Сабантуй через призму Шариата

Каждый год мы отмечаем национальный татарский (а вернее, общетюркский) праздник сабантуй, особо не задумываясь о его происхождении и положении в Шариате. Он стал органичной частью жизни и культуры сотен тысяч людей по всему миру, как и многие другие аналогичные явления.

Исламское право относит сабантуй к такой интересной категории, как адат (син. ‘урф). Что это такое и в чем его мудрость с точки зрения Шариата – этот вопрос уже давно обсуждается в российской умме, но ясности в него пока не внесено.

В Исламском энциклопедическом словаре, выпущенном в 2007 г. издательским домом «Ансар», говорится, что «адат – это обычаи, местные традиции народов. Некоторые правоведы отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений, оговаривая, что А. не должны противоречить Шариату. Адаты, противоречащие исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых (Коран, 7:28)».

При прочтении аята 28 из 7-й суры становится ясно, что Всевышний Аллах запрещает лишь те обычаи, которые представляют собой «мерзость»: «Когда они совершают мерзость, они говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это». Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?».

В Коране даже содержится указание прибегать к дозволенному Шариатом обычаю как к способу решения отдельных вопросов: «А на том, у кого родился ребенок, – лежит обязанность обеспечивать пропитание согласно обычаю… А если вы пожелаете просить выкормить ваших детей, то нет греха над вами, если вы вручите то, что даете согласно обычаю» (2:233). Обычай как таковой не отвергается Исламом. При этом адат не должен канонизироваться (как часто, к сожалению, бывает) и его предписания не могут носить абсолютного характера. В основе правильного адата – соответствие Шариату и здравому смыслу.

Например, в России принято уступать место старикам в общественных местах, а в Европе такой с нашей точки зрения жест вежливости вполне может быть расценен пожилым человеком, считающим себя, как правило, вполне еще молодыми и здоровым, как оскорбление. В их понимании тем самым вы публично демонстрируете, что человек, которому уступают место, – уже старый и дряхлый старик, не способный даже стоять.

Аналогично и с уступкой места в общественном транспорте представительнице слабого пола. В России это признак вежливости, а на Востоке, да и на Западе, где сегодня во всем усматривают признаки «сексуального домогательства», это может быть воспринято, как попытка пофлиртовать с посторонней женщиной.

Обычай служит средством облегчить жизнь людей, помочь им социализироваться, структурировать окружающий мир. Поэтому адат не обязательно должен быть привязан к какому-либо этносу, он может различаться в зависимости от населенного пункта или различных общин и групп людей. Где-то по утрам пьют кофе, где-то едят яичницу, а у кого-то принято вообще не завтракать – все это разные обычаи.

И ранее, и даже в более поздние времена существовали обычаи, противоречащие нравственным нормам и здравому смыслу, как, например, закапывание новорожденных девочек. А у древних булгар, судя по описанию Ибн Фадлана, у мужчин и женщин была привычка купаться в реке в неприглядном виде, не допуская, однако, чего-то лишнего. Естественно, что такие обычаи вступали в прямое противоречие с исламским образом жизни, в результате чего они постепенно были искоренены.

Но среди адатов были и не противоречащие Исламу обычаи, которые были сохранены и имеют место до сих пор. Таковым, к примеру, является ношение чадры (или по-другому паранджи, или никаба). Возможно, что для кого-то это станет открытием, но это действительно так – ношение чадры не является обычаем, привнесенным Исламом. Стоит заметить, что данный обычай был характерен для многих народов, включая и европейские, наглядным примером чего являлась вуаль. Что касается арабов, то ношение никаба также присутствовало в традиции этого народа. После прихода Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) женщины не стали поголовно закрывать свое лицо. Напротив, в некоторых случаях Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о необходимости открытия лица, например, когда молодой человек желал посвататься к своей будущей супруге.

Таким образом, Ислам не предписывает закрывать лицо женщины, но одновременно с этим и не запрещает ей это, при одном условии – если женщина сама этого желает. Если же муж заставляет свою жену соблюдать данный обычай, то она имеет право не подчиниться, поскольку Ислам не предусматривает обязательное соблюдение этой сугубо национальной традиции.

В приведенной выше выдержке из энциклопедического словаря говорилось о том, что «некоторые правоведы отводили адатам определенную роль в регулировании общественных отношений, оговаривая, что адаты не должны противоречить Шариату». В числе первых среди мусульманских богословов, который осознал необходимость использования и привлечения ‘урфа, был великий ученый Абу Ханифа.

Одной из причин этого стало то обстоятельство, что Абу Ханифа проживал на территории, частично (а возможно, даже и в большей степени) населенной последователями разных вероучений, как христиан, так и зороастрийцев. Перед ученым вставала масса второстепенных вопросов, которые не имели прямого ответа ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Некоторые, не совсем разбирающиеся в тонкостях фикха мусульмане, обвиняют великого богослова в том, что он знал мало хадисов, потому что, мол, не жил в Медине, и из-за этого его идеи и мысли несовершенны. Совершенным, конечно же, никто, за исключением избранных Аллахом, не является, однако подход Абу Ханифы к решению проблем заключался в следующем – он старался постичь не только форму, но и суть хадисов.

Одним из примеров разумного подхода Абу Ханифы к Сунне стало, например, отношение к раздаче продуктами специальной милостыни, приуроченной к окончанию Рамадана. Понимая, что смысл предписания не в форме, а в содержании, великий ученый допустил использование в некоторых случаях не муки или фиников, а их эквивалента в виде обычных денег. И действительно, особенно сегодня бедным и нуждающимся людям гораздо полезнее получить реальные рубли, нежели, например, пшеницу, из которой они просто не в состоянии ничего приготовить сами.

Являлось ли это решение противостоящим Сунне Пророка (мир ему)? Очевидно, что нет! Напротив, Абу Ханифа, ставя смысл, а не форму того или иного предписания на первое место, доводил использование Сунны до совершенства, насколько это было возможно в то время. Такая методика максимально приближала Шариат к реальной жизни, и это, несомненно, является одной из главных заслуг великого факиха.

Жизнь доказала правоту Абу Ханифы. Сегодня приверженцы других мазхабов повсеместно применяют именно его фетву, раздавая закят уль-фитр деньгами.

Возвращаясь к адатам, нельзя не отметить, что порой некоторые мусульмане за Сунну принимают сугубо национальные арабские обычаи. Например, ношение элементов арабской одежды, таких как платки и обручи, является адатом. И хотя некоторые арабские обычаи максимально приближены к Сунне, тем не менее многие из них являются продуктами национальной арабской традиции.

Помимо этого, существуют элементы непосредственно Сунны, которые были переняты буквально, без их осмысления. Например, таковым является ношение коротких брюк. Согласно одному из хадисов, некоторые люди использовали такие одежды, которые буквально влачились за ними, и это происходило из-за их кичливости. Но при этом упускается из виду другой хадис, в котором говорится, что один из сподвижников, услышав слова порицания от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) в адрес тех, кто одевался подобным образом, решил подвернуть свои брюки тоже. Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему, что в этом нет надобности, поскольку, одеваясь так, он не имел намерения проявить высокомерия.

Несомненно, что часть практикуемых сегодня обычаев является несовершенными, в связи с чем их соблюдение является либо предосудительным, либо бесполезным. В основе адата должен лежать принцип соответствия Шариату и здравому смыслу. Если обычай противоречит Закону Аллаха, он отвергается сразу, точно так же если он со временем утратил реальную основу в жизни в виду изменившихся условий, то следует от него отказаться, а не превращать в пустую формальность.

С другой стороны, при осмыслении, а вернее, переосмыслении некоторых адатов многие из них можно наполнить новым, исламским, монотеистическим содержанием, приведя их, таким образом, в соответствующее положение. Например, почти в каждой стране, включая и мусульманские, существует праздник, связанный с датой обретения независимости. Несомненно, что ни во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни во времена праведных халифов (да пребудет над ними милость Всевышнего) такого праздника не существовало. Однако даже в Саудовской Аравии эта дата отмечена красным цветом, поскольку данный день несет в себе патриотическое содержание и ни в коей мере не противоречит духу Ислама. Такой же датой, но теперь уже для татар, а вернее даже для всех тюрков, стал в свое время и сабантуй.

После принятия Ислама из этого праздника все языческое (а это было причиной того, что некоторые татарские богословы еще в 19 в. выступали против сабантуев) стало постепенно уходить, а главный упор делался на национальное возрождение, особенно в последние века, когда многие тюркские народы подвергались религиозному и национальному угнетению. Таким образом, сабантуй стал своего рода символом татарского самосознания. А поскольку принадлежность к татарской нации подразумевала и принадлежность к Исламу (так как крещеные татары очень быстро ассимилировались и теряли свою идентификацию), то «праздник плуга» стал одним из немногих дней в году, когда можно было вспомнить о своей религии.

В нынешних условиях сабантуй играет такую же, если не большую, роль, поскольку современная молодежь с нарастающим темпом теряет связь со своей нацией, и, как следствие, очень часто и религией. Поэтому запретив, например, праздновать эту дату, мусульмане абсолютно ничего не выиграют, потому что язычества, как такового, в ней уже не присутствует. Зато умма достаточно много проиграет, так как лишит молодых и не только мусульман возможности хоть как-то ощущать связь со своей нацией и религией.

Исходя из всего этого, можно придти к следующему выводу: мусульмане должны использовать любую возможность для того, чтобы поддерживать своих не окрепших еще в Исламе братьев и сестер, чтобы не дать им раствориться в современном, оторванном от национальных и религиозных корней обществе. И если для этого мы наполним, пусть даже сугубо национальные, «адатские» праздники культурным, нравственным и религиозным содержанием, то зададим российской умме тот вектор направления, благодаря которому ее представители могут пойти прямым путем Истины.

Подвижки в этом направлении уже есть – например, многие сабантуи уже проводятся без алкоголя, на них подается только халяльная (дозволенная по Шариату) пища, звучат проповеди, продается исламская литература. Все это, конечно же, оказывает благотворное влияние. «Облегчайте, а не затрудняйте», – говорил наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), так давайте же будем облегчать, а не отталкивать от себя тех, кто еще по каким-либо причинам не осознал прелесть намаза и других предписаний Ислама.



42 комментариев


  1. Гость
    (09.01.2012 13:17) #
    0

    Хотелось бы добавить важный момент. Сабантуй очень естественный праздник, он знаменует собой окончание весенних полевых работ. Люди устали, желание отдохнуть и повеселиться неизбежно, запрещать это бессмысленно и неэффективно, а вот вводить в шариатские рамки можно и нужно. Языческие элементы будут

    • (09.01.2012 19:06) #
      3

      Сабантуй вовсе не праздник окончания весенних работ. Это он стал таким в советское время, когда большевики постановлением Татарского обкома от 1926 года специально объединили многодневный джиен и сабантуй в один однодневный праздник. Татарский Сабантуй и его мордовский, чувашский, марийский (некогда существовал и русский) эквиваленты - это чисто языческий религиозный обряд, посвященный первой борозде. Татарский Сабантуй (у мишарей его не было, первые Сабантуи появились в исконно мишарских зонах только в начале 20 века, а в Мордовии вообще только в советское время), из-за многовековых попыток замаскировать его языческую суть, достаточно сильно изменился, но его финно-угорские братья полностью сохранили сущность обряда. Земля рассматривается как женщина, которая должна родить много качественных детей (продуктов питания). Чтобы женщина родила хороших и здоровых детей, нужно, чтобы ее оплодотворяли здоровые и сильные мужчины. Поэтому перед проведением первой борозды в поле среди мужчин данного населенного пункта проводили соревнования в силе, быстроте и ловкости. Отобранные в итоге соревнований мужчины впрягались в плуг, а абсолютный батыр вел этот плуг и проводил первую в этом сезоне борозду, в которую забрасывали семена различных злаков, а также куриные яйца. Вторая борозда закрывала все эти семена. Символическое оплодотворение совершено - религиозный обряд завершен. Женщины на все эти дела смотрели издалека, с какого-нибудь возвышения или холма. Подъем на столб был взят с русского аналога этого праздника. Здесь столб олицетворяет фаллос, извините за выражение.

  2. Гость
    (09.01.2012 13:19) #
    0

    всегда, где есть невежество. При свадьбах, похоронах, рождениии детей, и даже сдаче экзаменов. Это не повод не жениться, не хоронить, не рожать и не сдавать экзамены.

  3. Гость
    (09.01.2012 13:53) #
    0

    Интересно, а что скажет Абдулла по Наврузу?

    • (09.01.2012 19:15) #
      0

      Шииты в пользу навруза приводят те же доводы, что и Абдулла в пользу сабантуя.

  4. Гость
    (09.01.2012 14:04) #
    1

    Даешь ХАЛЯЛЬНЫЙ сабантуй!

  5. Гость
    (09.01.2012 16:05) #
    -2

    сабантуй праздик колхозников ! православные постарались татар втащить в этот праздник и получилось ! татары кочевники ,естественно никогда раньше такого праздника небыло ! но стащили народ с коней ,загнали в избушки и послали пахать как скотов ! отсюда он и появился этот праздик лохов !

  6. Гость
    (09.01.2012 16:09) #
    -1

    сколько можно нести эту чушь !!! нет такой нации или народа как тюрки ! этот тюркизм появился в турции ! турк -значит туркмен ! прародители турции туркмены ! изучайте историю ! татары это татары! они прогнали туркмен в сирию ,а потом помогли сломать им византию ! оставив их там править ,сами татары

  7. Гость
    (09.01.2012 16:13) #
    0

    сами татары ушли из византии ! теперь видетели турки стали великими ?! смешно .спросите ногайцев и кумыков кто они ? это нации из татар .их татары оставили на кавказе надсмоторщиками .сторожили территорию дагестана и нынешнюю территорию чечни .они управляли кавказом с помощью татар .

  8. Гость
    (09.01.2012 16:15) #
    1

    Знаток истории появился однако!

  9. Гость
    (09.01.2012 16:16) #
    0

    ТАТАРЫ ! НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕСЬ В КОЛХОЗНИКОВ И ДЕРЕВЕНЩИНУ ! У НАС УКРАЛИ РЕЛИГИЮ И ИСТОРИЮ И ЯЗЫК ! НАШИ ПРЕДКИ ПРАВИЛИ МИРОМ ! ИТАЛЬЯНСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК МАРКО ПОЛО СКАЗАЛ :ЗОЛОТАЯ ОРДА НЕБЫЛО БОЛЕЕ БОГАТОГО ГОС-ВА СОВРЕМЕН АДАМА И ЕВЫ .ПОЧИТАЙТЕ ,ЧТО О НАС ПИСАЛИ МНОГИЕ ИСТОРИКИ ,НАПРИМЕР КАРПИНИ !

  10. Гость
    (09.01.2012 16:19) #
    -2

    почитайте гумилева и вернадского ,интересуйтесь историей предков ! и узнаете ,что мы не землепашцы ,что картошка и репа не наша еда ! что мы были активный ,великий и мудрый ! сильный и образованный ,богатый народ ! не справляли нелепые сабантуи .

  11. Гость
    (09.01.2012 16:22) #
    0

    конечно тут появятся людишки которые попытаются обесценить мои слова )) но кто они ? просто завистники ! слабые и злобствующие завистники . скрипящие зубами..

  12. Гость
    (09.01.2012 16:43) #
    1

    Наши предки правили миром. Вот только одна загвоздка, уважаемый: как я предполагаемый, это их заслуга, а не ваша.

    Татары ничем не хуже и ничем не лучше других.

  13. Гость
    (09.01.2012 17:14) #
    -1

    и казахи и киргизы и туркмены , а также многие однородные нации не имеют нелепого праздника сабантуя !!! ясное дело это искусственный праздник внедрили к татарам .ясное дело пытаются из татар сделать крестьян ! выбирают и ломают сильнейших для примера другим . будем надеятся ,что татары возрадятся .

  14. Гость
    (09.01.2012 17:49) #
    2

    Ногайлар, в прошлом кочевники, тоже празднуют Сабантой.

  15. (09.01.2012 19:40) #
    3

    ЖазакаАллаху хайран брат Абдулла!!!!!!!! Статья с реальным и грамотным подходом к истории и обычиям тюркских народов. Для просвещения мы должны использовать любую возможность будь это сабантуй будь это встреча с молодежью и т.д. Сидя в мечетях или собираясь в домах в какие-то джамагаты или общины мы не донесем свет Истины-Ислама до других. Так давайте же дорогие братья вместо ненужных и бесполезных споров пойдем к людям распространять самую простую Истину ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ АЛЛАХУ МУХАММЯДЯРРАСЮЛЮЛЛАХУ. Ведь многие этнические мусульмане не умеют выговорить эти святые самые нужные слова поверте мне ведь я очень часто читаю никях молодым которые с трудом за мной повторяют слова имана. Вот где трагедия!!! А мы спорим о том кто и как читает намаз или к какому мазхабу относится или можно ли справлят Сабантуй или Мавлидун-Набий и т.д. и т.п. Самое главное чтоб намаз читали и были истинными мусульманами которые не навредят другому мусульманину." Иннамяль муъминуна ихуатун" !!!

  16. Гость
    (09.01.2012 20:06) #
    0

    to Irek. Тут вопрос в том, что первично курица или яйцо. Естественная радость от начала весны, окончания полевых работ, сбора урожая и иных аналогичных событий, или языческие ритуалы и мифы связанные с этими событиями, которые неизбежно переплелись за долгие века джахилии. Не так давно прочитал

  17. Гость
    (09.01.2012 20:08) #
    0

    одну интересную фетву шейха Абдуллы ибн Байяха, тут она приведена с комментариями на английском http://www.suhaibwebb.com/ummah/converts/secular-holidays-and-the-example-of-al-ateerah-al-rajabiyyah/

    • (09.01.2012 22:03) #
      1

      Комментарии Абу Маджида мне показались интересными. Я не знаток, я обычный мусульманин и не учился даже в медресе. Поэтому я могу только читать чужие мнения и присоединяться к ним или нет. Абу Маджид перечисляет американские праздники и пишет, как должны поступать американские мусульмане. Он напрочь отметает рождество, пасху, День святого Патрика, как имеющих сильную христианскую религиозную подоплеку. Но день святого Валентина он допускает, но только в форме выражения любви между супругами. 1 апрель - можно шутить, но только если без лжи, так, как мог пошутить наш пророк (с.а.в.). Новый год, 4 июля, День памяти, и другие праздники без религиозного содержания он также допускает, но не за столом, где есть алкоголь. Сейчас у нас вряд ли кто-то задумывается над первоначальным религиозно-магическим смыслом Сабантуя. Абу Маджид, видимо, допустил бы участие мусульман только в безалкогольном Сабантуе. Но у нас, татар, был летний праздник, как раз после окончания весенних полевых работ - джиен. Вот он был как раз с мусульманским смыслом. Вот его большевики и уничтожили, заменив его языческим Сабантуем, заодно выхолостив и языческое содержание самого Сабантуя.

  18. (09.01.2012 20:12) #
    -1

    Ислам отличается от христианства тем, что он не включает языческие обряды, и адаты в себя, а очищает их и наделяет правильным монотеистическим содержанием.

  19. Гость
    (09.01.2012 21:27) #
    -3

    многие хазраты любят такие сходки там можно садака собрать ,поесть бесплатно ,новых клиентов для дуа найти ... немудрено ,что многие из хазратов за такие сборища ! легкая там добыча и безграмотная !

  20. Гость
    (09.01.2012 21:30) #
    -2

    Еще не утихла истерики про Харамный Новый Год и вот сенсация: "Халяль - Сабантуй".
    Да это Аграрный Татарский Новый Год по сути.
    да!!!

  21. Гость
    (09.01.2012 21:37) #
    2

    Побойтесь Аллаха!
    Ислам и так совершенное мировозрение и практика, и такие нововведения лишь его засоряют лишней суетой и торжественностью.
    Национальное сознание ниже Ислама, не опускайтесь, братья мусульмане!

  22. Гость
    (10.01.2012 05:34) #
    0

    мир вам. Халяль-сабантуй это, наверное, хорошо. Но не могу себе представить завершение этого ...туя без возлияния спиртного, мордобоя, и ...э-э даже, не временного, а сиюминутного никаха без мулла бабая. С прискорбием (непосредственный участник и очевидец этих не очень халяльных событии)

  23. Гость
    (11.01.2012 09:10) #
    0

    Халяль-Сабантуй могут провести только мусульмане. Вот на такой Сабантуй я бы с удовольствием пошел. Но говорить о том, что татары-немусульмане могут организовать "правильный", халяльный Сабантуй по меньшей мере глупо. В любом случае все закончится песнями, пьянкой и смешением мужчин и женщин.

  24. Гость
    (11.01.2012 10:06) #
    2

    Кто то здесь описал праздник Сабантуй нелепым.
    А я говорю, что Сабантуй довольно хороший праздник.
    В 2011 году я был на Сабантуе в Москве, в Коломенском парке, и клянусь я не видел что бы продавали хотя бы пиво.
    Крепче кумыса, ни чего не было. Даже полицаи удивлялись и завидовали татарам и башкир

  25. Гость
    (11.01.2012 15:00) #
    -3

    Пусть справляют Сабантуй те, которые так любят его! Пусть ходят и смотрят на соревнования, на скачки и т.д. Главное - не надо сюда примазывать Ислам - он чист от всяких "праздников". У нас только 2 праздника, остальное - просто даты. А адаты у татар в основном противоречат Исламу, например,аулак өй.

  26. (11.01.2012 18:23) #
    1

    Тот кто больше всего кричить о харамах сам быстрее поддается этому. У этих фанатов всегда однобокий слепой подход ко всему. Везде харам везде язычество видят. А язычество как таковой уже давно нет люди уже давно грамотные и не верят всяким чепухам.

  27. (11.01.2012 19:02) #
    1

    ДжазакаАллаху хайран брат Саад за хороший ответ

  28. Гость
    (11.01.2012 19:11) #
    0

    Орда гуляет по степи,весело,от предков далеких традиция происходит.Понимаешь.

  29. (11.01.2012 19:34) #
    0

    Я не сторонник сабантуя,но вот вопрос:когда мусульмане устраивали соревнования на лошадях,в какой из 2 праздников?

  30. (11.01.2012 19:37) #
    0

    Илгизар Сагдеев ты себя назвал уважительно хазратом,но почему других мусульман называешь фанатами?

  31. Гость
    (11.01.2012 19:50) #
    0

    Сабантуй-праздник плуга (дословно)-день отдыха после весенне-полевых работ (когда "день год кормит", т.е., было очень тяжело)-что же здесь плохого?! Вначале мулла читает суры Священного корана, затем люди поют, беседуют, пляшут, соревнуются.Исключить спиртное-остальное вполне приемлемо, даже нужно.

  32. (11.01.2012 20:22) #
    0

    Слава Богу, Ринат Абдулла делает изменения в своем подсознании. Еще несколько лет назад Сабантуй Абдуллами категорически исключался, как национальное, а раз национальное, то должно исключаться -таков был у них подход. А сегодня Ринат делает правильные акценты. Молодец. Респект.

  33. (11.01.2012 22:16) #
    0

    Брат Альфир! Я ни всех мусульман называю фанатами, а только тех кто слепо следуют только за своими убеждениями исключая мнения других. А чтоб хазратом назваться слава Аллаху у меня есть достаточно основании и опыта работы имамом (18 лет), а так же духовного( медресе г.Уфа, медресе Р.Турции) и светское ( Казанский Госуниверситет факультет татарской филологии и истории), так же альхамдулиьляхи больше 30 моих шакирдов работают имамами в различных регионах России и СНГ. но все это я привел не для хвальбы. Ведь нам хвалится не чем "Иння акрямикум гинда Аллахи аткакум"- "Наиболее близкий к Аллаху найбогобоязненный из вас". В заключении я еще раз хочу поблагодарить Рината и соглашаюсь с сестрой Халидой. Мира и милости Всевышнего Аллаха всем вам и нам.

  34. (11.01.2012 22:36) #
    1

    Брат Илгизар-хазрат вы конечно правы (перехожу на вы) по поводу того,что есть братья которые постоянно кричат:"то харам это харам".Мне тоже не нравиться как они усложняют жизнь братьям.Но они же мусульмане и я не хочу чтобы мы называли друг друга по всякому.

  35. (12.01.2012 14:16) #
    0

    Брат Ариф я согласен всех кто говорить Ля иляхя ильлАллх МухаммедуррасулулЛаах будем называть братьями мусульманами. Примите извинения если я кого нибудь обидел сам того не желая.

  36. Гость
    (13.01.2012 22:45) #
    0

    В Исламе есть два ежегодных праздника,а праздники времён джахилии Пророк(САС) запретил нам отмечать.А если считать тат.сабантуй исламским праздником-то скоро русские муслимы тоже какой нибудь "праздник"припишут к исламским :)))

  37. Гость
    (13.01.2012 23:32) #
    0

    мир вам. всё кричим: в исламе два праздника. если человечество победит голод, тогда после добровольной голодовки можно погулять на ураза-байрам. и если перестанем убивать друг-друга, тогда можно барашка пожертвовать на курбан-байрам, а так: люди дохнут как мухи, а у нас праздники??????((((((