Всеволод Чаплин о национализме, Кавказе и многоженстве
Кавказ следит за инициативами Русской Православной церкви с особым вниманием. Поскольку в последние годы РПЦ является одним из ключевых общественных, политических игроков и ньюсмейкеров, от ее позиции сегодня во многом зависит общественная погода в целом по стране. Некоторые из вопросов, волнующих сегодня кавказцев, нам удалось задать председателю Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата, члену Общественной палаты России Всеволоду ЧАПЛИНУ – человеку, имеющему репутацию фигуры, интеллектуально близкой российскому патриарху Кириллу.
Сегодня мусульманскую общину России поразила болезнь религиозного экстремизма, а православное большинство столкнулось с ростом ультранационализма. С чем это связано и к чему может привести в такой многонациональной стране, как Россия?
– С одной стороны, в обществе происходит естественный процесс раскрытия духовных сил людей, их мировоззренческого выбора. Бессмысленно пытаться унифицировать людей. Лишить их главной идентичности – идентичности с высшим миром и с вечной жизнью. Поэтому, естественно, в современном мире все больше стараются понять свою религиозную традицию. Понять, что ее отличает от других.
Не забудем и о том, что любой по-настоящему верующий человек считает, что именно его религиозная традиция истинна, а остальные ложные. И стремится устроить свой социум по принципам своей религии. С этим ничего уже не сделаешь. И о попытке создать внерелигиозного и вненационального человека, советского или евросоюзного, думаю, надо забыть как о неудачной попытке.
В то же время Россия имеет огромный опыт мирной совместной жизни людей разной веры, разного мировоззрения и разного правила общественного устройства. Так было в Российской империи. К этому мы постепенно приходим за последние два десятилетия. Вспомним хотя бы о том, что правила общежития в Москве одни, на Северном Кавказе – другие, в Бурятии – третьи.
Нам нужно не пытаться силой изменить эту реальность, а принять ее. И зафиксировать это на уровне общенациональных установлений. Конечно, очень опасен агрессивный национализм, посредством которого разжигают этническую рознь. Справиться с этим никакие «общечеловеки» никогда не смогут. Потому что все, что они предлагают, гораздо менее жизненно, чем то, что предлагают агрессивные националисты.
Так вот, очень важно, чтобы разные религиозные общины научились договариваться друг с другом о правилах совместной жизни без всяких посредников. Я считаю это наиболее действенным путем гармонизации межнациональных отношений. Таким путем успешно шли на Ближнем Востоке, в Российской империи и в других регионах мира.
Как Православная церковь воспринимает национализм?
– Надо делать различие между любовью к своему народу, что предполагает заботу о духовной свободе народа, и ненавистью к другим людям. Тем более если эта ненависть основана исключительно на чьей-то национальной принадлежности.
Мы не закрываем глаза на наличие реальных проблем. На то, что некоторые этнические группы вызывающе себя ведут, разворачивают криминальный бизнес, пытаются навязать другим народам свою волю. Проблемы надо решать посредством закона, через мирные гражданские действия, а не через разжигание национальной ненависти и погромы.
Никакие межнациональные проблемы, никакие проблемы, связанные с миграцией, не могут быть решены бунтом, беспорядками, выходками против правоохранительных структур. Нас трудно победить на поле битвы, перехитрить, заставить делать то, что мы не хотим, через экономическое и политическое давление, но нас можно разделить, подчинить себе или, по крайней мере, существенно ослабить. Так было в XVII веке, в первое время после 1917 года, в 1941-м.
Если мы позволим устраивать на улицах или в Интернете постоянную межнациональную борьбу, это будет означать не освобождение народа от кого-то, как иногда нам пытаются сказать идеологи национализма, это приведет к тому, что Россия потеряет свою стабильность, самостоятельность, а значит, свою свободу и независимость, и межнациональные конфликты будут управляться теми, кто не желал бы существования сильной и единой России.
Необходимо говорить о трагических случаях, связанных с убийствами невинных людей в Москве, Ростове и в ряде других мест. Другая проблема – недостаточно быстрые и недостаточно справедливые действия некоторых представителей правоохранительных органов в связи с этими убийствами.
Еще одна проблема – рост экстремистских настроений, деятельность тех групп, которые пытаются использовать существующие в стране реальные трудности, чтобы разжечь вражду, призвать к избиению или убийству людей только на том основании, что они принадлежат к тому или иному этносу.
Не секрет, что эти группировки стремятся если не к власти, то, по крайней мере, существенно усилить свою роль в обществе и сделать так, чтобы за ними пошли миллионы, и важно это не допустить. Все мы прекрасно знаем из истории XX века, что происходит, если в стране политика оказывается заложницей деятельности экстремистских, нацистских, фашистских группировок.
Кстати сказать, еще раньше эти порочные проявления осудил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Русская православная церковь всегда выступала против любых проявлений вражды и ненависти на национальной почве, будь то антисемитизм, русофобия, оскорбления в адрес выходцев с Кавказа или из Средней Азии».
Вполне очевидно, что под такое описание некоторых этнических групп, на взгляд русских националистических организаций, подпадают кавказцы. А подобный образ кавказцев, являющихся большей частью мусульманами, все больше переносится на ислам и на остальных мусульман. Как Православная церковь относится к исламу и мусульманам? Воспринимает ли она их как своих соперников или как своих партнеров?
– Мы находимся в постоянном контакте с исламской общиной страны. И рады тому, что наш диалог затрагивает в том числе самые сложные и спорные ситуации. Не случайно тема межнациональных отношений в последнее время фактически постоянно была в центре внимания Межрелигиозного совета России.
Как я уже сказал, мирная совместная жизнь мусульман и православных христиан в нашей стране насчитывает уже много веков. Тем не менее опасения вызывают предпринимаемые попытки спровоцировать мутацию российского ислама. Эти попытки идут из-за рубежа и находят здесь определенную поддержку среди молодежи.
Мы знаем, что эти попытки подкрепляются финансово и организационно, а иногда бывают связаны и с террористическими методами. В этом случае сами мусульмане и все наше общество должны сказать твердое «нет» тенденции навязывания людям чуждого им мировоззренческого выбора путем насилия, подкупа, обмана или промывания мозгов. Я думаю, в этом солидарны религиозные общины нашей страны.
В Европе, по признанию многих экспертов, христианство умирает. Церкви пустеют, их продают с молотка, а в проданных храмах открываются пивные бары. Не грозит ли это и России?
– Поживем – увидим. Будем делать все, чтобы этого не произошло. А потенциал взаимодействия и влияния церкви на общество раскрыт на десять процентов. Будем делать все, чтобы раскрыть его на сто процентов.
Мусульмане принимали участие в строительстве российского государства и защите интересов общей страны. Как быть мусульманам в ситуации, когда православное большинство с такой ревностью воспринимает желание мусульман строить свои мечети в Москве и других городах России? Как это, к примеру, имело место в московском районе Текстильщики.
– Мечети нужны, в том числе и в Москве. Это ненормальная ситуация, когда люди вынуждены молиться на улице. В то же время очевидно, что планы строительства культовых зданий должны обсуждаться с местными жителями. Снять существенные разногласия нужно путем диалога.
Мечети в русских городах строились и до революции. Их возведение не вызывало конфликтов, так как сопровождалось разумной подготовительной и разъяснительной работой. На одну из мечетей – Тверскую соборную – даже пожертвовал свои личные средства Император Николай II.
Тогда традиционные мусульмане считались надежными союзниками православных христиан и одной из опор Российского государства. Таковыми они остаются и сейчас. В то же время в современной России мечети нередко строятся или захватываются лицами, находящимися под влиянием зарубежных экстремистских центров; об этой серьезной проблеме открыто говорят сами лидеры традиционных мусульман.
Православные люди должны иметь гарантии того, что подобные случаи не повторятся, и это также может быть предметом диалога с местными властями и мусульманскими общинами.
Богатая практика строительства православных храмов в странах с доминированием других вероисповеданий, а также ислама и буддизма показывает, что конфликтных ситуаций можно легко избежать, если согласовать место строительства, размер храма и его архитектурные особенности со всеми заинтересованными сторонами, включая местных жителей. Также, убежден, надо поступать и в Москве – в первую очередь, через информирование жителей и организацию общественных слушаний.
Много шума в обществе вызвало ваше предложение ввести дресс-код, или строгие требования к одежде российских женщин. Вы тогда заявили, что, если женщина носит мини-юбку, она может спровоцировать любого мужчину, что зачастую приводит к многочисленным случаям изнасилования. Можете ли вы разъяснить нашим читателям вашу позицию?
– Во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом. Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе – не только их личное дело. Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, разгуливающий по большому городу в шортах и майке, в трениках и тапочках, также не достоин уважения. Только жалости – если он бомж, например.
Верю, наступят времена, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться. Думаете – утопия? Да нет, скоро придется привыкать.
Отрадно, что предложение обсудить внешний вид российских женщин и девушек вызвало интерес, но я удивлен, что дискуссии на эту тему оправдывают изнасилования и неприличные приставания. Нет таким действиям оправдания. А вот проблема, между прочим, остается. Не столько для меня – скорее для тех, кто путает улицу со стриптиз-клубом.
Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе достойного спутника жизни.
Во все времена, у всех народов мужчина выбирал в спутницы жизни женщину, отличающуюся скромностью. Развязный внешний вид и развязное поведение – прямая дорога к несчастью. К любви на один раз, к краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе. Когда женщина одета красиво, скромно и с достоинством, то у нее больше шансов найти себе лучшего мужчину, и здесь многим россиянкам есть чему поучиться у кавказских женщин.
Со стороны мусульманских лидеров периодически раздаются призывы изменить герб России, добавив в него мусульманские символы. Считаете ли вы это правильным? Должен ли герб светского многонационального государства нести на себе религиозную символику, как, например, православные кресты?
– Российскому гербу много веков. Думаю, что он прошел испытание временем, его не могли вытеснить даже советские символы, которые сегодня стремительно забываются, а исторически оправдавшая себя символика вновь находит свое должное место в жизни страны. Так что та историческая форма российского герба, которая существует уже много веков, исторически оправдана.
Ислам – феномен, локальный для России, он распространен как доминирующая религия в отдельных регионах. В гербах этих регионов могут присутствовать и полумесяц, и другие исламские символы. А все-таки на российском гербе на коронах в течение многих веков присутствует крест. Мне кажется, менять ничего не надо.
А как вы лично как православный относитесь к тому, что российские мусульмане практикуют в светском государстве некоторые положения ислама, которые расходятся с российским законодательством. К примеру, такая практика, как многоженство, которая, не секрет, находит все большее число сторонников в среде мусульман.
– Считаю, что исламская община России имеет право на то, чтобы поддерживать свой традиционный образ жизни, который, как известно, включает в себя многоженство. Мы знаем, что оно де-факто в России есть, как было де-факто в Советском Союзе и было признано в Российской империи.
Однако в этом случае возникает определенная правовая коллизия, но мудрость любого многонационального государства всегда состояла как раз в том, чтобы поддерживать в обществе многоукладность и не пытаться ломать через колено традиционный образ жизни того или иного народа, той или иной религиозной общины.
Впрочем, для православного христианина идеалом брака всегда был и останется союз между одним мужчиной и одной женщиной. Таков выбор религиозного большинства нашего общества, и об этом выборе всегда нужно помнить при всем признании существующих традиционных исключений.