Смещение Юрий Лужкова с поста мэра Москвы – первый ярко выраженный «львиный» шаг Дмитрия Медведева в качестве президента. И, одновременно, ярко выраженная заявка на второй президентский срок в 2012 году. Фактически Медведев начал подготовку к избирательной кампании, что видно и по многим другим признакам…
Послание президента в нынешнем году будет носить ярко выраженный социальный характер, оно будет обращено не только к элитам и наиболее «продвинутым» группам общества, но и к будущим избирателям, для которых именно эта тематика является приоритетной. Президент в последние недели посещает провинциальные магазины, интересуясь ценами на хлеб и вызывая восторг покупателей, воспринимающих его как телезвезду, неожиданно оказавшуюся в их городе (что неудивительно, потому что, столкнувшись в первом же магазине с явно отрепетированным приемом, Медведев стал превращать свои посещения в импровизации). Вместе с Виктором Януковичем он участвует в автопробеге – подобных действий с его стороны раньше не наблюдалось.
Есть и другие признаки, уже связанные не с имиджевыми ходами, а с сущностными решениями. В ходе кампании действующему президенту надо будет предъявить обществу не только планы на будущее, но и результаты своего первого срока. В этом ряду – реформа МВД, которую Медведев инициировал; более того, он внес существенные изменения в ее ведомственный проект, не только переименовав милицию в полицию, но и стараясь внедрить западные принципы поведения полицейского, предъявляющего задержанному свой жетон и зачитывающему ему его права. Создается самостоятельный Следственный комитет, который может стать основой для формирования единого органа следствия, чему активно сопротивляются «силовики», способные потерять в результате часть своих полномочий. Быстро завершается процесс вступления России в ВТО – переговоры по этому вопросу, проходящие в Женеве, могут завершиться уже на этой неделе, после того, как к ним присоединилась назначенная Медведевым министр сельского хозяйства Елена Скрынник.
Еще в прошлом году Медведев серьезно пошел навстречу Русской православной церкви, включив уроки «Основ православной культуры» в федеральную программу (разумеется, предусмотрев возможность альтернативного выбора, но для церкви такой вариант был максимально возможным) и введя институт военного духовенства. Таким образом, он выстроил отношения с харизматичным патриархом Кириллом, который способен стать влиятельным политическим союзником президента.
К середине первого срока Медведева определились и приоритеты внешней политики, в которой основным стал западный вектор (только с Запада Россия может получить современные технологии для «умной» экономики), а необходимым балансом для него – развитие отношений с Китаем. В рамках западного вектора в последние дни также сделан сильный ход – несмотря на сопротивление «ястребов» и оборонных лоббистов, Россия резко и знаково ужесточила свою позицию по отношению к Ирану.
Но даже на фоне всех этих событий смещение Лужкова является наиболее показательным. Президент, которому традиционно свойственно сочетание настойчивости и осторожности («лисья» стилистика, если следовать классификации Макиавелли и Парето), пошел на риск, учитывая «укорененность» мэра в столице. Риск, разумеется, не в том, что его кандидат на пост мэра не будет одобрен столичным парламентом – он будет готов поддержать любого выдвиженца Кремля. Тем более что по закону региональная «Единая Россия» не имеет права предлагать своих кандидатов – это прерогатива федерального руководства партии, которое будет действовать, исходя из интересов центра. Проблема в другом – насколько новый глава Москвы сможет соответствовать общественным ожиданиям, стать гарантом того, что привычная для москвичей социальная модель (с бесплатным проездом пенсионеров и «московскими» пенсионными надбавками) останется в неприкосновенности.
Судя по всему, Медведев до самого конца хотел избежать сценария, при котором он должен уволить сохранявшего популярность на столичном уровне мэра – для него было бы выгоднее, если сам Лужков представил бы своего преемника и оказал ему моральную поддержку, подтвердив неприкосновенность социальной модели. Однако этот сценарий стал невозможен после того, как мэр отказался добровольно переходить на предлагавшиеся ему должности, не насыщенные реальным политическим влиянием, а в течение всего конфликта не проявлял какой-либо склонности к компромиссам. После этого сохранение Лужкова на посту мэра стало бы сильнейшим репутационным ударом по Медведеву, чего президент не мог допустить. Риски, связанные с заменой мэра, оказались меньшими, чем риск демонстрации слабости. Одновременно, кстати, маловероятным становится и вариант разделения постов мэра и председателя столичного правительства; усложненный с управленческой точки зрения, он представлял бы собой политический компромисс, актуальность которого стала весьма сомнительной.
Приняв решение об отставке Лужкова, Медведев дал сигнал элитам, причем не только московским. Закончились представления о нем, как об «интеллигенте во власти», фигуре слабой, переходной и несамостоятельной, чьи указания можно саботировать в ожидании его ухода куда-нибудь в Конституционный суд в 2012 году. Кстати, и в вопросе отношений с этим судом президент сделал пару сильных ходов, ограничив корпоративность судей в кадровых вопросах, выгодную нынешнему председателю суда, формальному и неформальному лидеру этой корпорации Валерию Зорькину. Есть серьезная вероятность того, что следующий глава Конституционного суда будет протеже Медведева, который теперь будет предлагать его кандидатуру Совету Федерации (раньше этот вопрос решали сами судьи).
Безусловно, вопрос об участии кандидата от власти в выборах 2012 года будет решаться, как это предусматривалось и раньше, в результате договоренностей двух участников правящей диархии. Однако если до «львиного» решения президента по Москве многие наблюдатели считали, что роль Медведева в этом вопросе будет все же не главной, теперь становится окончательно ясно, что речь идет о системе, по крайней мере, двух равных лидеров, которые примут решение, исходя из общих интересов.