Без вуали: пять голосов мусульманок в спектакле Рохины Малик

Когда Рохина Малик влюбилась в театр, она была застенчивым подростком, медленно обретающим свой собственный голос в драматическом классе.

Но активно заниматься драматургией — не самое популярное занятие среди пакистанских девушек, во всяком случае, так было в окружении Малик в Лондоне. Умные дочери пакистанских иммигрантов учились законам или медицине. Никак не искусству.

Малик затем переехала в Чикаго, где вышла замуж, стала успешным преподавателем по системе Монтессори и начала растить собственных четверых детей. Но в жизни образовался вакуум, и, размышляя о тех временах, когда она была счастливее, Рохина захотела вернуться в театр.

Начав с класса сольного представления в чикагском театре Victory Gardens, Малик работала над своими персонажами, и эта работа в конечном счете вылилась в представление «Без вуали». В нем она играет роли пяти мусульманок различного происхождения и рассказывает от их лица о жизни и о том, каково это — носить хиджаб.

Без Вуали 3

Малик изображает «вестернизированных» мусульманок, страдающих от нетерпимости: юриста-полумарокканку, обратившую к исламу афроамериканку, владелицу ресторана ближневосточной кухни, рэппершу из западного Лондона...

«Без вуали» разворачивается как последовательность монологов: каждая женщина за чаем рассказывает о своем опыте. Обстановка располагает к тому, чтобы делиться смешными, трогательными и создающими напряжение личными историями.


Без Вуали 4

«Все стереотипы потенциально вредны, но отрицательные стереотипы о группах людей по-настоящему опасны», — говорит Рохина Малик. «Как американская мусульманка, носящая хиджаб, я сталкиваюсь с подозрительностью и расовым предубеждением в аэропортах. Я часто летаю, и этот опыт чаще всего неприятный. Я женщина, и поэтому часто на меня смотрят как на антиамериканку, угнетенную или нуждающуюся в спасении. Люди считают, что я не могу мыслить самостоятельно, что кто-то силой надел на меня хиджаб, что я слабая, подчиненная, жалкая».

В пьесе Малик раскрывает эту тему через образ Шабаны, индийского происхождения рэпперши из Лондона. Та говорит: «Смотри на мой ум, а не тело. Оно не твое, чтобы смотреть на него. Вот мой феминизм».

Без Вуали 8

Кстати, Шабана тоже сталкивается с противодействием матери ношению хиджаба. «Некоторые матери думают, что хиджаб вредит перспективам замужества. В своем университете я встречала мусульманок, чьи семьи тоже были несчастны из-за их решения покрыться», — вспоминает Малик.

После этой пьесы многие мусульманки в США перестали молчать о своем опыте столкновения с отторжением и нетерпимостью.

Рохина Малик ответила на вопросы издания SFGATE в Сан-Франциско.

— Почему театр сыграл такую большую роль в ходе вашего взросления?

— В Лондоне много расовой напряженности, мы ощущали ее даже в классных комнатах. А в театральной студии случилось кое-что незабываемое. Я выступала перед своими сверстниками, и они смеялись — не надо мной, а наслаждаясь тем, что я делала. В этот момент мы были едины. Не думаю, что я тогда понимала это так же хорошо, как сейчас, но просто дело в том, что искусство объединяет людей.

— Вы начали носить хиджаб в 19 лет. Почему?

— Это был мой первый год в колледже, и само решение было продиктовано духовной потребностью. Я надела хиджаб, и моя мама сказала: «О Боже, сними это». Это все можно увидеть в спектакле «Без вуали». Реальность для многих мусульманок такова, что родители убеждены — ты никогда не найдешь мужа, если будешь носить платок. Очень много сопротивления. Люди не знают об этом — они знают только истории про то, как сумасшедший отец убил дочь из-за отказа покрывать себя. Это все — стереотипы. Они не лишены основания, но это только одна из правд, не многие. Не моя. Не каждой мусульманки.

— Как люди в США реагируют на ваш платок?

— Когда я только пришла в класс сольного представления, одна из моих коллег, она вспоминала впоследствии, смотрела на меня и думала: «О, как же она угнетена». Она мне рассказала об этом в конце обучения, когда ее чувства ко мне полностью поменялись. Я думаю, это и есть истинное послание моей пьесы: «Узнайте меня».

Без Вуали 5

— Вы играете в спектакле «Без вуали» пять очень разных женских персонажей. Открыта ли публика для их восприятия?

— Никогда не знаешь, кого Бог приведет в эти кресла. Однажды вечером молодой человек продолжал сидеть в театре даже после того, как завершилось обсуждение спектакля. Он плакал и хотел поговорить со мной наедине. Он ехал в колледж в небольшой город в Огайо. Он сказал, что ненавидел мусульман и думал, что мы носим платки, чтобы праздновать 9/11. Когда он говорил это, слезы лились из его глаз потоком. И он просил прощения. В этот момент что-то внутри меня изменилось. Изменилась я как автор. Я часто слышу от зрителей, что они считали себя людьми широких взглядов, но, глядя мое представление, осознали, что придерживались определенных стереотипов.

— Как по-вашему, одна пьеса может сыграть против исламофобии?

— Я достаточно наивна, чтобы верить в это. Я нашла способ говорить о расизме при помощи искусства. Каждый должен использовать дарования, полученные от Бога. После представления в умме говорят: «Обстановка такая тяжелая, что же делать?» У меня нет ответов. У вас есть ваши собственные таланты. У каждого они есть.

Найдите способ взаимодействовать с людьми, узнать их и дать им узнать вас. Когда вы кого-то знаете, он уже не «другой», он просто человек.

Без Вуали 6

«Без вуали», пьеса одного актера, написана и играется Рохиной Малик. Мировая премьера состоялась в мае 2009 года в Чикаго в 16th Street Theater, получила благоприятные отзывы критики, и все права показа и новых постановок были выкуплены. Пьеса шла в театре Victory Gardens (Чикаго), в театре Next (Эванстон), в театре Brava (Сан-Франциско), участвовала в театральном проекте в Балтиморе. Рохину Малик приглашают выступать в университетах, церквях, мечетях и синагогах.

Отзывы о пьесе «Без вуали»

«Рохина Малик чрезвычайно талантлива как автор и актриса. Ее сольный проект „Без вуали“ в Victory Gardens — определенно новый голос на театральной сцене Чикаго. В своем интенсивном, воодушевляющем и приятном 70-минут ном шоу она являет пять персонажей — мусульманок современной Америки, предоставляя слово тем, кого мы нечасто слышим со сцены»
—Крис Джонс, Chicago Tribune

«Потрясающее шоу. Интеллектуально вовлекающая театральная работа»
—Нина Мец, Chicago Tribune

«„Без Вуали“ провоцирует переживание, вызывает работу мысли и воодушевление»
—Том Уитом, Pioneer Press

«Мощное сольное шоу... пять увлекательных историй мусульманок»
— Джек Хэльбиг, Chicago Reader

«Интригующая 70-минутная пьеса, богатая откровениями, уводит аудиторию в миры, одновременно уникальные и по-настоящему универсальные. Ужасно увлекательно»
— Кейти Салливан, Chicago Examiner

«Маленький шедевр Рохины помогает нам открыть глаза»
— Алан Бреслофф, Steadstyle Chicago

«Истории определенно значимы сами по себе, но совокупный эффект весомее»
—Уэб Бэхренс, Chicago Free Press



комментариев