Networking (нетворкинг) происходит от двух английских слов – net (сеть) и work (работать). Под этим термином понимается развитие и поддержка широких социальных и профессиональных связей для решения задач разной сложности - от житейских и просветительских, до карьерных и политических.
Социальные связи вчера и сегодня
Но необходимость в нужных связях возникла для человека не в наше время. Эта необходимость существовала всегда. Во все времена и во всех обществах выжить и добиться положения в обществе без нужных связей было невозможно.
Среди искусства развития и поддержки близких связей в различных обществах можно перечислить
традиции гостеприимства у всех без исключения народов России и Европы,
традиции соборности и общинности у славянских народов,
традиции массовых народных праздников и общинной взаимопомощи у тюркских народов,
традиции куначества и аталычества у народов Кавказа,
традиции отдавания детей на кормление в другие племена у арабов,
традиции «аснаф» - профессиональных ремесленных цехов на мусульманском Ближнем Востоке и у народов Европы и т.д.
Однако в современную эпоху в западных странах все эти традиции, присущие со своей спецификой и европейским народам, были переосмыслены под нужды современного динамично развивающегося общества. Так родилась индустрия Networking.
Устроить ребенка в детский сад, найти работу, познакомиться с будущим супругом, найти клиентов для своего бизнеса, нанять лучших сотрудников, привлечь инвесторов, найти политических союзников – все эти вопросы в современном обществе также требуют наличия нужных связей.
Основы Networking
В основе искусства налаживания и развития нужных связей в современном мире, как и в древности, лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь. Именно этим секретам и посвящено искусство Networking.
Бизнесмены и политики любого уровня, понимают, что Networking — один из наиболее эффективных и наименее затратных методов ведения бизнеса и успешной политической деятельности.
Главный принцип успешного бизнеса и политической карьеры заключается в том, что, чем больше у вас знакомых людей, с которыми налажены хорошие контакты, тем больше у вас возможностей достичь желаемых результатов в профессиональной деятельности.
Однако далеко не все начинающие специалисты владеют навыками Networking в начале своей профессиональной карьеры. Стоит рассмотреть подробнее, какие принципы и положения лежат в основе современного Networking.
Теория шести рукопожатий
Занятной иллюстрацией к искусству Networking является так называемая теория шести рукопожатий, которая была разработана в 1960-х годах американским социологом Стенли Милгрэмом и психологом Джеффри Трэверсом.
Согласно этой теории, любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых, которые замыкаются друг на друга, соответственно, шестью уровнями связей.
Суть данной теории состоит в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых. И эта цепочка, в среднем, состоит из шести человек. Эта теория была даже обыграна в одной из российских семейных комедий.
Виды Networking
Наибольшее распространение Networking получил в бизнес-среде, где нужные связи и контакты являются основополагающими для заключения выгодной сделки или для успешного партнерства.
Стоит только обратить внимание на тех, кто уже добился успеха в чем-либо, и вы поймете – добивающихся высоких результатов бизнесменов, как правило, отличает неустанное установление новых контактов.
Также широкое распространение Networking получил в кадровой индустрии: с одной стороны, поиск работы соискателем с помощью друзей и знакомых, с другой — деятельность хедхантеров по привлечению лучших кандидатов в индустрии.
Headhunting (хэдхантинг) – от английских слов head (голова) и hunting (охота) – «охота за головами». Это одно из направлений поиска и подбора персонала ключевых и редких, как по специальности, так и по уровню профессионализма специалистов.
Маркетинговая сфера без Networking также просто немыслима. Связи сами собой помогают рекламировать ваш товар или продукцию, что дает возможность обзаводиться все новыми и новыми клиентами.
Сложно переценить значение связей в политике и журналистике. В процессе Networking налаживаются профессиональные связи, часть которых выливается в деловые отношения. Именно они впоследствии помогают карьере политика и работе журналиста.
В основе социального Networking лежат не бизнес потребности, а личные стремления и интересы отдельного человека. Как правило, социальный Networking используется для формирования круга общения.
Он служит основой для завязывания дружеских отношений с новыми людьми. Иногда в современных обществах даже приводит к созданию семей. В настоящее время большое направление социального Networking вылилось в активное развитие социальных сетей в Интернет.
Целенаправленный Networking
Лучшими местами для заведения связей являются профессиональные и научные конференции, клубы, предполагающие не только совместную работу, но и совместный отдых после конференции или переговоров.
Также сегодня все чаще проводятся специальные встречи и мероприятия по Networking для встреч профессионалов и специалистов из одной сферы и налаживания ими взаимовыгодных связей.
Распространенной ошибкой в Networking является попытка сразу после новых знакомств продать свой проект или свой товар прямо на этих встречах. Нужно понимать, что «делать бизнес» «здесь и сейчас» абсолютно неуместно.
Связи нужно развивать и укреплять после первого знакомства. Это даст гораздо больше новых связей и клиентов, и соответственно возможностей для развития вашего проекта или бизнеса, нежели попытка напрямую навязать себя новому знакомому при первой же встрече.
Сама по себе сеть контактов значима, хотя бы потому, что каждый из контактов (согласно теории шести рукопожатий) имеет свою паутину связей, члены которой в свою очередь тоже располагают знакомствами.
Таким образом, небольшая сеть из 30-40 человек, так или иначе, связана с большим количеством людей, причем не только в региональном, но и государственном и даже мировом масштабах.
Этот принцип открывает перед нами – молодыми активистами и бизнесменами довольно широкие перспективы. Находиться в составе эффективно работающей сети контактов чрезвычайно выгодно, потому что так вы бесплатно пользуетесь услугами целой армии потенциальных партнеров и союзников.
Экстремальный Networking
Сегодня высшим пилотажем считается установление устойчивого первого контакта с человеком, с которым судьба свела вас на короткое время – на период совместной поездки в лифте или мимолетом на конференции – у себя в городе, или за рубежом.
Обычно эта ситуация называется «презентация для лифта» (elevator speech, elevator talk, elevator pitch). То есть, как если бы вы столкнулись в лифте с потенциально полезным человеком – крупным ученым, политиком, бизнес-инвестором и т.д., попав на одну и ту же конференцию.
Как использовать этот короткий миг, чтобы создать о себе у нужного человека благоприятное впечатление и договориться о следующей, более длительной встрече? Для презентации ему самого себя у вас не более 20 секунд, возможно, даже 10-15 – пока лифт движется между этажами.
И вам нужно не только объяснить, что вы делаете, но и произвести на человека такое впечатление, что он попросит вас оставить ему свои контакты. Говорить слишком много бесполезно.
Чем меньше, тем лучше. Несколько значимых пунктов, правильно преподнесенных и акцентированных, оказывают намного больший эффект, чем пространные рассуждения. Вот основные пункты, по которым можно составить вашу речь для презентации в лифте:
1. Ваше имя |
Говоря «Меня зовут…», смотрите собеседнику в глаза.
Говорите уверенно.
Искренность и теплота – ключ к созданию первого положительного впечатления. |
2. Название вашего дела |
«Я работаю в…» или «Я занимаюсь…» должно снова звучать гордо и уверенно.
Не спрашивайте «Вы о нас слышали?», не ждите мгновенного поощрения или признания. |
3. Где вы находитесь, где работаете |
Сообщая «Наш главный офис находится в…» или «Мы работаем в…», нет никакого смысла упоминать крошечный городок на международном мероприятии, так же как на локальной конференции не стоит говорить о вашей деятельности на глобальном рынке. |
4. Ваш проект или бизнес-предложение
|
Подчеркивайте ваши уникальные особенности.
Обозначьте ваши предложения, расскажите о ваших успехах. Будьте открыты и амбициозны, демонстрируйте гордость за то, что вы делаете.
Презентацию для лифта лучше заканчивать четко, в позитивном и конструктивном ключе.
|
Вполне естественно, что подобные короткие презентации можно проводить не только в лифтах, но и в других местах неожиданных коротких встреч с нужными вам людьми.
Долгосрочные цели
Многим кажется, что цель встреч состоит в раздавании как можно большего количества визитных карточек. Однако такой подход в корне неправильный. Цель должна заключаться в установлении надежных и доверительных отношений на долгое время.
Наибольшего успеха добиваются организации и люди, которым доверяют окружающие. Для завоевания же доверия требуется время. Поэтому отношения следует развивать в расчете на долгосрочную перспективу, чтобы убедить людей в возможности полагаться на вас.
Только в этом случае вы обзаведетесь надежными партнерами по рекомендациям своих знакомых. Люди, дорожащие своей репутацией, будут советовать вас, только если ваши отношения будут в достаточной степени доверительными.
Установленные именно таким образом связи, в итоге перерастают в эффективные деловые, профессиональные и дружеские отношения, способные продвигать и развивать ваш проект или бизнес.
Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»