Суфийское сопротивление в Ливии: борьба с колониализмом, фашизмом и тиранией

Один из наиболее часто задаваемых вопросов относительно событий в Ливии: кто эти люди, которые решились поднять восстание против полковника Муаммара Каддафи. По свидетельству специалистов и многих очевидцев, одну из ключевых ролей в оппозиционном лагере играют суфии из легендарного сануситского тариката, воевавшего еще с европейскими колонизаторами и итальянскими фашистами. Образ их лидера Омара Мухтара, хорошо знакомый во всем исламском мире, сегодня стал чуть ли не официальным для всех антикаддафийских сил.

Суфийские тарикаты вообще были в период колонизации мусульманских стран европейскими державами одними из первых, кто поднялся на борьбу с захватчиками. Во многих регионах исламского мира - на Северном Кавказе, в Индии, в Юго-Восточной и Центральной Азии и т. д. - суфии активно участвовали в борьбе с империализмом, зачастую становясь стержнем сопротивления. Особенно ярко это проявилось на африканском севере-востоке - огромную роль в противостоянии с агрессорами там сыграли сануситы.

Для России пример такого социально и политически активного суфизма несколько удивителен, учитывая нынешние реалии. Хотя, если вспомнить, то и наша страна имеет аналогичные примеры – имам Шамиль и другие лидеры борьбы с царизмом на Кавказе. Были примеры социально активного суфизма и в татаро-башкирской среде.

Если же обратится к истории и сегодняшней ситуации, то газием был суфий Салахаддин аль-Аюби, освободивший Иерусалим от крестоносцев. Суфием был Кул Шариф, оборонявший Казань от войск Ивана Грозного. Активную позицию занимали, в том числе, если была шариатская необходимость, вели джихад, Исхак Казируни, дервиши Рифаийи, шейхи и мюриды китайской Джахрийи, мурабитуны Андалузии. Джихад Фулани вели шейхи-полководцы Тиджанийи и Мюридийи. Халифат Сокото оборонял шейх Усман дан Фодио.

А сегодня в Ираке воюют против оккупантов "Батальоны Абдулькадыра аль-Джилани" и "Армия Накшбанди". Мулла Омар, лидер талибов, тоже суфий. Сомали защищают мюриды шейха аль-Фарраха, также и в Кашмире. Фронт Освобождения Моро укомплектован суфиями. В Вазиристане дервиши Касимийи борются за Шариат. И т.д.

История борьбы сануситов

Лидером и организатором братства сануситов был Мухаммад ибн Али ас-Сануси, который проповедовал идеи о необходимости возврата к чистоте Ислама, отказа от порицаемых нововведений, исповедуя при этом суфийское учение. Шейх ас-Сануси позволял своим последователям участвовать в зикрах многих суфийских братств, но при этом он запрещал некоторые из устоявшихся и вошедших в обиход привычек, например, таких как использование табака или крепких напитков (арабский кофе), которые использовались для повышения уровня адреналина в крови.

Одной из характерных черт учения ас-Сануси было то, что он категорически отрицал сектантский образ жизни и старался довести это до своих учеников. Сануситы стали известны тем, что они проповедовали толерантные и общедоступные идеи, ставя цель не разъединить, а, напротив, стараясь объединить различные группы перед лицом наступавшей опасности в виде секуляризации и европейского колониализма.

После смерти шейха в 1837 г. во главе братства стали его сыновья, которые продолжили дело своего отца, развернув проповедь во многих уголках Африки. Возросшее влияние и могущество сануситов привлекло внимание европейских держав, которые попытались использовать их в своих целях.

Так известно, что в 1872 г. к ним были посланы представители Германии, которые хотели склонить их к «священной» войне против французов, а в 1881 г. с таким же предложением к ним обратились итальянцы. Эти державы, вступившие в конфронтацию с Лондоном и Парижем на почве колониального передела мира, хотели использовать «суфийский фактор» в своей политике.

Но дальновидность и мудрость руководителей братства Санусия, понимавших, что очень многие хотели бы «загрести жар чужими руками», позволило им не поддаться на подобные провокации. Тем более, что в военном отношении братство не представляло серьезной силы, поскольку не ставило перед собой подобных целей.

Однако войска колонизаторов добрались все же и до них, что привело к первым вооруженным столкновениям с французами. Попытки противостоять хорошо вооруженным и профессионально обученным войскам окончились неудачей. На этом второй этап существования братства был завершен.

Более удачным оказался этап третий. Осознав всю опасность ситуации, руководители братства решили углубить связи с османскими правителями. До этого отношения строились по принципу невмешательства в дела друг друга – сануситы признавали власть османов, а те не вмешивались в дела общины. Однако теперь перед лицом общего врага было решено объединить силы, заключив военный союз.

Поначалу это не принесло ощутимого результата, поскольку французская армия наголову превосходила плохо вооруженные и слабо подготовленные отряды самообороны, зато позднее объединенные силы сануситов, состоявшие из представителей местного населения, и турков сумели длительное время противостоять также весьма сильной в военном отношении итальянской армии.

Итальянцы, планируя отхватить себе лакомый кусочек Северной Африки, также, как и французы, на первом этапе не испытали особых проблем. Сказывалось преимущество в техническом отношении. Благодаря поддержке военных кораблей они сравнительно быстро овладели прибрежной полосой, но когда войска начали продвигаться в глубь страны, они натолкнулись на упорное сопротивление. Итальянское наступление захлебнулось, чему поспособствовало и начало Первой мировой войны.

В августе 1914 г. объединенные войска сануситов и турков перешли в наступление и атаковали итальянские гарнизоны, после чего те вынуждены были отступить. В апреле 1915 г. оккупанты потерпели еще более чувствительное поражение. К концу 1916 г. от захватчиков были очищены вся Киренаика и большая часть Триполитании.

После этого часть руководства сануситов решило, что настало время для изгнания и других колонизаторов, послав свои войска в Египет. Однако в данном случае они явно просчитались, переоценив свои силы, в результате чего потерпели чувствительное поражение. Результатом ошибки стал вынужденный мирный договор с Британией и Италией, которые в Первой мировой войне выступали на одном фронте.

В 1923 г. после нескольких лет мирной жизни сануситам вновь пришлось вступить в противоборство с итальянскими войсками, которые не оставили свои планы по завоеванию ливийской территории. На этот раз итальянцы вели захватническую войну под руководством Муссолини. Его фашистский режим стоял у власти в Риме. Впоследствии Италия стала союзником нацисткой Германии, которая помогала ей в ее колониальной политике.

Итальянские войска, подкрепленные военными контингентами из других регионов, в частности, из Эритреи, обладали колоссальным техническим превосходством, включая в свой состав танки, артиллерию и авиацию. Для того времени такая армия являлась верхом совершенства, и по сравнению с местными отрядами самообороны казалась настоящим Голиафом.

Однако, несмотря на это, партизанские отряды сануситов под руководством народного ливийского героя Омара аль-Мухтара сумели противостоять фашистским захватчикам около 10 лет, нанеся при этом несколько чувствительных поражений. Столкнувшись с таким героическим сопротивлением, фашистский итальянский режим повел войну на полное истощение, предпринимая карательные операции по поиску и уничтожению борцов Сопротивления.

Против оазисов и племенных лагерей, которые защищали сануситские войска, были брошены колонны танков и авиация. Фашисты сгоняли бедуинов в концентрационные лагеря и вырезали домашний скот, но даже это не сломило сопротивление партизанских отрядов.

Тогда было принято решение о сооружении барьера из колючей проволоки шириной 9 и высотой 1.5 метров, протянувшийся на целых 320 (!) километров с побережья вдоль египетской границы, чтобы прекратить поставки оружия сануситам из-за границы. Эта область вокруг барьера постоянно патрулировалась бронетехникой и авиацией.

Естественно, что в таких условиях без какой-либо поддержки, падение Ливии было неизбежным. 11 сентября 1931 г. была взята последняя цитадель сануситов, а шейх Омар аль-Мухтар был ранен и взят в плен, после чего 16 сентября его казнили.

Фашисты жестоко расправились с сануситами, убив многих участников Сопротивления и конфисковав их земли и имущество. Об этом героическом периоде ливийской истории был снят знаменитый художественный фильм «Омар аль-Мухтар».

Однако движение сануситов не было полностью уничтожено и сохранилось вплоть до сегодняшнего дня, хотя и несколько изменилось. На его примере можно сделать несколько поучительных выводов.

Очевидно, что одной из главных причин поддержки сануситов было их толерантное и справедливое отношение к представителям других братств и течений, за исключением явно враждебных и потому вредоносных. Другой важной частью политики движения стала дальновидность его руководителей, которые не кидались в объятия первых попавшихся «друзей», ясно осознавая их хитрые и коварные планы.

Еще одним важным выводом является то, что неразвитость военной отрасли, которое напрямую зависит от экономических успехов, не позволило в итоге одержать победу над более мощным в военном и экономическом плане противником. Таким образом, даже отчаянный героизм сильных духом и телом, но слабых технически и экономически ливийских партизан, не смог повлиять на окончательный результат.

Кроме того, на примере сануситов мы видим, как суфизм воспитывает в своих последователях подлинно исламскую личность – праведника и борца. Духовное совершенствование отнюдь не отрицает сопротивления в случае агрессии и несправедливостей, как иногда сегодня думают.

Слово сына Омара аль-Мухтара

Сегодня Мухаммад Омар аль-Мухтар, сын ливийского борца за свободу, который был казнен итальянцами восемьдесят лет назад, уверен в победе ливийских повстанцев. 90 летний старец призвал восставших к единству, мужеству и вознес мольбу с просьбой к Аллаху даровать им победу.

По словам шейха Мухаммада, Муамар Каддафи, начал свою революцию с могилы Омара Мухтара, он был примером для молодого полковника. Но с годами тот так деградировал, что превратился в свою противоположность.

Мухаммад Мухтар, как и большинство ливийцев, живущих в районах страны, уже находящихся под контролем повстанцев, счастлив, потому что восток Ливии вновь охвачен революцией. После ухода войск Каддафи из Бенгази, Мухаммад не выходил из своего дома, за исключением редких случаев, например, когда он присоединился к молодым людям и заявил: "Я призываю молодых людей к единству". "Повстанцы находятся на правильном пути. У них есть руководство, они имеют свою стратегию и цель одержать победу, даст Бог, скоро, скоро, очень скоро...", - добавил он.



4 комментариев


  1. шамиль тидибский
    (06.07.2011 00:58) #
    0

    По ходу тока у нас на Кавказе суфии (или те, кто так называется) тормозят и берут пример с коллег из РПЦ, кот. проповедуют смирение перед всеми, у кого деньги и плетка. Но это скоро исправится, иншаАллах. Все встанет на свои места. Пусть будут тарикатчики, если они искренние мусульмане, твердо стоящие на пути Аллаха, как те, о ком в ст-е рассказывается. Как бы кому-то и не хотелось бы, Ислам будет таким, какой он есть, а не "умеренный", "традиционный", "радикальный" и проч. Аллаху Акбар!

  2. Nizgar
    (07.07.2011 00:23) #
    0

    "Суфием был Кул Шариф, оборонявший Казань от монголов."

    Кул Шариф защищал Казань от Ивана Грозного вообще-то... какие еще монголы.

  3. (07.07.2011 04:24) #
    0

    Ислам будет таким, какой он есть, а не "умеренный", "традиционный", "радикальный" и проч. Аллаху Акбар!@

    А какой он есть? Как в Саудии?

  4. mazxabist
    (08.07.2011 09:30) #
    0

    ty shto ljosh ety tak nazyvaemy djyxadisty voyuet protyv amerykancev i protyv vyxodyt svoyx pravyteley ty shto sufystov oskorblyesh potom v rossye sufystam pokoy davat ne budet sufysty myrny narod any protyv jyxadistov vayuet