Со смертью Хурикского пал последний бастион суфизма на юге Дагестана

И опять, все определились в виновности ваххабитских общин, еще до начала следствия. Но если это так, то такая эскалация религиозного экстремизма подразумевает, что теракты на территории России и вооруженная борьба на Северном Кавказе продлятся еще очень и очень долго. Все дело в том, что центральная власть отказывается принимать во внимание стремление к утверждению в регионе выросшего до необъятных размеров салафизма и делает ставку на систематическое уничтожение боевиков и жестокие репрессии, и получает за это не менее жесткие ответы. К огромному сожалению, тенденция к насилию сохраняется и будет с растущим постоянством подпитываться приходом новых мятежников исповедующих радикальный ислам. И здесь совершенно очевидно, что это будет ислам еще более радикальный, чем тот, что существует сейчас.

Кроме того, террор, объявленный фундаментальным общинам в этом регионе со стороны государства, порождает или подталкивает подполье на новые акты терроризма.

Но если это все, же не так, и ваххабитские общины не имеют никакого отношения к убийству шейха, что тогда? Следствием, как и в других случаях гибели религиозных деятелей, другие версии попросту не рассматриваются, хотя они тоже могут иметь место быть. Очередной висяк, говорит мне знакомый полицейский «Такого рода преступления не раскрываются и они совершаются не для того, чтобы их раскрыть. Разве Вы об этом не знали уважаемый Руслан Маликович», - с ухмылкой добавил он к сказанному.

Так что же все таки стало с югом республики, некогда самом спокойном регионе страны.

Южный Дагестан – цитадель всех религий сегодня забивает все топы криминальных сводок и новостей. На этот вопрос сегодня трудно найти ответы, аналитики и политологи считают, что в регионе происходят процессы исламизации и в то же время политизации самого юга.

Пока неизвестно, кто именно станет приемником шейха Сиражудина Хурикского. В числе продолжателе дела шейха называется несколько имен, но наиболее вероятен, по мнению исследователей дагестанских тарикатов приход шейха Исамудина-эфенди аль Дербенди (в миру Исамудин Эфлединович Саидов - табасаранский азербайджанец) имам суннитской части джума-мечети города Дербента.

Шейх Исамудин-эфенди аль Дербенди получил иджазу – право на ведение тарикатской деятельности от ныне покойного шейха Сиражудина Хурикского в 2004 году в г.Дербенте в мечети религиозной организации «Бабуль-абваб» в присутствии других религиозных лидеров и большого числа мюридов для последующего свидетельствования и подтверждения факта состоявшегося ритуала.

На сегодняшний день шейх Исамудин – эфенди сам является духовным наставником более тысячи мюридов. Имеет высшее светское и религиозное образование (специалист по толкованию Корана, Сунны, суфизма (тарикатства) и исламской богословии в целом.

О том, какое проблемное наследство достанется шейху Исамудину – эфенди говорят многие. Известно также, что ему придется продолжить линию оппонирования власти в Дагестане, несогласия с распространением на юг республики влияния других шейхов и Духовного управления мусульман Дагестана, и решать вопросы взаимодействия с шиитской общиной юга республики.

Руслан Гереев – руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа.



комментариев