54% жителей России не согласны с мнением, что после смерти существует возможность воскресения. Об этом свидетельствуют переданные в "Интерфакс-Религия" результаты опроса, который проводился фондом "Общественное мнение" весной 2011 года среди 1,5 тыс. респондентов в 44 субъектах РФ, в 100 городах и селах.
Респондентов просили ответить, верно или неверно утверждение «Я верю в воскресение после смерти». Результаты оказались несколько неожиданными: больше верующих в вечную жизнь оказалось среди обеспеченных и образованных горожан, а не среди сельских жителей.
Мусульманские деятели, прокомментировавшие итоги опроса корреспонденту «Ансар.Ру» считают, что они свидетельствуют о влиянии на россиян идей атеизма, господствовавшего в нашей стране на протяжении 70 лет. Кроме этого они возлагают ответственность за столь шокирующие результаты опроса на представителей духовенства, на которых возложена обязанность за религиозное просвещение граждан.
Аббас Бибарсов – Глава Единого Духовного управления мусульман Пензенской области
Я не думаю, что 54% россиян не верят в воскресение после смерти. Каждый разумный человек верит в это положение религии. Не может быть, чтобы больше половины граждан России были неразумными. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что любой человек, обладающий разумом, найдет своего Творца.
Альмира Адиатуллина – председатель Общественной организации мусульманских женщин Татарстана «Муслима»
Думаю, что такие результаты опроса связаны с пережитками прошлого. 70 лет атеизма в нашей стране очень сильно изменили отношение людей к религии. Мечети закрывали, изучать основы религии запрещали, люди жили, ничего не зная о религиозных ценностях.
И даже говоря о молодежи, то значительная часть ее в религиозном плане безграмотна, так как воспитание дается, прежде всего, в семье. Родители, прожив несколько десятков в атеистическом обществе, не верят в божественные законы, и их мировоззрение передается потомству.
Вугар Акперов – муфтий Челябинской области
Во-первых, 70 лет советской власти разрушили в человеке веру в Бога и внушили ему, что он произошел от обезьяны. Во-вторых, итоги опроса напрямую связаны с не совсем активной деятельностью религиозных деятелей. Стоит отметить, что сегодня появляются различные секты, которые привлекают в свои ряды все новых последователей.
Если говорить о мусульманах, то мы можем увидеть, что некоторые из них посещают мечети, но в то же время ведут порочную жизнь. То есть, они не выполняют то, что заповедовал Аллах, и поэтому о понимании ими мусульманской веры говорить нельзя. И в этом и наша вина. Мы как наставники, должны активнее работать, показывать пример прихожанам. А у нас, к сожалению, некоторые религиозные деятели вместо того, чтобы заниматься тем, чем надо, участвуют в склоках и раздорах.
Артур Мамаев – обозреватель еженедельника «Черновик» (Дагестан)
Очень долго советских людей дурили возможным раем на земле, обещая построить социализм. С разрушением этой мечты люди теперь ни во что не верят. А многие россияне живут так, что не могут представить, что существует ещё и Ад, что может быть что-то хуже тех условий, в которых они существуют.
Мусульманин должен быть абсолютно уверен в существовании Рая и Ада - это один из постулатов веры, без которого вера человека недействительна. Вера в Рай и Ад должна удерживать человека от совершения порицаемых поступков из-за боязни попасть в Ад, и побуждать к совершению благих поступков в стремлении попасть в Рай.
А считать, что человеческая душа создана лишь для каких-то 70-80 лет жизни на этой земле - бессмыслица. Каждый человек непременно вкусит смерть и осознает, что есть жизнь будущая, вечная. Но осознав это в могиле, ему будет поздно что-то изменить и начать верить во Всевышнего, Рай и Ад: его дела уже будут прекращены и он не в силах будет даже засвидетельствовать свою веру, не то, чтобы подтвердить её своими поступками.
Кроме того, неужели люди думают, что Всевышний настолько несправедлив, что не накажет людей, чинивших беспредел в этой жизни, или, наоборот, не вознаградит тех, кто, надеясь на Его милость и довольство переносил испытания?!!
Ильхом Меражов – председатель Комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман Азиатской части России
Конечно, 70 лет атеизма повлияли на то, что большинство наших граждан не верят в воскресение после смерти. Сегодня такое время, когда большинство людей хотят видеть доказательства тех или иных положений веры. Поэтому нужно им объяснять и, опираясь на Коран, приводить доводы существования Рая и Ада.
Например, Саид Нурси в своей книге «Десятое слово о воскрешении из мертвых» приводил 12 доказательств воскрешения после смерти. Он это сделал доступным и современным языком. Но, к сожалению, эту книгу в нашей стране в судебном порядке запретили, и теперь мы не можем прочитать то, как обосновывает Саид Нурси этот вопрос.
Многие богословы прошлого говорили, что доказывать не надо этот вопрос, нужно верить и все. А сегодня такое время, что многие люди хотят доказательств, научных обоснований. И это возможно сделать, но нужны грамотные ученые, которые бы доказательно объясняли людям положение о воскрешении после смерти. Почти одна треть Корана посвящена этому вопросу.
Хасим Аккаев – главный редактор межрегиональной газеты «Ислам в Евразии» (Кабардино-Балкария)
То, что больше половины россиян не верят в Вечную жизнь, является результатом их религиозного невежества. Люди думают, что они образованные, начитанные, но на самом деле им не хватает религиозного образования. До сих пор на мировоззрение наших родителей, дедов влияет атеистическое воспитание, которое бралось за основу в эпоху коммунизма.
В то же время религиозные деятели - и православные, и мусульманские, недостаточно уделяют внимания просвещению населения. Религиозное воспитание и просвещение должно быть главной задачей духовенства.
Абдурагим Ильясов – председатель Местной религиозной организации мусульман Тамбовской области
Я, конечно, удивлен результатами опроса. Это говорит о том, что люди в религиозном плане люди неграмотны. Нужно просвещать народ, правильно преподносить основы религии.
Аллах создал людей и джиннов для служения Ему и спросит каждого за совершенные деяния. Задача религиозных деятелей доносить до людей, что эта жизнь временная и существует вечная потусторонняя жизнь.