Татарстан – бастион федерализма, - Р. Мухаметов

В Татарстане утверждена «Концепция государственной национальной политики Республики». Президент Рустам Минниханов подписал ее в начале этого месяца.

В основу национальной политики Татарстана положено два «фундаментальных приоритетных положения» - «необходимость всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности» и одновременно «обеспечение равных условий жизнедеятельности представителям всех народов Республики», которые оказали «большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана». К важнейшим вопросам отнесено «укрепление статуса» Татарстана «как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа» и необходимость «консолидации татар, проживающих в РФ и за рубежом».

«Появление этого серьезного и смелого документа, наполненного важным политическим содержанием, надо только приветствовать, - заявил «Ансар.Ру» политолог-исламовед Абдулла Ринат Мухаметов. - Это особенно актуально на фоне разворачивающегося в нашей стране наступления на конституционные принципы федерализма, роста исламофобии и ксенофобии, антитатарстанские тенденции в столичном экспертном сообществе».

По мнению политолога, Татарстан сегодня демонстрирует остальным регионам важность проблемы федерализма на современном этапе. Это касается не только мусульманских и других национальных образований. «Кстати, многие русские, финно-угорские по преимуществу и др. регионы больше пронизаны духом федерализма, чем, например, северокавказские, где в категориях федерализма почти не мыслят», - заметил политолог.

«Казань – лидер и в чем-то центр России народов и регионов, т.е. не той России, которая живет вахтовым методом в пределах столичного Садового кольца, а ментально и культурно остается за ее пределами. Роль бастиона федерализма обусловлена историческим и политическим опытом Татарстана», - говорит Мухаметов.

Как заметил политолог, псевдоимперские, либерал-националистические идеи, которые сегодня все популярнее в Москве и ее политических окрестностях, «погубят Россию». Элита, ориентированная на федерализм, должна, по его мнению, срочно создать систему интеллектуального и политического ответа на эти вызовы. Казани же необходимо четче осознать и обозначить свою роль на общегосударственном уровне.

«Только незыблемые принципы федерализма, которые должны стать одной из ключевых ценностей государства и общества, открывают перспективы сохранения в истории и развития для всех народов России и благополучия для всех ее регионов. Никакие неофициальные договоренности, временные преференции, личные связи лидеров в Москве ситуации в корне не изменят. Доказано, что называется, на пальцах», - заключил Мухаметов.



6 комментариев


  1. (28.08.2013 22:10) #
    2

    Псевдоимперский невроз нарастает?

  2. (29.08.2013 09:19) #
    4

    Если вспоминать историю страны, то лучшим временем по федеральному налогообложению были времена «монголо-татарского ига». Длились они недолго, хотя и раз в десять дольше существования нынешней модели власти. Русских князей вполне устраивали 10% от общего дохода, которые они платили раз в году ханам Золотой Орды, взамен получая надёжную военную «крышу».
    Нынешняя «крыша» обходится намного дороже.
    (Аргументы недели от 30.05.2013г.)

  3. (29.08.2013 12:53) #
    2

    с тем, что на севкавказе не мыслят категориями федерализма, с автором не могу согласиться. именно в этом регионе и в первую очередь в научной среде наиболее живо обсуждается тема федерализма во всех его проявлениях, в т.ч. бюджетного, налогового и пр. предлагаю ознакомиться с работами Халидова Д.Ш., Абдулатипова Р.Г. и др. А вот если, автор хотел сказать, что власти в республиках севкавказа не мыслят категориями федерализма, здесь я с ним вполне могу согласиться. за последние 20 лет ситуация в регионе сформировалась такая, что власти зачастую крайне заинтересованы в укреплении той порочной политической системы (в т.ч. межбюджетные отношения), которая здесь успела сложиться за столь короткий промежуток времени.

  4. (29.08.2013 17:58) #
    2

    Эпизоды русского садизма. Татарка, сожженная в огне…
    Aug. 29th, 2013 at 5:37 AM

    Если для татарского народа самой большой потерей является взятие Казани Иваном Грозным и утрата государственности, то самая большая трагедия в ее истории, возможно, это насильственные крещения в XVIII веке. Эта тема довольно мало изучена, она подобна незаживающей ране в сердце народа, это знак вечного позора и греха завоевателей… Но обе стороны предпочитают умалчивать об этих кровавых событиях, хотя все произошло сравнительно недавно и татарскому народу извинений никто не приносил! За то, что подвешенных за руки и ноги татар крестили против воли, вернувшихся вновь в свою – мусульманскую – религию публично сжигали на кострах, за продажу татар в рабство и за обречение их на вечное заключение за железные решетки – за все содеянное зло никто не попросил прощения, не раскаялся – ни Российская империя, ни православная церковь… Поэтому и поныне повторяются варварские действия против татар-мусульман, нет никакого уважения к нашей религии, в этой стране мы лишены всех прав. А православие остается государственной религией и христианизация ведется на государственном уровне – через радио и телевидение, печать, через школы… Самой главной целью Российской империи после взятия Казани остается политика тотальной христианизации и русификации всех проживающих на ее территории национальностей, в том числе и татар. Если ранее это претворялось в жизнь открытым образом, то сейчас данная политика ведется в более изощренной, скрытой, коварной форме. Я уже писала и рассказывала о татарских мужчинах , подвергнутых в Екатеринбурге по указу царя сожжению заживо из-за нежелания креститься. Но когда узнала о женщинах, которых постигла та же трагическая участь, мое тело и душа воспылали от гнева и возмущения, словно меня саму жгли на костре! Верить в такое было очень трудно, почти невозможно, и, чтобы удостовериться в подлинности данной информации, в лютую морозную погоду я отправилась на Урал, в Екатеринбург – место кровавых событий… Воздвигнутый в 1723 году по приказу Петра I прямо на татарской крепости и названный в честь царицы Катеринбургом этот русский город стал для татар самым настоящим адом. Он был образован с одной целью – усмирить восставших татар-нугайцев- башкир-киргиз-кайсаков – и с первых же дней превратился в площадь для пыток. Необходимо также отметить, что за довольно короткий срок город стал чугунолитейным центром, а в железных рудниках в непосильном труде сгибали спины превращенные в рабов татаро-башкиры, вогул-остяки, киргиз-кайсаки. Насильственное крещение и рабство стали неотделимы, так как рабы, трудящиеся бесплатно, по закону должны были быть христианами, русским категорически запрещалось находиться вблизи или проживать по соседству с мусульманами. В связи с этим в те годы регулярное русское войско совершало постоянные набеги на уральские татаро-башкирские села, уничтожались сотни населенных пунктов, тысячи татарских мужей, а оставшиеся в живых подвергались крещению и становились рабами русских. Исторические справки свидетельствуют о том, что на Ирбитской ярмарке рабов продавали за 20-25 копеек, а калмыцкие дети вообще «стоили» 10-15 копеек. 16 февраля 1736 года русская царица Анна Иоановна издает новый указ относительно татар, по которому у них изымались земли, сюда должны были поселить (тоже против своей воли) русских крестьян и христиан-каторжан. Царица распорядилась без сожаления избавляться от татар-башкир, выступавших против данного указа, их имущество разгромить, а оставшихся в живых отдать в рабство русским или же сослать на вечную каторгу. 16 ноября 1737 года ею был издан специальный указ, в 7-ом параграфе которого содержалось следующее: «…калмык и других наций, которые, как известно, крещены бывают и хозяевам достаются больше малолетние, дозволяется всякому крестить и у себя держать без всякого платежа подушных денег, одной запиской в губернских и воеводских канцеляриях». В итоге не только русские генералы и владельцы заводов, даже обычные солдаты имели по несколько рабов татар-башкир. А чтобы заполучить их, нужно было сначала разгромить деревни, убить мужчин и взять в плен женщин и подрастающих детей. Для осуществления этих злодеяний, в дополнительном порядке в Закамье было направлено 22-тысячное русское войско. Русские генералы Кириллов, Татищев, Румянцев, Соймонов, Хрущев и др. приступили к ликвидации татарского народа между Волгой и Уралом. Только в 1736-1737 гг. в этих местах было сожжено 696 татарских сел, свыше 17 тысяч татар убиты под пытками, 4 тысячи – сосланы навечно, 10 тысяч татарских женщин и детей переданы в рабство русским. Среди насильственно крещенных и отданных в рабство татарских женщин оказалась и 60-летняя мусульманка, которая позднее была сожжена. И вот, наконец, эти документы у меня в руках… В Государственном архиве Свердловской области, расположенном в самом центре Екатеринбурга, хранятся даже самые короткие приказы русских генералов, написанные 270 лет назад. Но от этих пожелтевших реликвий веет печалью смерти, кажется, что слышны стоны горящих на костре татар. В одну книгу, в которой зафиксированы кровавые события всего лишь 1739 года, подшиты тысячи страниц, на ней стоит печать с двухглавым орлом. Документ охраняется Российским государством как зеница ока. Эта книга смерти под названием «Фонд №24» состоит, в основном, из отчетов о восстаниях татар-башкир и киргиз-кайсаков в 1739 году, в ней пишется о постигших этих людей наказаниях, о доносах, фиксированы допросы и приказы по этому поводу. В каждый год XVIII в. были начаты такие толстые амбарные книги, в них фиксировались многочисленные факты, связанные с восстаниями и наказаниями. Завоеватели считали себя настолько правыми, что находили оправдания даже таким зверским поступкам как сожжение людей, якобы таким образом они сохраняли империю и христианскую религию!
    В архивных документах имя той сожженной татарки записано как Кисанбика Байрасова (на татарском Кисэнбикэ, Кинжэбикэ или Хоснибикэ). Все документы представляют из себя рукописи на старославянском языке, есть в них и исправления. Во всяком случае, в те времена писари были очень аккуратными, исправленные записи в архивах не регистрировались, поэтому возникает вопрос: а не вносились ли эти исправления позднее? Особенно сомнительна зачеркнутая запись в графе “национальность” – “татань”, т. е. татар, где рядом тонкими буквами записано “башкирка”. Видно, что ученые более поздних лет тщательно поработали над этими документами и, возможно, внесли поправки. Ведь была же исправлена такая важная запись как царский указ от 1738 г. о сожженном в Екатеринбурге татарине Тойгелде Джулякове, где вместо “Ты, татарин Тойгелде” башкирские исследователи написали “Ты, башкир Тойгелде”. Возможно, и в случае с Кисанбикой Байрасовой произошло что-то подобное. А на самом деле, кто же она – Кисанбика Байрасова, за какие грехи она русским государством была предана огню? В архивных документах содержится ответ и на этот вопрос. Она родилась и выросла в с. Сакаул Катайской волости (ныне село находится в Сосновском районе Челябинской области), оно расположено недалеко от с. Муслюмово. В 1736 г. сотни татаро- башкирских деревень этих мест согласно царского указа были подвергнуты разгрому отрядами генерала Василия Татищева, тысячи мусульман погибли другие попали в плен. 60-летняя Кисанбика Байрасова была в их числе. Вместе с остальными ее доставили в Екатеринбург, мусульманку, не знавшую ни слова на русском языке, крестили против воли, нарекли Катериной и передали в крепостное рабство переводчику Кириаку Кондратовичу. Принужденное хождение в церковь и ношение креста были невыносимы для Кисанбики-Катерины, и она при первой же возможности сбежала, за ней подалась и другая крепостная молодая татарка, которая жила у Татищева. Но в незнакомом городе беглянок нашли быстро, наказали розгами. Только свободолюбивую мусульманку ничто не могло удержать, во второй раз Кисанбика бежала с татарской «дворовой женкой» русского чиновника Ивана Зорина. Вновь рабыни были пойманы, на этот раз их избили плетьми. В сентябре 1738 года ночью Кисанбика снова пустилась в бега, переплыв реку Исеть, окольными путями вернулась в родной Сакаул. Но, чтобы не подвергать опасности своего сына Бикчантая и односельчан, тщетельно подумав, она решила пройти между Уральскими горами и скрыться из глаз русских. Как свидетельствуют документы, далее Кисанбика около месяца жила у башкирского старшины Мандара. Тот, узнав что она крещенная, посоветовал ей вернуться в Екатеринбург, сдаться властям, передал ей «сопроводительное письмо» и выпроводил из своего дома. Но женщина порвала это письмо, возвращаться обратно в Екатеринбург не стала, судьба привела ее в Дуванскую волость нынешнего Башкортостана. Две ночи Кисанбика провела у родного брата Разге Байрасова, но была поймана абызом Махмудом Мемеделиным, под конвоем «верных башкир» отправлена в Екатеринбург. Ее тут же заковали в кандалы и посадили в тюрьму, затем начались допросы в Канцелярии Горного завода. Как видно из архивных документов, Кисанбике вменялось возвращение в ислам после крещения, а в этом отношении закон был очень жесток, ослушавшихся ожидала верная смерть через сожжение. Об этом говорилось еще в принятом в 1649 г. «Соборном Уложении», царский указ от 12 сентября 1728 года еще раз подтверждал это. По закону, весть о беглянке доставили до царицы, та немедленно издала указ о казни. «По Указу Ее Императорского Величества… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещенная, обусурманилась,учинить смертную казнь – сожечь!» – такие слова содержатся в приговоре по делу Кисанбики Байрасовой от 8 февраля 1739 г. 14 марта того же года генерал Соймонов, подведя итог этому дела, приказал: «Пойманную татань-башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три побега и что она, оставя Закон Христианский, обусурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились». (ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.818. Стр. 243-245.). Как свидетельствует тот же документ, 30 апреля 1739 г. Кисанбика Байрасова была заживо сожжена на площади в центре Екатеринбурга. Все было исполнено по закону, по порядку – приговор русские военные прочли вслух, переводчик изложил его содержание на татарском языке, попы исполнили церковные песнопения, музыканты били в барабаны и играли на медных трубах… в это время на глазах у всех на костре горит татарская женщина- мусульманка… Она распрощалась с жизнью лишь из-за того, что хотела быть татаркой, жить по исламским канонам и противилась православию, крещению, русскому рабству... Она стала жертвой ради религии предков, своей нации, уходит из этого мира шахидом за свою веру, за свой народ… Пусть же душа ее покоится в раю! А на площадь у побережья реки Исеть пригнали всех татар-башкир, кайсак-киргизов из близлежащих населенных пунктов: смотрите, мол, бойтесь, остерегайтесь, если не подчинитесь и пойдете против империи, вас ожидает та же участь – будете горить синим пламенем - это хотели донести русские правители до непокорных… На той площади, где 273 лет назад была сожжена татарка Кисанбика, ныне стоит памятник Ленину. Недалеко расположена церковь «Храм на крови», воздвигнутый в память о расстрелянной семье последнего царя государства Российского – Николая II. Кровавая эпоха, начавшаяся сожжением татар на костре, для самой России завершилась трагедией, уничтожением царского рода. Это был знак свыше, но извлекли ли из этого урок правители, попросили ли прощения у мусульман, раскаялись ли? Почему же потомки сложивших головы, погибших на кострах за свою веру татаро-башкир сегодня по своей воле вешают кресты на шею, меняют свой родной язык на русский? Возможно, сожженные Кисанбика, Тойгелде были или моими или твоими предками, а их души ожидают возрождения ислама и его традиций, процветания нации? Есть кому прочесть молитву им в этом каменном городе, в этом народе?! До меня дошла весть о том, что в Екатеринбурге, недалеко от места, где были преданы огню Кисанбика, Тойгелде, и другие татары, началось возведение самой большой мечети Евразии. Может, она станет священной данью в честь наших преданных своей вере предков и станет называться Мечетью Шахидов-Мучеников. И до конца света в ней будут произноситься молитвы за нашу религию, за нашу нацию, иншаллах!

    Фаузия Байрамова, писатель, кандидат исторических наук

  5. (07.09.2013 16:56) #
    0

    Плохо, что не бастион Ислама.