Праведник

Этой осенью меня занесло в горы турецкой Ликии, неподалеку от городка Фетхие, напротив острова Родос. Высоко в горах стоял дом моих знакомых, а оттуда открывался такой вид на горы и море, что захватывало дух и рвало крышу. И там один молодой суфий рассказал мне историю, которая позволила мне понять, что значит быть праведником.

Один шейх не мог уснуть, и решил выйти погулять, а дело было глубокой ночью. По улице шел сторож с колотушкой, увидел человека, который возится с замком калитки, решил, что это – грабитель, и стукнул его колотушкой, да так, что колотушка сломалась. Назавтра шейх дал своему слуге письмо для сторожа, и в нем написал: я был неправ, что ночью вышел из дому, а ты был прав, потому что хотел остановить вора. Прими от меня эти деньги, сделай себе новую колотушку вместо той, что сломалась. Пожалуйста, прости меня!

Удивился я чистоте сердца шейха, и понял, что праведник это тот, кто в другом провидит праведника, тот, кто оправдывает своего ближнего, тот, кто поступки ближнего толкует в самом лучшем свете.

И уже было подумал, что у суфиев высшая премудрость, но тут вспомнил, что у иудеев в Талмуде есть такой рассказ. Жила в Риме гетера, которую посещала вся знать. Решили мудрецы попросить ее о помощи, чтобы заступилась за Израиль. Пошел к ней р. Иошуа с учениками. Перед входом он снял филактерии, вошел и дверь перед носом учеников закрыл. А когда вышел, пошел в баню, окунулся в купели и вернулся к ученикам. Спросил он их:

– Когда я снял филактерии, что вы подумали?

– Мы подумали: наш учитель не хочет вносить святое слово в нечистое место, – сказали они.

– Когда я закрыл перед вами дверь, что вы подумали?

– Мы подумали – учитель обсуждает государственные тайны, – ответили они.

– А когда я вышел и пошел в купель, что вы подумали?

– Может, ее слюна брызнула на одежды учителя, – сказали ученики.

– Клянусь, так оно и было! – сказал им р. Иошуа. – Вы судили меня, толкуя мои дела в лучшую сторону, так и Сущий рассудит вас.

Добавлю, что ученики были праведнее своего учителя, потому что они не подозревали его, а рабби подозревал их в худшем толковании его шагов.

И о том же учит и христианская вера. «Будьте, как дети» - сказал Христос. Но в каком смысле? Значит ли это – будьте несмышлеными, будьте слабыми и зависимыми? Наверное, нет. У ребенка есть одно преимущество над взрослым – он толкует наши дела и поступки в лучшую сторону. Что бы мы ни делали, ребенок нам верит слепо, что мы стремимся к его благу. Ребенок невинен, а это не значит, что он не несет вины. Невинность означает – он не винит другого. Такая простота сердца кажется опасной – ведь невинного могут обмануть, но в конце концов она – лучшая стратегия, нежели подозрительность.



комментариев