Появившаяся в СМИ информация о возможном возвращении во власть Владислава Суркова, бывшего куратора внутренней политики в Администрации Президента РФ, вызвала серьезный резонанс. Информационное пространство переполнилось различными комментариями, оценками и слухами. Много говорят о достижениях, талантах, эффективности Суркова, равно как звучат и совершенно противоположные оценки.
По мнению политолога-исламоведа Абдуллы Рината Мухаметова, при всех талантах Суркова говорить о каких-то его успехах на мусульманском направлении преждевременно. И если он вернется к своей прежней работе, ему придется серьезно пересмотреть опыт «нулевых».
- Действительно, успехи, эффективность Суркова очевидны, особенно в первую половину «нулевых», где-то до 2007-2008 гг. Я говорю, о технической стороне вопроса, об исполнении, а не даю политических оценок той стратегии, которую он реализовывал.
Владислав Юрьевич – идеолог и конструктор «стабильности». Он выстроил политическую систему, которая и сегодня, после его ухода из Администрации Президента, продолжает в основном функционировать.
Между тем, говоря о тех мерах, которые реализовывались под его началом в мусульманском направлении, успешными их назвать не приходиться. Если это не провал, то серьезная неудача точно.
Где-то в 2003-2004 гг. была начата реализация масштабной программы мер по выстраиванию эффективной системы государственно-исламских отношений. Стратегия была, так скажем, спорной с самого начала, что впоследствии и подтвердилось.
С одной сторону, она включала в себя меры по стабилизации и укреплению официальных муфтиятов, неформальную интеграцию их в государственную вертикаль на отведенное место, реформы ДУМов через оживление их внутренней жизни и повышение их влияния на массы, расширение издательской, медийной, идеологической и пропагандистской мусульманской работы, выстраивание системы религиозного образования – от начального до высшего, вовлечение общественности, молодежи, интеллигенции до определенной степени и проч.
В целях оперативного влияния на процессы в мусульманской среде по инициативе Администрации Президента создали Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования.
С другой стороны, активизировались запреты книг и различных организаций, аресты и выдавливание за границу неформальных и формальных лидеров, которых посчитали «дестабилизирующими обстановку», блокирование любого влияния из-за рубежа.
Короче, речь шла об оформлении, укреплении и внедрении «традиционного российского Ислама». Силовые меры были, по всей видимости, приняты ради того, чтобы дать ему подрасти в оранжерейных условиях, без какой-либо конкуренции.
Главная проблема заключалась в том, что никто толком не понимал, что такое «традиционный Ислам» или же это понимание было и остается неадекватным. Плюс тотальная безграмотность, исламофобия, коррупция и личный фактор чиновников. В результате масштабные меры не только не дали позитивного результата, а привели к негативу. Это стало очевидный в 2010-2011 гг.
Серьезного исламского образования в России, за редким исключением, не было и нет - не только «традиционного», никакого. Из-за запретов книгоиздание прекратилось практически вовсе. Муфтияты не сформировались как системный институт, а еще больше раздробились. Попытка объединения ДУМов, которую Сурков не поддержал, разбалансировала все окончательно. Фонд как главный инструмент государственной политики в мусульманской сфере себя не проявил до сих пор – он больше известен различными скандалами внутри и вокруг него и постоянной сменой руководства.
В общем, стратегия утонула в мелких проблемах и просчетах, превратившихся в непреодолимую стену. «Традиционный российский Ислам» как был мифологемой и фикцией, так и остается. Все, по большому счету, свелось к сдерживанию и запретительству, креативных решений уже и не выдвигают.
Ситуация на сегодня остается подвешенной. По инерции функционирует еще то, что создавалось при Суркове, но часто в личной интерпретации отдельных лиц изначальные здравые идей изменились до неузнаваемости. Это негативно влияет на развитие мусульманского сообщества России, усиливая сколько не экстремизм, а отчуждение и негативистские настроения в массах.
Если Сурков вернется к «исламскому вопросу», ему придется провести серьезную работу над ошибками. Тут важна будет позиция и активность самого мусульманского сообщества страны.