Насима Бокова: «Мипстеры свободны от этнической нагрузки»

Когда в ноябре 2013 года в сети появилось видео «Где-то в Америке» с мусульманками, называвшими себя «мипстеры» (от «мусульмане» и «хипстеры»), российская умма восприняла этот образ весьма критично. Яркие девушки в модной одежде катались на скейтах, делали «селфи», смеялись, и это вызвало у консервативного большинства негодование. Но так ли чуждо мировоззрение «мипстеров» современным российским мусульманам? Об этом мы поговорили с мамой троих детей Насимой Боковой, в прошлом возглавлявшей интернет-редакцию журнала «Мусульманка», а ныне свободным московским мипстером.

- Когда я впервые их увидела, я подумала: «Прикольно! Мы, оказывается, мипстеры!» У нас это не очень принимается. Кто такие хипстеры вообще? В моем понимании хипстер - это человек, который живет в параллельной культуре. Хотя субкультура обычно отделяет человека от общества, здесь наоборот: хипстеры продолжают жить в обществе, но при этом немного отличаются от других. И неосознанно модничают.

- Хипстеров обвиняют в том, что они слишком зациклены на внешних атрибутах.

- Хипстер отслеживает тенденции, выбирает то, в чем ему комфортно и удобно. Насколько это применимо, например, в городской среде. Не потому, что он хочет быть модным, а потому что его внутренний мир требует такого самовыражения. Хипстер – это значит отвечать всему новому, последнему, современному, быть в тренде.

- Это ведь касается не только одежды?

- Нет. В политике – знать последние новости, поддержать разговор. Современное искусство – быть нестандартным, не классическим, быть другим. Но хипстеры слишком выделяются в толпе, потому что имеют внешние атрибуты. Как и мипстеры.

- Какие?

- Что подразумевает ислам? Он выражен в том числе и во внешних атрибутах, особенно для женщины. Она выбирает определенный стиль одежды. Мусульманская одежда часто ассоциируется с чем-то этническим и восточным. А если женщина проживает в Европе или к тому же приняла ислам, то среда, в которой она выросла, дает ей европейское мышление. Ей не будет казаться красивым золото, бисер, бархат. Европейская женщина носит рубашки в клетку или тяжелые ботинки.

- Как быть с утверждением, что «в исламе моды нет»?

- Современная мода ориентирована на удобство. Это кэжл, это урбостиль, который миксует мужчину и женщину – стирает границы: куртки, рубашки для мужчин и женщин одинаковые. Удобно жить в городе и удобно растить детей. Вся эта одежда напоминает 60-е, 70-е годы, пропитанные духом свободы, духом перемен.

- Свобода – это атрибут мипстера?

- Свобода выбора. Особенно русские мусульманки подвержены этому стилю, т.к. для них быть в исламе – это выражение свободы. Когда европейки принимают ислам, выходят замуж и пытаются себя перекроить в соответствии с культурой мужа, это ведет к серьезному диссонансу. Ислам находится вне каких-либо культурных рамок. Это, прежде всего, внутреннее состояние, настройка в голове. Можно быть и чукчей в юрте, и африканцем.

- Не получается ли так, что мипстеры поддерживают идеологию потребления?

- Современный мир диктует потребительство. Время быстро бежит – и нам нужно быстро все менять, это не потому, что мы хотим тратить. Среди сестер распространен обмен вещами, есть распродажи. Мипстеры не сторонники демонстрировать роскошь, но аксессуары должны быть стильные.

- Каков сегодня главный мусульманский тренд?

- Самый главный тренд – дизайнерское, эксклюзивное, модный handmade. Мипстеры – люди, которые любят правильное питание, ходят на специальные маркеты, все должно быть модно оформлено, современные шрифты и хорошая полиграфия. Они хотят участвовать в общественных процессах и даже влиять на них.

- Какой вклад они вносят в современную мусульманскую культуру?

- Мне кажется, что мистеры - это такие двигатели нового и интересного, берущие из этой дуния все практичное и современное. Они не боятся экспериментировать, особенно это касается халяль индустрии. Они смелее вливаются в бизнес, налаживают связи наших комьюнити - исламской и не исламской среды - посредством маркетинга, как мне кажется, и культуры. Благодаря такой смелости мипстеров наши современники по всему миру знакомятся с исламом и исламской культурой посредством искусства, например. Именно мипстеры умело сочетают современность с исламской философией единобожия. Но это опасная грань.

- Почему?

- Здесь мы все балансируем на острие между тем, чтобы не последовать за страстями, и тем, как сохранить первозданную ценность единобожия, которую мусульманин обязан хранить и нести в своем сердце.

- Как мипстеры могут реализовать себя в профессиональном плане на благо нашей уммы?

- Реализовать себя просто - надо действовать. И мы видим, что происходит сейчас: открываются детские центры, салоны красоты, появляется много новых дизайнеров. На российский рынок пришли продукты с Кавказа в стильных и модных упаковках, доступные каждому. Это ли не успех? Мода на правильное питание - и здесь мы отвечаем новому веянию сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И это становится востребованным.

- Можно ли сказать, что мипстеры действуют активнее?

- Мипстеры способны по-другому воспринимать и обрабатывать информацию. Ведь у мусульман есть такая проблема – следование букве, неспособность воспринимать абстрактно. Люди с открытым сознанием способны все вместить в себя – им проще на душе и в сердце. Это люди, свободные от культурной и этнической нагрузки.

- Чем все-таки объясняется такая малочисленность, «избранность» мипстеров? Станут ли они массовым явлением или такого быть не должно?

- Мипстеров не должно быть много. Это не массовое явление, это явление, когда кто-то скажет «выпендриваются», а кто-то скажет «продвинутые». Я не стала бы называть это избранностью. Мне кажется, склонность к таким течениям у людей творческих, а они все глубоко ранимые персоны. Все развивается по давно установленным и упорядоченным законам мироздания. Всегда будут «слишком умные» и «простые», совсем не плохие, а добрые и настоящие люди.

- Могут ли мипстеры сегодня поддерживать и пропагандировать традиционную мусульманскую модель общества?

- Такой модели не существует. Есть сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и есть этнокомпонент. При чем этносоставляющая присуща и образу жизни Пророка тоже. Но это не значит, что все мы должны ходить в чалме и белых абаях. Кто может объяснить, что такое традиционная мусульманская модель? Если мы говорим о качественных взаимоотношениях между людьми, о сохранении брачных уз, о любви к детям и об уважении к родителям, - безусловно, мипстеры способны поддерживать и пропагандировать такую модель.

- Как именно?

- Демонстрировать собственным примером. Я знаю много историй, когда люди переходили в ислам, проработав какое-то время в коллективе с мусульманами или как-то иначе соприкоснувшись с исламом посредством общения с мусульманами. Это и есть поддержка и пропаганда наших ценностей.



комментариев