Как выйти замуж после 30

Недавняя статья Саджида Хассана под название «Поиск Хадиджи с позиции молодого человека», опубликованная на сайте Altmuslimah, получила немало внимания и эмоциональных комментариев читателей. В этой статье описывалось давление, которое оказывают на образованных и работающих американских мусульманок их семьи и общины с целью заставить их выйти замуж в 20 с небольшим лет, поскольку после 30 лет становится гораздо сложнее найти супруга.

В статье высказывается предположение о том, что мужчины-мусульмане больше заинтересованы в женитьбе на молодых девушках, чем на тех, кому за 30, а автор рассказывает о своем намерении бросить вызов социальным устоям в американской мусульманской Умме и найти спутницу жизни старше себя.

Трудно найти объективные статистические данные по бракам американских мусульман, но основываясь на моем собственном анекдотическом опыте, я могу смело подтвердить, что американское мусульманское сообщество действительно поощряет мужчин к бракам с молодыми девушками, а незамужние мусульманке старше 30 лет, желающие выйти замуж, оказываются вынужденными выбирать из узкого круга потенциальных кандидатов. Наши друзья недавно организовали «вечер знакомств» для незамужних/неженатых мусульман из пригородов Чикаго, и оказалось, что соотношение количества женщин к количеству мужчин в возрасте старше 30 лет, ищущих вторую половину, составляет 3:1.

Это субъективные впечатления, поэтому имеет смысл рассмотреть причины этого перекоса. Так называемые «тикающие репродуктивные часы» - один из традиционных аргументов, приводимых для обоснования того, почему американские мусульмане предпочитают жениться на девушка 20 с небольшим лет. Это связано с тем, что детородная способность с возрастом постепенно снижается, а количество врожденных дефектов у детей растет с возрастом матерей. Однако в современном обществе пары заводят гораздо меньше детей, чем заводили 50 или 100 лет назад. Поэтому те женщины, которые выходят замуж после 30 лет, зачастую могут произвести на свет желаемое количество детей безо всякого давления «репродуктивных часов».

Я бы хотел высказать другую причину, по которой мужчины-мусульмане могут быть заинтересованы в женитьбе на молоденьких девушках. В прошлые века женщины выходили замуж рано, а ныне зачастую откладывают вступление в брак в силу стремления получить высшее образование и сделать профессиональную карьеру. В Соединенных Штатах многие незамужние мусульманки старше 30 лет с карьерой и дипломами получают доход выше среднего. При этом большинство мужчин-мусульман либо являются иммигрантами, либо детьми иммигрантов из арабских стран или Южной Азии. Зачастую их иммигрантская культура характеризуется сильной патриархальной структурой. Даже американские мусульмане во втором поколении, родившиеся и выросшие в этой стране, перенимают элементы патриархального поведения – стремление контролировать семейный бюджет и сидеть за рулем семейных отношений. Но если жены зарабатывают столько же, сколько мужья, или даже больше, им кажется естественным иметь равную роль в принятии финансовых решений. Это, в свою очередь, усложняет задачу мужчин занять главенствующее место в отношениях.

Помимо экономического преимущества, высшее образование способно перестроить мышление студентов. Многие хорошие программы высшего образования в области технических или гуманитарных наук требуют от своих студентов анализировать тексты, оспаривать существующие теории и доказывать свои гипотезы перед аудиторией, используя навыки критического мышления. Естественно, выпускники привносят эти навыки и в личную жизнь, применяют их к религиозной практике, дружбе и отношениям. Таким образом, высшее образование дает человеку интеллектуальную уверенность и навыки критического мышления, которые позволяют четко отличать культурные традиции от исламской философии. Халид Абу Эль-Фадль в своей книге «Говоря во имя Господа: исламский закон, власть и женщины» пишет, что некоторые мусульманские ученые применяют к религиозным текстам избирательный подход, чтобы оправдать насаждение патриархального мышления. В отличие от молодой девушки 20 с небольшим лет, американская мусульманка старше 30 лет, имея на вооружении диплом о высшем образовании, обладает способностью оспорить смешение культуры и религии, что угрожает патриархальному верховенству мужа в браке.

Конечно, можно придумать много причин, по которым мужчины-мусульмане не интересуются женщинами старше 30 лет в качестве кандидаток для женитьбы, но угроза этих женщин патриархальной системе остается главной причиной.

Американским мусульманам, возможно, стоит смириться с тем, что семьи с явным доминированием мужчин становятся редкостью, и что им, скорее всего, придется адаптироваться к системе брачных отношений, основанной на истинном партнерстве.

Джалис Рехман – немецкий мусульманин, преподаватель университета Чикаго, врач-кардиолог.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



комментариев