен 11 сентября 2011 года. Как утверждают в Духовном управлении мусульман России, решение о сносе московской соборной мечети в Выползовом переулке было принято из-за аварийного состояния здания, построенного еще в 1904 году. Правда, рядом с ним был возведен молельный дом, вмещающий до 1500 прихожан, однако это не решает проблему нехватки мечетей в Москве.

В течение недели в мусульманских храмах настолько свободно, что там спят бомжи, но во время пятничной молитвы и в праздники на улице остаются до 70 процентов прихожан, отметил в интервью Deutsche Welle имам исторической мечети Рамиль-Хазрат Садеков. "Когда я призываю верующих приходить в храм, меня нередко спрашивают - неужели в Коране сказано, что я должен заболеть, исполняя обряд, - рассказывает Садеков. - Я вынужден признавать, что здоровье важнее, и люди перестают ходить в мечеть".

Исламофобы портив мечетей

Чтобы все мусульмане, регулярно соблюдающие религиозные обряды, могли прийти в мечеть помолиться, в Москве должно быть не менее 10 храмов, каждый вместимостью до 5 тысяч человек, считает имам московской исторической мечети. Только сбыться этому, похоже, не суждено. Как сообщил в интервью Deutsche Welle Рамиль-Хазрат Садеков, на то есть несколько причин, и первая – высокий уровень исламофобии среди москвичей.

В сознании людей, сформировавшемся, а точнее, сформированном стараниями властей и СМИ за время двух чеченских войн, укоренилась мысль, что все проблемы россиян исходят от мусульман, утверждает имам. Поэтому никто не хочет, чтобы рядом с его домом была построена мечеть. Вторая причина – бездействие властей, которые занимают позицию сторонних наблюдателей даже в тех случаях, когда от них напрямую зависит решение вопроса.

Так было, например, в 2010 году, когда согласованный со столичными властями план строительства мечети в микрорайоне Текстильщики был сорван в результате протеста местных жителей, напомнил Садеков. Представители городской администрации, к которым обратились мусульмане, сославшись на имевшиеся договоренности, ответили, что ничем не могут помочь. Таким образом, мечеть, на тот момент всего лишь пятая по счету, так и не была построена.

Строят или разрушают?

Есть и еще одна причина, которая мешает появлению новых мусульманских храмов в Москве - это разобщенность исламского духовенства. Давний спор идет, в частности, между муфтиями Равилем Гайнутдином и Талгатом Таджуддином, объяснил Deutsche Welle имам Рамиль-Хазрат Садеков. Первый дал согласие на снос московской соборной мечети, чтобы ее реконструировать, а второй раскритиковал этот проект.

Против муфтия Равиля Гайнутдина выступили и авторы открытого письма, которое появилось в ряде СМИ после сноса соборной мечети. По их выражению, борясь за сохранение исторического наследия, авторы, первым среди которых стояла фамилия Талгата Таджуддина, бросали обвинения в адрес муфтия. "Сердцем не принять и разумом не понять то, что делает председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) Равиль Гайнутдин", - говорится, в частности, в открытом письме.

Комментируя этот документ, пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева напомнила, что переговоры о выделении земли под мечеть в микрорайоне Текстильщики, которая в итоге так и не была построена, вел непосредственно председатель Духовного управления мусульман европейской части России.

Если не строить, то хоть реконструировать

"Где тогда были эти крикуны, подписавшие письмо? Они молчали, вместо того, чтобы помочь. Это еще раз доказывает, что цель шумихи отнюдь не мечеть и не забота о мусульманах, - заявила Газиева. – А мы не занимаемся спорами. Мы строим мечети". Правда, пока проекты по возведению новых мусульманских храмов остаются лишь проектами. Поэтому-то такие большие надежды возлагаются на реконструкцию Соборной мечети, вокруг которой и разгорелся конфликт.

После реконструкции, утверждают в Духовном управлении мусульман России, храм станет больше и оснащен будет лучше. "Мечеть не снесли – мечеть строится", - уверен и прихожанин московской исторической мечети по имени Азамат. В беседе с корреспондентом Deutsche Welle он сказал, что поддерживает идею реконструкции храма и хотел бы, чтобы мест для общения с богом в Москве у мусульман было больше. И в этом он, похоже, не одинок.



комментариев