Впервые я услышала о Наталье от представителей сразу нескольких модных домов, специализирующихся на выпуске мусульманской женской одежды. Тогда дизайнеры наперебой рассказывали о девушке, которая организовывает то одно мероприятие, то другое, и мне показалось, что она задействована во всём. Позднее мне довелось и лично познакомиться с Натальей Ичаевой.
Её история интересна тем, что она, этническая белоруска, 10 лет назад переехавшая в Москву и окончившая журфак МГУ, с лёгкостью изменила сферу деятельности. И смогла за несколько лет создать группу компаний по продвижению исламских брендов. Наталья убеждена — через развитие модной мусульманской индустрии можно рассказать об истинном исламе: «Большая часть страхов надуманна и необоснованна, со стороны мусульман к светскому обществу в том числе. И я бы очень хотела помочь людям разобраться с этим».
— Наталья, почему вы решили продвигать именно исламские бренды?
— Могу с абсолютной уверенностью сказать, что почти все бренды, созданные мусульманами, появились по причине того, что сами основатели подумали: «Если не я, то кто?» Я узнала о них случайно и написала некоторым дизайнерам сообщения в личные профайлы соцсетей о том, что обладаю богатым опытом в пиаре и, если могу оказаться полезной, буду очень рада. Мне искренне хотелось помочь этим людям профессионально донести информацию о себе широкой аудитории. Я и представить не могла, что это выльется в серьёзную компанию. Совершенно случайно я встретила гениального человека — так и появился социальный проект WANDI (название — это аббревиатура Woman AND Islam. — Ред.), состоящий из двух волонтёров — меня и Динара Валеева.
— Сегодня в Москве много магазинов, сервисов, брендов для мусульман?
— Магазинов одежды — более 50. Появились салон красоты для мусульманок, медицинский центр, совмещающий классическую медицину с лечением по сунне, такси для мусульманок, приятные кафе и ресторанчики с халяльным меню.
Светские красавицы (Олеся Судзиловская, Сати Казанова, Наталья Чистякова-Ионова, Наталья Лесниковская, Нина Курпякова и многие другие) предпочитают одежду, созданную мусульманками, подчёркивая, что красота может быть не только вульгарной и откровенной, но скромной и благородной. Ведь именно такие наряды создают наши дизайнеры.
— При привлечении сотрудников делаете упор на религиозную принадлежность?
— Абсолютное большинство нашей команды не являются мусульманами. Они профессионалы своего дела и люди с удивительно открытым взглядом на мир. У многих моих коллег скачаны мусульманские приложения в мобильный телефон — например, с напоминанием времени намаза. Они помогают им планировать встречи, отталкиваясь от времени молитвы. Пост мы держим и не заставляем никого голодать вместе с нами, верно? Чем в таком случае PR-специалист мусульманка отличается от христианки? Ничем! Честное слово, когда я надела платок (хиджаб), по-моему, мои коллеги из крупных компаний ничего не заметили. Только часто замечают, что тот или иной цвет платка мне к лицу.
— Насколько удаётся бороться со стереотипами?
— Марки, созданные мусульманами, больше не воспринимаются узко или враждебно, они не окружены сумасбродными случаями и набившими оскомину стереотипами. Это, конечно, результат колоссальной работы. Сегодня у дизайнеров, создающих одежду для мусульманок, одеваются и обычные девушки, не соблюдающие требования ислама во внешнем виде. Косметику со знаком «халяль» предпочитают поклонники экообраза жизни и всего натурального — а их очень много!
Весной редакция документальных фильмов The New York Times обратились ко мне с просьбой проконсультировать на тему враждебного отношения общества к мусульманам в Москве. Мы общались какое-то время, я рассказывала про то, что на самом деле происходит в нашем мегаполисе. И редакция приняла решение поменять тему на более актуальную: появился фильм с названием «Новый образ ислама, Made in Moscow». Мне выпала честь быть одной из героинь этого фильма. Конечно, очень приятно, что даже в далёком Нью-Йорке заметно то, как мы стараемся оздоровить восприятие светским обществом мусульман.