Адель аль-Фалях: Россия прошла особый период в своей истории

Выступление доктора Аделя Абдуллы аль-Фаляха, первого заместителя министра по делам ислама и вакфов Кувейта, руководителя Международного центра Аль-Васатыйя на Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» (Москва, 25-26 мая 2012 г.).

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. Хвала Аллаху Господу миров, благословения и приветствия тому, кто был послан милостью для миров, его семье и всем сподвижникам!

Мы должны обсудить вопросы, которые возникают в процессе развития ислама в России. Проблем тут много. Но все они в основе имеют один корень – это невежество и горячность, а также некоторые психологические отклонения.

Во-первых, нужно отметить, что Россия прошла особый период в своей истории. Это привело к большой нестабильности и резкому переходу от тотальных запретов коммунизма к полной свободе. Психологическое состояние людей в результате такой трансформации стало отличаться неустойчивостью. Они были готовы принять все – и правильное, и неправильное.

Второй момент - это отсутствие ученых, я имею в виду доступа к получению знаний от богословов, проживающих за пределами России. Исламский мир в тот момент не озаботился тем, чтобы послать сюда специалистов, способных направить людей по правильному пути. Прибыли только благотворительные общества, представители которых, не являясь учеными в религии, часто давали ошибочную информацию и указывали ошибочные направления, вплоть до того, что среди них были люди с сильно искаженными взглядами.

Третий момент (это стало очень опасным) - духовная и интеллектуальная пустота, которая возникла после неожиданного переход от закрытости к открытости. Люди раньше жили в условиях господства особой идеологией. Крушение коммунизма породило духовную пустоту, и они были готовы принимать любую идеологию, любые извращения, впитывали все, что угодно.

Когда-то с шейхом Мухаммадом Садыком мы изучали ситуацию в странах бывшего Советского Союза на местах. Мы хотели разработать определенные рецепты безболезненного перехода мусульман на следующий этап развития. Тогда обществу еще предстояло вырастить имамов и ученых из своей среды, ведь государство в свое время уничтожило этот класс людей, к которым верующие могли обращаться по религиозным вопросам. Не было ни улемов, ни медресе, ни учителей для них. При этом некоторые люди стали предъявлять претензии религиозным лидерам, что они используют свое положение только для личных целей.

Тогда было много разных деятелей, но до сегодняшнего дня работают лишь те, и считаются авторитетами лишь те, кто держится умеренности.

Отсутствовала стратегическая идея, которая бы препятствовала развитию радикализма, ее не было ни у государственных чиновников, ни у проповедников, приехавших сюда из других стран. Как следствие, возник раскол между мусульманами в некоторых местах, появилось увлечение крайними идеями. Люди часто стали руководствоваться лишь поверхностным пониманием священных текстов.

Шейх Мухаммад Садык и некоторые другие уважаемые братья, с которыми мы встречались и обсуждали эти вопросы, пришли к выводу, что российское общество, прежде всего, пострадало от идеологической и духовной пустоты. До недавнего времени стремления ликвидировать этот пробел было несущественным. Сюда же добавились и экономические сложности.

Российское общество любит читать. После крушения коммунизма появилось много книг. Тогда было ощущение, что тот, кто распространит их больше, тот окрасит общество в свой цвет. Это было похоже на соревнование между идеологиями.

Сегодня нам нужно использовать большой перечень научных и технических средств для решения возникших проблем. В общине должны быть лидеры, к которым бы люди обращались со своими вопросами. Они должны помогать и постепенно направлять верующих в сторону созидания.

Те люди, которые имеют радикальную идеологию, обосновывают свои взгляды доводами из шариата. Им нужно показать, что есть и другие доводы, другие мнения, более убедительные и адекватные.

В эпоху коммунизма отсутствовали конфликты с властью, и это было в интересах религии на тот момент. Мусульманам разрешали только хоронить по обряду, и они пользовались этим. Как говорится, бери то, что можешь получить. Проблемы возникли из-за того, что молодежь, как появилась такая возможность, стала проявлять излишнее нетерпение и радикализм в исправлении ситуации.

В российском обществе нет неприязни и враждебности по отношению к мусульманам. Они - коренные граждане, вклад которых в общенациональное развитие очень значителен. Ценности Ислама уважают немусульмане, потому что знают, что те оказывают благотворное воздействие на культурную, социальную, научную, экономическую и политическую жизнь. Когда все люди уважают друг друга, это добавляет силы всему обществу.

Мусульманская культура глубоко интегрирована в общероссийскую культуру. В русском искусстве встречаются мусульманские сюжеты, например, у Толстого или Пушкина. В их книгах можно встретить Ислам и его последователей. А эти имена представляют собой вершину культуры и искусства наших русских братьев. В трудах же российских востоковедов не найдешь критики ислама, как такового, в то время как среди западных востоковедов редко бывают такие, кто бы хорошо отзывался о нем.

Мусульмане работают во всех сферах жизни своей страны, что очень важно. Таким мы видим положение мусульман в российском обществе. Это целостное представление о них.

Отдельно хотел бы сказать о духовных управлениях. Главное, от чего они зависят, это материальное положение, а оно у них незначительное. Сегодняшняя слабость объясняется их ограниченными финансовыми возможностями. Это стало причиной потери влияния над молодежью, из-за чего часть из них стала вести себя неадекватно. Да и службы безопасности в те годы, после крушения Союза, не всегда были сильными. Государству нужно больше помогать духовным управлениям.

Другая причина радикализации - разногласия между представителями основных мазхабов. Это привело к тому, что некоторые мусульмане, склонных к крайностям, стали обвинять многих лидеров в запретных нововведениях, не понимая толком, что такое бид’а. И это тоже одна из причин, спровоцировавших конфликты, столкновения и прочие проблемы среди мусульман, особенно молодежи.

Положение осложнилось еще и тем, что люди жадно впитывали знания без разбора, особенно если фетвы приходили из арабских стран.

Еще одно, что повлияло на молодежь, было то, что она стала стремиться к претворению нереальных задач – например, установлению халифата, исламского государства, что противоречит принципу постепенности, и подготовки общества и наставления его шаг за шагом.

Хочу рассказать вам одну историю, на чем и закончу свое выступление. Однажды, когда я уезжал из Москвы, позвонил телефон. Человек сказал, что хочет встретиться со мной предстоящим вечером и пригласил меня на ужин. Я захотел познакомиться с ним.

Я пришел с добрым намерением выслушать этого человека. Но с ним оказались телохранители, в руках которых были автоматы. Они направили их на меня, но он им сказал: «Оставьте его, у меня с ним дело!» В ходе беседы он призывал меня участвовать в джихаде, говорил, что нужно поднять флаг борьбы, призывал участвовать во всем этом.

Но главное в этой истории то, что, как потом выяснилось, этот человек был из числа самых больших мафиози России. Он убивал и мусульман, и немусульман.

Спасибо вам, мир вам и милость Аллаха!



1 комментариев


  1. (30.06.2012 17:01) #
    0

    Ну с точки зрения и цитат шейха, в турецком обществе времен Оттоманской империи тоже не было неприязни и враждебности по отношению к мусульманам Аравийского полуострова и прилегающих племенных арабских территорий. И арабская культура тех времен была глубоко интегрирована в общеимперскую культуру Сиятельной Порты.
    Вот правда остается до сих пор неясным и открытым вопрос, любило ли османское общество тех времен читать :))