Является ли любовь к родине частью веры?

Что значит патриотизм с точки зрения Ислама? Одни считают его частью ложных, языческих убеждений, фактически обожествляющих «почву» (также как этнонационализм - «кровь»). По их словам, патриотизм воспитывает преданность, восхищение и готовность к жертвенности, несмотря ни на что, во имя родины, в то время как всех этих чувств достоин только Всевышний Аллах.

Их оппоненты повторяют выражение: «Любовь к родине – часть веры», приписываемое Пророку (мир ему). Этим они доказывают правомочность патриотизма с точки зрения Шариата.

Так что же такое исламский патриотизм и является ли любовь к родине – частью нашей веры?


Слепой патриотизм

Данный вопрос, как и многие другие, встающие перед современными мусульманами, не так прост, как представляется на первый взгляд.

Действительно, патриотизм, с одной стороны, так или иначе является частью идеологии (или ее подобия) любого национального суверенного государства. Что бы нам ни говорили о патриотизме, в мире, где господствует секуляризм, он всегда призван воспитывать у граждан чувства некоторой исключительности и даже превосходства, пусть и не агрессивного, над народами других государств.

Такой подход к патриотизму был выработан на Западе в целях легитимации т. н. Вестфальской системы. Согласно ей, международный порядок состоит из территориальных, суверенных государств, над которыми нет никакой высшей власти. Этому способствовало изменение роли Католической церкви (правители национальных государств вышли из подчинения Пап, а зачастую и религиозных предписаний вообще) и развитие капитализма.

Именно на данной идеологии и на обязательном требовании к людям во что бы то ни стало быть преданным государству, которое считается их родиной, до сегодняшнего дня с некоторыми оговорками строится мировой порядок. Степень интенсивности и тонкость применения технологий формирования массового сознания в патриотическом духе отличается в зависимости от конкретного общества и государства.

Ислам осуждает трайбализм (культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность), племенной фанатизм (асабийя), об опасности которого предупреждал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Тот, кто провозглашает слепую преданность племени (асабийя), - не из нас; и тот, кто, борется во имя трайбализма, - не из нас; и тот, кто умирает во имя этого, - не из нас» (Абу Дауд). «И кто сражался под слепым знаменем, гневаясь из-за племенного фанатизма или призывая к трайбализму, или поддерживая племенной фанатизм, и был убит – тот убит в невежестве. Тот не от меня он и я не от него» (Муслим). «Поистине, Аллах удалил от вас дух трайбализма, свойственный джахилийи (временам доисламского невежества) и свойственный ей обычай кичиться своими предками. Теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди - дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как благочестия» (Ат-Тирмизи).

В приведенных хадисах осуждается, прежде всего, то, когда люди руководствуются признаком «крови». Однако совершенно очевидно, что это относится и к теориям исключительности и превосходства, основанных на принципе «почвы». Не секрет, что именно описанный в данных хадисах дух слепой и болезненной привязанности к своей стране и своему народу, без различения, находятся ли они на истинном пути или в заблуждении, понимается многими, как патриотизм.

Именно такой вид патриотизма сегодня пропагандируется во многих современных обществах. Яркий пример – Соединенные Штаты. Кино, политики, СМИ этого государства фактически внедряют в сознание масс убеждение, что Америка всегда права. Это и есть патриотизм в их понимании.

Интересно заметить, что, если трайбализм, крайний национализм, основывающийся на этнических признаках, в целом считается в мире чем-то неприличным, аналогичный этому крайний патриотизм, стоящий на принципе «почвы», наоборот, является практически нормой.

На Западе, кстати, сегодня под национализмом зачастую понимается как раз то, что у нас называют патриотизмом. Под «нацией» там подразумевают, как правило, не лиц, связанных общностью крови, но всех граждан государства, имеющего суверенитет над определенной территорией, вне зависимости от их этнической принадлежности, т.е. связанных общностью почвы и паспорта (гражданства). Патриотизм и национализм, таким образом, фактически слились в нечто неразделимое. Это еще раз подчеркивает их близость и возможную подмену одного другим.

Позиция Ислама

Ислам решительно отвергает любую слепую преданность почве, которую сегодня нередко пропагандируют под видом патриотизма. Подобные убеждения основаны на ложных мотивах. Нельзя безоглядно отдаваться во власть привязанности к какой-то земле только потому, что ты там родился. Точно также недопустима фанатичная преданность какому-то народу, только исходя из того, что ты из его числа, живешь с ним в одной стране и говоришь с ним на одном языке. Коран изобилует аятами, в которых Аллах Всевышний предостерегает людей от слепого следования за теми заблуждениями, в которых утвердились их народы, соплеменники, предки и отцы.

«Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»(Коран, 43:23). «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Коран, 2:170). «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (Коран, 5:104)

Кроме того, Аллах Всевышний предупреждает: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют» (Коран, 6:116). Это именно та пропасть слепого следования за своим народом даже в заблуждении, в которую впадали многие народы на протяжении всей истории.

С осуждением слепого патриотизма и национализма выступают все исламские ученые и лидеры. «Мы должны встать рука об руку против тех, кто призывает к слепому национализму», - говорит один из них.

Однако, несмотря на это, вирусом слепого патриотизма, национализма и национал-патриотизма сегодня заражены и мусульманские общества. Не говоря уже о татарском и кавказском национализме, стоит упомянуть и заразу арабского и турецкого национал-патриотизма, разъедающую эти великие народы.

В мусульманском мире широко ходит выражение «Любовь к родине часть веры» (или «от веры» - по другой версии), которое выдается за пророческий хадис. Правящие круги государств, исповедовавших идеологию арабского национализма, очень любили эксплуатировать его для повышения уровня поддержки населением политики их режимов.

Однако, согласно мнениям крупнейших знатоков хадисов, он является недостоверным. Хотя некоторые, например Ибн Хаджарь, оговариваются при этом, что при правильном понимании его смысл соответствует акыде (мусульманскому вероучению).

Мусульманский патриотизм

Любить ту землю, в которой родился и вырос, с которой связаны все воспоминания, к которой привык и прикипел душой, является естественным свойством человеческой натуры. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покидал Мекку, то говорил с горечью: «...Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, ат-Тирмизи и др.).

Таким же образом любит свою родину и любой из нас. Любим город, в котором родились; любим улочки, по которым бегали детьми; любим свой родной язык; любим свой народ. И в этом с исламской точки зрения нет ничего предосудительного.

Однако является ли родиной только твоя деревня, только твой город, только твоя страна? Ясно, что понятие родины не такое уж упрощенное. Что понимать под родиной? Государство? Территорию обитания своего народа? Место, где родился и вырос? Культуру, традиции и историю своей земли? Понятно, что для государства желательно, чтобы под родиной понималось исключительно оно само, т. к. это подразумевает право бюрократического аппарата и правящей элиты выступать от имени какого-либо народа и его страны.

Националисты понимают под родиной кровь и территорию, на которой живут ее носители.

Но что является родиной для мусульманина? В этой связи есть смысл говорить о родине мусульманина, как месте, стране, в которой он родился, к которой привязан, и которой обязательно желает блага; и о родине в полном сакральном смысле, родине духовной.

Для приверженца Ислама патриотизм как любовь к своей стране, где родился и вырос, к своему народу имеет особый смысл. Это, прежде всего, стремление улучшить их положение, облагородить жизнь, защитить от бед и пороков, привить высшие ценности.

Иными словами, соответствующий акыде смысл выражения: «Любовь к родине – часть веры», - значит усердие на пути Ислама в родных краях. В этом подлинный смысл патриотизма в Исламе. В определенной степени мы связаны исламской миссией в этой жизни с той территорией, в которой родились и живем. Ведь нам легче вести призыв именно в этой земле, именно среди тех, с кем мы выросли и кого хорошо понимаем и знаем.

То, что запретно мусульманину, так это слепая любовь и болезненная привязанность к чему-либо в этом мире – к своему народу, земле, дому в том числе, без оглядки на истинность и ложность того, на чем они стоят. Но при этом в своем же народе и стране, в которой родился, можно любить положительные качества, можно гордиться наиболее памятными и героическими страницами истории борьбы за правду и справедливость.

С другой стороны, все, что есть в религии Единобожия, и все, в чем есть искра Единобожия, – это истинная духовная родина мусульманина. Он должен быть патриотом Ислама, патриотом уммы.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) любил Мекку, а затем и Медину. Так он любил свой народ – мусульман, кем бы они ни были – мекканцами, мединцами, бедуинами, византийцами, персами или евреями. Он любил в них Ислам и любил их в Исламе. Именно таким широким также должно быть представление мусульман о родине.

В этом, высшем, сакральном, смысле, если где-то следуют Единобожию – это наша родина. Если тот или иной народ придерживается Единобожия – он нам родной. Если та или иная история, культура, традиции хранят память о Единобожии – это наша родина.

И мы имеем полное право любить Мекку и Медину, Стамбул и Багдад, Дамаск и аль-Кудс (Иерусалим), Самарканд и Бухару, Казань и Грозный, Уфу и Махачкалу, Москву и Париж, поскольку каждое из этих мест становится прибежищем Ислама. Мы имеем полное право любить арабов и турков, иранцев и узбеков, кавказцев и испанцев, татар и русских, англичан и малазийцев, поскольку каждый из этих народов вносит посильный вклад в укрепление и процветание Ислама. Мы имеем полное право любить культуры и языки этих народов, поскольку на каждом из них Ислам получает неповторимое звучание.

Один из мусульманских поэтов выразил подобное отношение в простом четверостишье:

Родными я сочту пыль Афганистана,

Пески Хиджаза и горные цепи Ирана,

Любой уголок, где внемлют Корану,

А утро вскрывают звуки азана…



49 комментариев


  1. (14.03.2012 16:55) #
    -2

    "Аллах удалил от вас дух трайбализма".
    Мне кажется это смешение стилей неестественным. Язык хадисов-это не язык политтехнологов 14 века по хиджре.
    Скажите где нибудь в мечети, что это хадис и Вас попросят не выражатся:)
    А так,со смыслом статьи соглашусь.Трайбализм этот-полный трайбализм:))!

    • (14.03.2012 21:41) #
      2

      А мне очень даже понравилось... Прикололо, с позволения сказать :). А язык хадисов - арабский все-таки. Наша переводческая школа еще в стадии становления. Может введенные братом Абдуллой термины и приживутся - как знать?

      • (15.03.2012 17:15) #
        0

        Перевод хадисов всё-таки не должен прикалывать.И арабский язык Пророка(савс) не был похож на арабский язык философов. Никто из Пророков (ас)и праведных людей прошлого и настоящего, не говорил в понятиях: мир идей, акциденция,универсалии и концепция.Я так понимаю не говорили сознательно. Не к чему эта вычурность и заумные фразы.
        Тот язык на котором мы говорим, это просто выражение нашего состояния, а оно у нас не важнецкое у всех. Поэтому и возникают курьёзы как в случае перевода "Сунан"а Убу-Дауда, который без слез читать не возможно.
        Переводческая школа складывается по-тихонько.Лучше вводить в оборот исламские термины: таква,ихсан и т.д.
        А для чистоты эксперимента, надо сказать нескольким мусульманам в мечети про трайбализм:) и будет видно, что это режет слух, вызывает не понимание. И потом зачем? Забыл, что не на научном симпозиуме?
        Любая попытка ввести новый термин или новый акцент, будет встречать законное противодействие. Нет никакой срединности-ибо тогда есть её противоположность. Нет никакой безмазхабности.Фикха меньшинств.Мединской конституции. И трайбализма:)
        Это всё аллюзии:)

        • (15.03.2012 18:14) #
          0

          Брат Исмаилов, мне кажется, что в научно-популярных статьях (извиняюсь за выражение "научно-популярные", не знаю эквивалента в арабском) все же можно (и нужно) употреблять термины и понятия из нашего джахилийского образования на русском языке. Возможно, при этом делать оговорки, что наиболее точно это понятие передается таким-то арабским словом. Это упростит и убыстрит понимание русского текста на исламскую тему теми простыми мусульманами, которые не знают арабского языка и не владеют шариатской терминологией. Давайте честно признаемся, что простой российский мусульманин, такой, как я, без шариатского образования, отбрасывает текст в сторону, когда он начинает спотыкаться на незнакомых или смутно понимаемых терминах. А уж богословские тексты на русском языке, которые так и так осиляют только люди с хорошим шариатским образованием, пусть используют соответствующую точную терминологию.

          • (16.03.2012 10:12) #
            0

            1)"мне кажется что в научно-популярных статьях .. все же можно (и нужно) употреблять термины и понятия из нашего джахилийского образования на русском языке"

            2)"отбрасывает текст в сторону, когда он начинает спотыкаться на незнакомых или смутно понимаемых терминах."
            Или первое или второе. Они исключают друг друга.

            • (16.03.2012 11:32) #
              2

              Ас-саляму алейкум. Мне кажется, одна терминология все же не исключает другую. Речь не только о "научно-популярных статьях". Я говорю, например, о законодательстве современных исламских стран. А без таких терминов как универсалии и акциденция сложно понимать исламскую философию, которая во многом повлияла на становление богословия. Насколько мне известно, термин "сифат" появился тоже с развитием богословия - вначале было "свойство".
              Разумеется, позиция Ататюрка - язык молитвы должен быть родным - тоже абсурд. У меня нет проблем с пониманием текстов. Но давайте учитывать людей, у которых мало соответственных знаний - надо же им как-то объяснять соответственные понятия. Потом, если желание искреннее, сами поймут необходимость овладения соответственными терминами.
              И кстати, для эксперимента, мусульманам в мечети можно сказать не только "трайбализм" - попробуйте говорить с ними о фикхе, источниках шариата - дальше кыяса вряд ли кто-то поймет. Не в осуждение людям - просто каждый должен заниматься работой в рамках своей компетенции. "Трайбализм" - привычная лексика для политологов, "фикх", "истихсан" - улемов. Да, современный образованный мусульманин должен хорошо владеть шариатской терминологией - это наша обязанность, но нельзя исключать также современную научную терминологию - "век нынешний и век минувший" не конфликтуют в исламе, а взаимно дополняют друг друга.

              • (20.03.2012 10:54) #
                0

                Не хочется много говорить об одном и том же.

                ""Трайбализм" - привычная лексика для политологов, "фикх", "истихсан" - улемов." Если это лексика политологов, то зачем её применять в хадисах? Вычурное, неестественное слово убивает красоту, это же очевидно, даже на уровне ощущений.

                "нельзя исключать также современную научную терминологию - "век нынешний и век минувший" не конфликтуют в исламе, а взаимно дополняют друг друга"

                Неправда. Известно противостояние с философами. Ислам не против точных наук, так как там нет идеологии. Но когда психологии (психос-душа) начинают говорить что есть кризис переходного возраста, кризис среднего возраста-то Ислам против. Эти явления описываются подобными терминами специально. Они не совсем, а иногда полностью уводят от смысла. Часто умышленно. В смысле развития гуманитарных наук современная цивилизация ушла не очень далеко. И они нам не учителя. Это специализация, задача и миссия мусульман объяснить внутренний мир человека.
                В том числе и политологии. Это ведь Всевышний руками одних удерживает других. Об этом сказано в Коране. Но политологи скажут что это концепция многополярного мира! А мы будем радоваться, что один из нас кандидат наук и говорит, о когнитивном диссонансе. Вспоминается:звезда в шоке!
                Надо нам избавляться, от этих комплексов неполноценности.

                • (20.03.2012 14:02) #
                  0

                  каждая идеология приходит исключительно со своей терминологией. если мы принимаем эту идеологию то нерассуждаем ; давайте так давайте эдак, мы начинаем практиковать ее в жизни. а если неначинаем то система защиты этой идеологии быстро поставит всех по местам. вопрос терминов в просвещении это вопрос идей вопрос терминов в науке это вопрос наук и они никак невзаимосвязаны. о науках можно говорить сколько угодно пока они непротиворечать исламскому просвещению. беда куфра в том что они подходят к взаимоотношениям людей как к наукам. отсуда и блуд весь. ибо наука есть иследование материи и взаимоотношении ее с самим с собой. и что бы вистраивать взаимоотношения между людми ,нужно досконально знать человека как материю. а это неподсилу человеку. но он в поисках бедолага. и нас мусульман пытается увести за своими умозаключниями .
                  нет ! наука это наука а прсвещение это просвещение. вот эту разницу нам надо понять и успокоится ,возблагодорив Аллаха.

                • (05.04.2012 18:44) #
                  0

                  Комментарий удален модератором.

        • (06.04.2012 06:52) #
          0

          Хадис: «Любовь к своей Родине есть признак Веры»


          Вопрос: Достоверен ли хадис: «Любовь к своей Родине есть признак Веры»?

          Ответ: На арабском хадис звучит так: حب الوطن من الإيمان

          «Любовь к родине от веры».

          Ас-Сыгани писал: «Данный хадис вымышленный». См. «Мауду’ат ас-Сыгани»/53. Ас-Сахъауи писал: «Я не знаю его». См. «Аль-Макъасыд аль-хасана»/218. Ас-Суйутый писал: «Я не знаю его». См. «Ад-Дурар аль-мунтасира»/65. Мулла ‘Али аль-Къари писал: «Говорят что у этого хадиса нет основы, или же, что он вымышленный в основе». См. «Аль-Асрару аль-марфу’а»/189. Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гъази писал: «Это не является хадисом». См. «Иткъану ма йухсину», 1/222. Аз-Заркъани писал: «Мне не известен этот хадис». См. «Мухътасар аль-макъасыд»/361. Мухаммад ДжаруЛлах ас-Со’ди писал: «Не приводится как хадис». См. «Ан-Науафихъ аль-’Атра»/120. Шейх аль-Альбани писал: «Этот хадис вымышленный». См. «Ас-Сильсиля ад-Да’ифа»/36.

          Однако следует отметить:

          Да, хадис: «Любовь к родине — из имана» выдуманный и даже со странным смыслом, так как можно встретить даже кафиров, которые любят свою родину сильнее мусульман.

          Однако если сказать: «Любовь к исламской земле — из имана», то это правильный смысл!

          Шейх Ибн Усаймин говорил: «Распространились на языках людей недостоверные хадисы, среди которых: «Любовь к родине — из имана». Это не верный смысл! Наоборот, любовь к исламской земле — из имана! А что касается родины, то человек оставляет ее и переселяется из земли неверных в землю Ислама. Поэтому любовь к неверной родине не является иманом, наоборот, страна неверных и ее жители являются ненавистными. А исламские земли и их обитатели, являются любимыми, несмотря на то твоя это родина или нет!» См. «Шарх Рияд ас-салихин» 5/330.

          У шейха Мухаммад Са’ид Расляна есть хорошая небольшая книжка, под названием «Хубб аль-уатан аль-ислямий миналь-иман» (Любовь к исламской родине — из имана).

          Уа Ллаху а’лям!

      • (05.04.2012 18:44) #
        0

        Комментарий удален модератором.

      • (06.04.2012 06:36) #
        0

        Комментарий удален модератором.

    • (14.03.2012 22:03) #
      1

      Разве есть канонические переводы хадисов на русский язык? Шаг влево, шаг вправо - расстрел, прыжок на месте - провокация? Почему нельзя употребить слово "трайбализм", если оно больше подходит по смыслу и облегчает понимание?

      • (14.03.2012 23:24) #
        2

        если идет тематическое обсуждение шариатских выкладок , то приминима исключительно шариатская терминалогия. если же делать было нечего и дело было вечером ,то тогда трайбализм и только трайболизм!

        • (14.03.2012 23:29) #
          3

          брат Irek Bikkinin извиняюсь за кураж конечно, но ни вам ли как юристу должны быть известны такие обычные вещи в юристпруденции. надо нам всем серъезнее относится к своей религии!

      • (15.03.2012 17:26) #
        0

        Новаторство, креатив-это в Сколково! Тут как раз хороши термины из взрывного дела.Спасибо за подсказку. Ибо товба-это не покаяние, а таква-это не только богобоязненность. Канонический это термин из православия. Это как искать у нас Папу Римского. Хотя некоторые выпускними Аль-Азхара, часто используют его. ИншаАллах он не приживется. За слова идет настоящая война. Шаг в право, шаг влево и после нас закрепится в сознании неверно. И будут потом наши потомки говорить, что БисмиЛлахирохьманиррохьим-это с именем Аллаха Милостивого и Милосердного. А это не так, даже если всё на протяжении жизни нескольких поколений это повторяют.

    • (31.03.2012 03:49) #
      0

      Комментарий удален модератором.

    • (05.04.2012 18:44) #
      0

      Комментарий удален модератором.

    • (06.04.2012 06:53) #
      0

      Комментарий удален модератором.

  2. (14.03.2012 17:19) #
    -2

    По моему, автору, со своим светско-начальным религиозным образованиями, не стОит из себя вымучивать некоего богослова. Это все любительство и самовольное толкование отдельных положений.
    Кстати, выражение "прибежище Ислама" удивило - считаю, что так высказываться не подобает "практикующему" мусульманину. А может насчет "практикующего" только для читателей Ансара, а в душе - все тот же рядовой обыватель, со всеми присущими ему слабостями?

    • (14.03.2012 17:47) #
      3

      Мы ведь всё-таки не нашего брата обсуждаем, а статью.
      Я не согласен с его оценкой мазхабов, другими оценками религиозных вопросов. Для которых, и тут я с Вами брат согласен нужна соответствующая квалификация. Эти темы просто за счет быстродействия ума не объять. Нужно всё-таки матчасть знать.
      Но в других вопросах, политологических, например Сирия и прочие,там оценки очень и очень даже серьезные. Да и публицист, наш Абдулла наверное один из лучших.
      А нам ведь нужны и политологи и публицисты. Разве не так? И потом мы должны писать друг о друге, мягче раз в 10, или еще больше. Это я и к себе отношу.
      То, что обсуждаем, возможно не так важно, как человек, которого мы походя оскорбляем.

  3. (14.03.2012 18:26) #
    -1

    Если бы автор в своем прикиде появился бы в Багдаде недельку назад, вполне мог бы попасть в местное сообщество ЭМО. Там бы его научили родину любить. И он прочувствовал бы, какое неповторимое звучание получает в Ираке Ислам. Не стоит так глубоко вскрывать сакральный смысл патриотизма в Исламе. Любите свою деревню, свой город, свою страну и Ислам в них, и Вас не убьют в невежестве. Как ни странно, в разных местах следуют Единобожию по-разному. Думаю не стоит проповедовать свой "слепой патриотизм".

  4. (14.03.2012 19:30) #
    0

    салям алейкум
    Их оппоненты повторяют выражение: «Любовь к родине – часть веры», приписываемое Пророку (мир ему).
    это недостоверный хадис

    • (14.03.2012 21:32) #
      1

      Уа алейкум ассалам!
      Молодец, теперь кроме заголовка еще пару строк осилил.

      • (20.03.2012 08:11) #
        0

        Комментарий удален модератором.

    • (20.03.2012 08:04) #
      0

      Комментарий удален модератором.

    • (20.03.2012 08:04) #
      0

      Комментарий удален модератором.

  5. (14.03.2012 20:15) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  6. (14.03.2012 20:51) #
    -5

    Дальше слов "Такой подход к патриотизму был выработан на Западе в целях легитимации т. н. Вестфальской системы." - не читал (мало времени у меня). автор не в теме, что понятие государственности на "З"(з)ападе появилось только вместе с людовиками 14-тыми (в веках этак в 17-ых), а до этого было "вассал-моего вассала - не мой вассал!". Вам, уважаемый Абдулла, кто платит за статьи?
    А тема "Ислам - патриотизм" весьма интересна! Православие говорит: "нет больше любви чем та года отдают свою жизнь за други [и что за "други" - особо не обсуждается] своя". Мусульмане строят "вавилонскую башню" под названием Халифат.

    • (14.03.2012 21:25) #
      1

      Некто, то есть someone, с какой целью интересуетесь, кто платит Абдулле за статьи? Вы из налоговой?

      • (14.03.2012 21:33) #
        -5

        Недавно пересмотрел трилогию "Михайло Ломоносов", так там тоже, некие немцы (западники), говорили что название села Холмогоры - происходит от немецкого названия места "Холм гардия". Уважаемый Абдула кормит в своих статьях мифы (например о патриотизме Запада), хочется узнать как такое может приносить материальный доход? Нет, я не из налоговой, Irek, то есть Ирек.

      • (14.03.2012 21:35) #
        2

        Тогда бы интересовался - сколько... :)

        • (14.03.2012 21:53) #
          3

          Да, Некто, надо было спросить - Абдулла, сколько вам платит госдеп за твои статьи? Ну а потом уже прикинуть, стоит ли вам тоже за такие деньги писать. Впрочем, некоторые люди еще пишут вовсе не для того, чтобы получать материальный доход. Есть такие странные люди.

  7. (14.03.2012 21:22) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  8. (14.03.2012 22:28) #
    -1

    Не судите автора так строго, он еще не освободился от идеализма, а конкретно, от очарования социальным конструктивизмом. Согласно последней, нации являются продуктом деятельности "этнических предпринимателей" (интеллигенция) и политики государства. Следовательно, по мнению автора, в отстаивании приоритета Ислама и критике этнонационализма достаточно взываний к "единству уммы" и произнесения приведенных в его статье увещеваний просветительского характера. Вот как бы он примирил киргизов и узбеков в Ошской области Кыргызстана, передравшихся из-за земельного и и прочего "низменного", "материального вопроса"? Стал бы взывать, что "Правоверные ведь братья" (Коран, 49:10)?

  9. (14.03.2012 22:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  10. (14.03.2012 23:17) #
    1

    любовь к родине и патриотизм есть разные вещи.любовь к родине является индивидуальной.а патриотизм есть идея на которой обединяют народ правящие круги.автор достаточно красиво спутал эти два понятия и в конце пришел к тому что в начале сам осуждал.основой единства для мусульман является ислам. притом каждый муслим может любить и скучать по своей родине. но никаких коллективных проявленний и тем более предпочтений той или иной земле только потому что она твоя родина, быть неможет. кто нибудь слышал хукмы типа;если тот то из той то земли то пусть проявляет особую любовь там? в шариате нет понятия патриотизм но у человека есть естественная любовь к родине, эта любовь никак не влияет на взаимоотношения. критерием поступка в исламе есть харам и халяль.верховенство принадлежит шариату!и нет даже маленькой щелощки для патриотизма.автор же в своей манере пытается разказать то же самое что расказывали комунисты а сегодня демократы. ущербность этих идеологий велика настолько что сами посебе недостаточны для полного объединения и поэтому вынуждены прибегать к патриотизму как средсту укрепления.мусульмане же ввиду наличия своей идей казалось бы выпадают из этой связки но нет напомощь тагуту приходят его неизменные помошники мулла и мыслители вроде данного автора.

  11. (15.03.2012 00:53) #
    2

    Похоже, местные комментаторы, кроме своих каментов, ничего больше не читают. Самиздат, сампрочит, саммокулатурсдат. Ничего, такое бывает. Болезни роста - как прыщи у подростков. Ребята растут. Другие вообще ничего не читают и не комментируют. Это хуже.

  12. (15.03.2012 01:20) #
    -1

    Резонный вопрос к администрации, почему статья от марта 2008г. появляется под авторством Р.Мухаметова, когда она была написана и иже опубликована в Интернет от Данияла Исаева?

    • (15.03.2012 01:43) #
      -1

      Следовало бы тогда дать ссылку на раннюю статью. Уж больно серьезное заявление.

      • (15.03.2012 07:43) #
        -5

        Пожалуйста, почитайте: http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-18544.html
        Мухаметов засланный казачок для стравливания мусульман разных школ и насаждения им взглядов, выгодных сионистам. А вот эти старые статьи Мухаметов копирует и перерабатывает чисто для своего имиджа, чтобы потом можно было толкать свои просионистские идеи. Вопросы возникают, кто за ним стоит?! Какие силы?! Не будем распространятся на эту тему. Знайте лишь одно: против мусульман развернута информационная война, и нельзя доверять всем и вся, кто выступает от имени Ислама.

        • (15.03.2012 10:04) #
          2

          Даниял Исаев автор стиха, а не статьи. Думаю, вы ошибаетесь про плагиат.
          Статьи Мухаметова несут новый взгляд на старые проблемы уммы. Ничего в этом плохого нет. Неужели не понимаете, что обвинять за это в сионизме глупо.

          • (15.03.2012 10:36) #
            -2

            Именно Даниял Исаев автор статьи, что и видно про пруфлинку. Как и по некоторым другим сайтам, если не коряво пользоваться поисковыми системами, найти можно и дополнительный контент.

            • (15.03.2012 13:00) #
              3

              Всем "разоблачителям": Даниял Исаев и Абдулла - это один автор. Мухаметов был 10 лет главредом и основным автором "старого" и легендарного Ислам.Ру. Много статей он писал под псевдонимами, в т.ч. Даниял Исаев. К сожалению, авторов среди рос мусульман очень мало, в отличие от горе-комментаторов. Видимо, он щас просто свою старую статью переработал и актуализировал. Такой текст не лишне несколько раз в разное время перечитывать. Успехов всем!

        • (16.03.2012 18:58) #
          2

          Али Бет, откуда такая информация?
          Если не трудно, дай хотя бы одну ссылку, где, как тебе показалось, Ринат выступает с просионистских позиций.

    • (16.03.2012 18:59) #
      3

      Мурад, брат! астагъфируллагь! разве важно кто написал и когда? то, что статья актуальная, ты не обратил внимание?

  13. (15.03.2012 01:40) #
    2

    Несправедливо критические комменты на статью. Тема судя по последним событиям 21 века насущная. Как оценить события арабской весны и получить с этого максимальную выгоду умме? Считать поражение диктаторов проявлением национал-патриотизма? Правильно ли оценивать результаты именно так? Может научиться разумно использовать национализм на общий интерес мусульман.
    Если взять конкретно Россию, то мы имеем совершенно отстраненную умму от решения собственных интересов в рамках государственных институтов. Использование националистических структур из числа мусульманских регионов может быть приобретением навыка врастания уммы в государство. Не примитивно и имитационно, как сейчас через подконтрольные власти муфтияты, а через национальноориентированные элиты.
    Хотелось бы статьи более конкретные, а не пограничные религиоведческо-политологические.

  14. (16.03.2012 12:22) #
    -2

    Оригинально!

  15. (16.03.2012 18:56) #
    3

    машала! статья оригинальная и актуальная. да воздаст Аллах нашему брату Ринату, который не устает напоминать нам о религии Всевышнего!

  16. (16.03.2012 19:48) #
    -4

    Самое интересное кандидат наук (если не ошибаюсь) считающийся себя мусульманином - а фотка в спортивках а не в тюбетейке или в пиджаке!?

  17. (18.03.2012 17:46) #
    4

    Дагестан, если для тебя именно ЭТО самое интересное, значит, Инша-Аллах у тебя всё ещё впереди:)

  18. (20.03.2012 02:47) #
    0

    МашаЛлах, Ринат! МОЛОДЕЦ! Успехов тебе в служении на пути Аллаһа!

    • (28.03.2012 04:22) #
      0

      Комментарий удален модератором.

  19. (20.03.2012 07:53) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  20. (20.03.2012 08:03) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  21. (20.03.2012 08:10) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  22. (20.03.2012 08:24) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  23. (20.03.2012 10:38) #
    0

    а) Если родина – мусульманская земля, управляемая по Шариату.
    Это где такое?

  24. (28.03.2012 04:15) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  25. (28.03.2012 04:18) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  26. (28.03.2012 04:21) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  27. (28.03.2012 04:22) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  28. (28.03.2012 14:43) #
    0

    И все таки!мне не понятно,получается патриотизм бывает как у мусульман так и не у мусульман что ли?так каким же он должен быть патриотизм,ведь истина как мы знаем одна!

  29. (28.03.2012 14:55) #
    1

    любовь к родине и патриотизм есть разные вещи.любовь к родине является индивидуальной.а патриотизм есть идея на которой обединяют народ правящие круги.автор достаточно красиво спутал эти два понятия и в конце пришел к тому что в начале сам осуждал.основой единства для мусульман является ислам. притом каждый муслим может любить и скучать по своей родине. но никаких коллективных проявленний и тем более предпочтений той или иной земле только потому что она твоя родина, быть неможет. кто нибудь слышал хукмы типа;если тот то из той то земли то пусть проявляет особую любовь там? в шариате нет понятия патриотизм но у человека есть естественная любовь к родине, эта любовь никак не влияет на взаимоотношения. критерием поступка в исламе есть харам и халяль.верховенство принадлежит шариату!и нет даже маленькой щелощки для патриотизма.автор же в своей манере пытается разказать то же самое что расказывали комунисты а сегодня демократы. ущербность этих идеологий велика настолько что сами посебе недостаточны для полного объединения и поэтому вынуждены прибегать к патриотизму как средсту укрепления.мусульмане же ввиду наличия своей идей казалось бы выпадают из этой связки но нет напомощь тагуту приходят его неизменные помошники мулла и мыслители вроде данного автора.

  30. (29.03.2012 12:21) #
    0

    Полностью согласен с вами abdylAhad,получается что патриотизм не является объединяющим фактором мусульман,да и к тому же всем это стало очевидно из печального прошлого Исламской уммы.А что же объединением мусульман и что для этого необходимо?

    • (29.03.2012 14:47) #
      0

      для мусульман как мусульман, объединяющей вещью служит исключительно Ислам.вовсе времена правления ислама, проблема единения нестояла,так как система сама занималась этими вопросами .от народов принявших ислам требовалось лишь подчинения шариату.сегодня у мусульман нет системы и нет того кто обязан решать проблемы мусульман.но шариат и вера нас постоянно подтлкивает к вопросу ;единства; отсуда и рассуждения самих мусульман на эту тему а также услужливые предложения разных недругов типа ;патриотизм; и т.д.
      как быть нам мусульмнам в этой непростой а посути трагической ситуации? как быть или что делать? каждый честный муслим задается подобным вопросом сегодня! но самостоятельно решить его не в силах так как решение подобного вопроса лежит в глубине исламской мысли.как например в любом компъютере есть программа запуска которая сохраняется всегда. и в случае любого сбоя или вируса, способна запустить программу вновь и вновь.даже читая эти строки ,для многих это будет маленьким открытием так как никогда нездумывались о такой тонкости.но при определенной нужде погрузились бы в ;шариат; компъютера и нашли бы то без чего он незаработает. так же и слюдьми ! ислам оствлен нам до судного дня как руководство решающее все проблемы в ключая и (как нистрано)новый запуск программы,в случае аварийного сбоя! для проницательных людей остается лишь погрузится в расмотрение ислама как идеологии из которой исходит система для жизни решающая любой вопрос и любой сложности(приналичии веры в руководство).тогда придет рассвет и станет ясно что делать и как делать!

  31. (30.03.2012 15:40) #
    0

    А как найти эту "кнопку для запуска"и как не ошибиться в этом снова?

    • (31.03.2012 01:21) #
      0

      она пока мало кому нужна.вопрос нужды. вот это вопрос!!!
      многие даже большинство из сознательной прослойки,непредпологают перезагрузку ислама а лишь следуют навязанной куфром реформистике,когда желают и делают что то ради религии.соответственно!будучи увлеченные процессом реформ даже недопускают мысль о коренном изменении.поэтому мы в своем призыве должны окозаться сначала у самых истоков. потом преодолевая в идейной борьбе этап за этапом,фактически пройдем весь путь который прошел пророк(сав)прежде чем пришел к тому что было позже доверено нам как аманат.и никакой иной путь неприведет нас след в след к желаемому.значит! идейная борьба есть единственное то чем мы сегодня должы заниматься.как пришел ислам чуждым в первый раз так и придет иншаАллах вовторой.

  32. (31.03.2012 03:50) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  33. (31.03.2012 03:52) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  34. (31.03.2012 03:53) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  35. (31.03.2012 03:55) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  36. (05.04.2012 18:41) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  37. (05.04.2012 18:42) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  38. (06.04.2012 06:35) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  39. (06.04.2012 06:50) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  40. (06.04.2012 07:03) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  41. (06.04.2012 07:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  42. (06.04.2012 07:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.