Сами Юсуф: "Мы живем в состоянии культурно-цивилизационной амнезии"

Британский певец Сами Юсуф, автор музыки к фильму «1001 изобретение и мир Ибн аль-Хайсама», готовится выпустить новый альбом «Барака» (Barakah), при помощи которого приглашает мусульман «вернуться к красоте исламских духовных и художественных традиций и противостоять силам, которые разрывают наши общества».

Как рассказал артист Gulf News, название альбома примерно переводится как «благодать» или «благословение», и он будет выпущен 1 февраля 2016 года.В него вошли 12 композиций.

«Экстремисты думают, что они превосходят своим знанием тысячи лет исламских традиций и стремятся стереть их. Вот почему они взрывают памятники и святыни, сжигают книги… Если бы только их уши и сердца смогли открыться глубокой красоте и истине этих традиций, они сложили бы оружие и взяли бы барабаны, прекратили бы кричать в гневе и начали бы петь в любви», — считает Сами Юсуф.

Новый альбом автор называет «ароматным бризом, который призывает человека вернуться к садам, находящимся внутри каждого из нас».

Сотрудничество с образовательным проектом

Сами Юсуф как композитор известен своей духовно проникновенной музыкой. До работы над новым альбомом его привлекло предложение продюсера и режиссера Ахмада Салима о сотрудничестве с проектом «1001 изобретение».

«Фильм об Ибн Аль-Хайсаме, ученом XI века, сразу же привлек меня. Я считаю это невероятным, что мы живем в почти постоянном состоянии культурно-цивилизационной амнезии. В наше время особенно важно, чтобы люди по всему миру признали и оценили вклад различных цивилизаций… Этот фильм – о воспитании. Я молюсь и надеюсь, что он послужит своей цели», — комментирует артист.

Он сочинил все восемь саундтреков к фильму, который рекомендует к просмотру всем:

«Этот рассказ правдив и чрезвычайно мощен. Он по-иному рисует картину не только мусульман и ислама, но и взаимодействия между великими традициями. В конечном счете, это образовательный фильм, и мы надеемся, он вдохновит поколения открывать себя, как это сделал Ибн Аль-Хайсам».



12 комментариев


  1. (21.12.2015 19:23) #
    0

    Из числа известного, распространённого по причине невежества отдельных переводчиков, мнения - то, что вопрос музыки в Исламе спорный и вполне допустимый. Некоторые добавляют к этому тот факт, что за запрет музыки выступают, якобы, отдельные, экстремистски настроенные личности, и что нужно просто следовать ханафитскому мазхабу, чтобы отдалиться от экстремизма. То, насколько далеки эти люди от понимания ханафитского мазхаба - отдельная тема.
    Сразу следует оговорить то, что этот вопрос никак не является вопросом приемлемого разногласия, и потому можно прямо заявлять либо о невежестве, либо о дурных целях тех, кто продвигает эти идеи. Но так как мы должны хорошо думать о братьях-мусульманах, то остановимся на версии невежества, так как упустить этот вопрос, при изучении книг имамов прошлого, очень сложно.
    Главное, что хотелось бы заметить – тот факт, что мазхаб Абу Ханифы далёк от этих людей и в мазхабе они считаются грешниками, чьё свидетельство не принимается:

    Сказал автор книги "Аль-бидая, шарх Аль-хидая"

    (137/3) ولا تقبل شهادة من يغني للناس لأنه يجمع الناس على ارتكاب كبيرة

    И не принимается свидетельство того, кто поёт для людей, потому что он собирает людей для совершения большого греха.

    Сказал Зейну-д-Дин Аль-Ханафи, автор "Аль-Бахр Ар-Раик шарх Кянзу Ад-Дакаик"

    الملاهي كلها حرام، حتىالتغني بضرب القصب
    Все музыкальные инструменты запретны, даже если пение будет сопровождаться стуком тростниковой палки.

    “Сказал Абу Юсуф, последователь и ученик Абу Ханифы в вопросе о доме, из которого слышны звуки флейты и других инструментов, что в него можно заходить без разрешения, чтобы исправить порицаемое и нельзя запрещать людям выполнять эту обязанность, то есть исправление порицаемого. Даже если человек, который проходил мимо, сам относится к тем, кто совершает этот грех, он всё равно должен запрещать его. Обязательно для него является оставлять это и запрещать другим и даже если он оставил одну из обязанностей, то пусть не оставляет другую”. (Аль-Бахр Ар-Раик, 8/215)
    И потому мы без сомнений говорим: тот, кто собирает людей и устраивает представления с музыкой и песнями, даже под "маркой" Ислама - совершает нечестие. Тот же, кто оправдывает это и пытается доказать обратное - призывает к нечестию. И в заключении Хвала Аллаху, Господу Миров!

  2. (22.12.2015 00:17) #
    0

    Уважаемый, abu mansur1, почитайте вот это: http://umma.ru/fetvi/obshchee/4812-muzyka-i-vera

    • (22.12.2015 10:40) #
      1

      Ассаламугалейкум уважаемый Фидарис!
      Я читал приведенную вами статью года два назад. Если вынести за скобки мнение основателей четырех мазхабов (имамов: Абу Ханифы, аш Шафигы, Ахмада, Ханбаля), и придерживаться мнения одного из современных имамов одной из московских мечетей то вроде как получается что сочинять, исполнять и слушать музыку можно... Но вот КТО осмелится оставить мнение ученого своего мазхаба и прибегнуть к современной фетве?
      К тому же такому человеку необходимо будет перешагнуть через несколько хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):
      Посланник Аллаха /Мир Ему и Благословение/ сказал:

      «Появится в моей общине люди, которые позволят прелюбодеяние, шелк, спиртное и музыку.»

      /Сахих Бухари 10/15/5590 Фатх/

      «Произойдут в конце света землятресения, паденье камней с неба и превращение людей в свиней и обезьян, когда появится музыка, певцы и вино».

      /Табарани, достоверный хадис, Сахихуль-джамий,3665/.

      «Появится в моей общине люди, которые будут пить спиртное и назовут его другим именем, будут слушать музыку и певиц, Аллах пошлет на них землятресение и превратит их в обезьян и свиней».

      /Ибн Хиббан, достоверный хадис, Сахихуль-джамий, 5454/

      «Поистине Аллах запретил вам спиртное, азартные игры и барабан!»
      Посланник Аллаха /Мир Ему и Благословение/ сказал:

      «Придут времена будет сидеть человек упершись на локти, и ему будут говорить мои хадисы, и скажет он: «Между вами и мной книга Аллаха /Коран/ то, что мы найдем в нем дозволенным (халалом) дозволим, а то, что мы найдем в нем харамом /запретным/ запретим, (т.е. будет отвергать сунну) поистине то, что запретил посланник подобно тому, что запретил Аллах».

      /Ахмад, и в Сахих-аль-джамий

  3. (22.12.2015 10:51) #
    1

    Имам аль-Бухари в своем «ас-Сахихе» писал: “Сказал Хишам ибн ‘Амар: «Рассказал нам Садакъа ибн Халид, который сказал: «Рассказал нам ‘Абдур-Рахман ибн Язид ибн Джабир, который сказал: «Рассказал нам ‘Атыя ибн Къайс аль-Киляби, который сказал: «Рассказал мне ‘Абдур-Рахман ибн Гъанам аль-Аш’ари, который сказал: «Поведал мне Абу ‘Аммар или Абу Малик аль-Аш’ари и, клянусь Аллахом, он мне не соврал, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шелк, вино и музыкальные инструменты (аль-ма’азиф). И некоторые из них поселятся у края высокой горы, а вечером к ним пригонят их скот и придет к ним бедняк, чтобы обратится за помощью, а они скажут: “Возвращайся к нам завтра”. Однако Аллах уничтожит часть из них, обрушив на них эту гору, других же обратит в обезьян и свиней, и они останутся такими до самого Дня Воскрешения». аль-Бухари 5590.

    • (23.12.2015 02:17) #
      1

      Ва алейкум ассалям, брат.
      Мнение, комментарии и ссылки имама Шамиля Аляутдинова мне показались не менее убедительными, чем ваши. Разговоры на эту тему на Ансаре возникали не раз и, вероятно, еще будут возникать, потому как единого мнения по дозволенности музыки, побуждающей в верующих исключительно только благие чувства и мысли, не было никогда.
      Я как-то уже писал, но повторю вкратце для вас. Физика звука абсолютно одинакова - откуда бы колебания не исходили: из нашего голосового аппарата или из любого музыкального инструментов. И в этом смысле наш голосовой аппарат является самым совершенным музыкальным инструментом, подаренным нам Самим Всевышним.
      Хирургическим скальпелем врач может спасти человека, а убийца - лишить его жизни. Но нож не запрещен нам для пользования. Впрочем, и СЛОВОМ можно совершить такие же действия, как со скальпелем. Однако мы с вами прекрасно общаемся.
      Дети проявляют начальный интерес к Исламу на эмоциональном уровне, во многом благодаря завораживающему, необычному для них звуковому ряду из уст ли имама, муллы или из динамика какого-то аппарата. Они не понимают смысла произносимого текста, но они слышат ....музыку слов.
      Весной, ранним утром мы иногда с удовольствием слушаем пение певчих птиц, поражаясь необычайному переливу их голосов. Мы. слушая эти творения Аллаха Субхана ва Тааля, заряжаемся позитивной энергией. Или мы должны закрыть уши, или как в злопамятный период Китая, когда они всей страной решили переловить воробьев, нам также стоит поймать всех ПЕВЧИХ птиц.
      Брат, когда вы читали эту статью, наверняка не раз обратили внимание на одухотворенное лицо Сами Юсуфа на портрете, что размещен поверх названия. Думаю, нам обоим оно понравилось. Брат, надо меняться. Мир меняется - и нам надо меняться.
      Вы - не в пример меня - человек образованный, ваш Иман куда крепче моего. Но надо понимать: Основы - вечны и неизменны, а мы - должны соответствовать им и ... времени. Как соответствовали всему этому сподвижники (мир им) Пророка (мир и благословение Аллаха ему).
      Я далек от мысли иметь свое, отличное от мнения ученых, какое-то свое обособленное видение проблемы. Просто трактовки алимов, приведенные имамом Шамилем Аляутдиновым видятся мне более убедительными.

      • (23.12.2015 10:17) #
        1

        Я не хотел, брат, вмешиваться в ваш спор, но мне он напомнил тот, в котором я был участником некоторое время назад. Если не ошибаюсь, то именно этот хадис, указанный братом abu mansur1, я и приводил ранее.
        Ты пишешь, что тебя больше убеждает мнение Аляутдинова. Повторно обращаю внимание на то, что высказывания Аляутдинова совершенно определённо входят в противоречие с позицией, выраженной в лучшем сборнике хадисов - Сахихе Аль-Бухари, который именно для рассматриваемого случая привёл подробный путь передачи, начиная с пророка, салаллаху алейхи ва салам. Звенья этой передачи также чисты и безупречны. Таким образом, чтобы опровергнуть содержание данного хадиса либо внести какие-то уточнения необходимо иное мнение с лучшим иснадом. Аляутдинов его не высказал, то есть, предлагая своё мнение, он фактически использует собственный авторитет.
        Между тем, авторитет Аляутдинова не сравнить с авторитетом Аль-Бухари. Это моё глубокое убеждение, и оно основано не только на том, что последний был несравненно ближе к поколению пророка и сподвижников по времени, а прежде всего на том, что для формирования своего Сахиха он из моря хадисов выбирал именно достоверные, учитывая в том числе и ясные пути их передачи и их авторитетность. Тем же самым мнение Аляутдинова не обладает.

      • (23.12.2015 11:24) #
        1

        Ассаламу галейкум!
        Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Моя умма не соберётся на заблуждении» (Ибн Маджа). Однако неоднократно ведя подобные разговоры с братьями я не получаю ни каких иных ссылок кроме как на статью Шамиля А.. Ни разу меня не отослали на какую либо иную статью, где было бы сказано:"имам Абу Ханифа сказал... или имам ан Навави сказал, или имам аш Шафигы сказал.... Если опять же не выносить слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) за скобки и учитывать мнение относительно этого вопроса имамов четырех мазхабов то очевиден запрет на данные действия. Шамиля Аляутдинова я очень уважаю как талантливого и эрудированного проповедника, но в данном вопросе я прошу Аллаха чтобы ОН наставил его и тех кто за ним последовал.
        Относительно призыва, который якобы осуществляется при помощи песен и музыки.... Нет ни какой информации относительно того, чтобы те 120000 пророков и посланников посылаемых Аллахом для наставления людей использовали данный метод призыва... Наш заключительный пророк Мухаммад с.а.с. не использовал музыку и песни в своем призыве, хотя в те времена были и певцы и музыкальные инструменты... Лучшим же примером для нас в призыве является наш Пророк с.а.с., который призывал добротой и мудростью.
        Моей целью не является во чтобы то ни стало опровергнуть всех и вся. Я лишь хочу, чтобы люди прочитавшие эту статью не заблуждались в вопросе дозволенности музыки. А администрации сайта посоветовал бы не публиковать статьи в которых ГРЕХ преподносится как нечто хорошее..
        Посланник Аллаха /Мир Ему и Благословение/ сказал:

        «Появится в моей общине люди, которые позволят прелюбодеяние, шелк, спиртное и музыку.»

        /Сахих Бухари 10/15/5590 Фатх/

        • (23.12.2015 12:05) #
          0

          Салам алейкум, брат abu mansur1!
          Хорошее наставление и да будет доволен тобой Всевышний!

        • (24.12.2015 00:44) #
          0

          Ва алейкум ассалям.

          Уважаемые bu mansur1 и 100, вам бы стоило пообщаться с самим имамом Аляутдиновым. Думаю, установить контакт с ним совсем не сложно. Я же, дважды перечитав текст, могу только посоветовать вам - тоже хотя бы еще один раз внимательно перечитать его, обратив еще особое внимание на ссылки.
          Мои весьма скромные познания в области канонических установлений в Исламе не позволяют мне вести с вами дискуссию на эту тему. Я могу ошибаться, но не могу согласиться с вами - не может быть запрета на распространение звуковых волн, не приносящих физического, морального, духовного и иного вреда человеку. И их, как мне показалось из текста, приведенной мной ссылки на имама Аляутдинова , действительно, нет. Речевой, голосовой аппарат человека - это тот же инструмент, ничем не отличающийся от других музыкальных инструментов. Просто надо научиться следить за ним во всех смыслах нашего бытия.

          • (24.12.2015 11:36) #
            0

            Из достоверной сиры пророка Мухаммада с.а.с:
            Нет сомнений в том, что Сам Аллах хранил пророка, , а когда побуждения души подталкивали его к некоторым радостям этого мира, и он соглашался следовать тем или иным достойным порицания традициям, вмешательство Господа удерживало его от это
            го. Ибн аль Асир сообщает, что посланник Аллаха с.а.с, , сказал: “Если не считать двух случаев, я никогда не собирался делать того, чем привыкли заниматься люди, жившие во времена джахилийи, но каждый раз Аллах удерживал меня от этого, а потом у меня
            уже не возникало такого желания, и так продолжалось до тех пор, пока Он не почтил меня, (вручив мне) Своё послание. Однажды вечером я сказал юноше, который вместе со мной пас овец в верхней части Мекки: “Не присмотришь ли ты за моими овцами, а я
            пойду в Мекку и проведу вечер в беседах подобно другим юношам”. Он сказал: “Иди”, и я ушёл, а когда достиг первого из домов Мекки, услышал музыку и спросил: “Что это?”(Люди) ответили: “Такой то женится на такой то”, и я сел, чтобы послушать, но Аллах
            сделал так, что я ничего не услышал, и я заснул, а проснулся только от жара солнца.Тогда я вернулся к своему товарищу, который стал расспрашивать меня, и я обо всём ему рассказал. В следующий раз я обратился к нему с такой же просьбой и снова пошёл в Мекку, но со мной случилось то же, что и в первую ночь, и больше я ни о чём дурном не помышлял”. Жизнеописание пророка с.а.с. Сафи арРахман альМубаракфури.

  4. (23.12.2015 08:31) #
    1

    Ассаляму алейкум!

    Хочу попытаться рассмотреть детальнее физическую, а точнее психофизиологическую природу музыки.

    Инструментальная музыка, как и шелк, хамр, и прелюбодеяние, - создают иллюзию рая, неконтролируемо раскрепощая чувственность. Похоже, это единственный признак, объединяющий все четыре таких, казалось бы, разнородных явления. Закономерным результатом является болезненное пристрастие, и зависимость, - аддикция. И хорошо ещё, если эта аддикция не приведёт человека к созданию себе кумира, идола, и к ширку.

    Известное правило, что запрещён не только сам грех, но и все, связанное с ним, и пути, ведущие к нему.

    Кто сможет определённо и достоверно провести грань между "порочной" и "беспорочной" музыкой? А ведь хорошо продается только то, что хорошо покупается. А лучше всего покупается именно то, к чему выработалась аддикция.

    Поэтому наиболее богобоязненные и отстраняются от неё всецело. А остальным воздастся по делам.

    Как ни печально, но этот мир для верующего, - тюрьма, и мысли его заняты тем, как из неё выбраться, а не как создать в тюрьме иллюзию рая.

    • (23.12.2015 21:27) #
      0

      Ва алейкум ассалям!

      Все правильно вы написали, брат. Можно ой как много дополнять этот список уже сегодня. Например, уход в "виртуальный мир" интернета (ой! какую "иллюзию рая" он может дать.) или просто компьютерную аддикцию. В этом же ряду можно поставить "шайтан-арабу", заменившую верблюда и лошадь..(многие хотят иметь более"щайтанистую" арабу).
      Очевидно ведь, отказавшись строить и совершенствовать "шайтан-арабу", мы только отстали в технологическом развитии. Бесконтрольный или точнее, в большей части контролируемый врагами Ислама интернет технологии, могут приносить колоссальный вред молодежи, не только исламской. Но отказаться от них, от участия в конкурентном развития этих технологии невозможно, несмотря на риски и опасные издержки.
      Можно отстраниться от всего, объясняя свой поступок богобоязненностью. Но ведь за это спрос будет не меньший.
      Жизнь, к сожалению ли, к радости ли, так устроена - грань между "порочным" и "беспорочным" всегда приходится устанавливать. В понимании музыки тоже есть эта грань. Кроме отмеченного вами в вашем посте (с чем я, конечно, соглашусь), есть ведь и другое понимание, о чем вы конечно же, знаете.