В последние месяцы в России несколько снизился градус антикавказских, антимигрантских и исламофобских настроений. Среди населения наблюдается всплеск оптимизма по отношению к ситуации на Кавказе, об этом говорят данные недавнего социологического опроса. Но является ли эта тенденция устойчивой?
Согласно опросам Левада-центра, если в январе текущего года благоприятной называли обстановку на Северном Кавказе 18% опрошенных, то сейчас таковых уже 41%. В то же время число тех, кто считал обстановку напряженной, снизилось с 60 до 43%, а кризисной, или взрывоопасной - с 12 до 4%. Улучшились и ожидания граждан в отношении обстановки на Северном Кавказе. Сейчас 21% граждан полагают, что она улучшится в будущем (в январе таких было 12%), и лишь 9% полагают, что она ухудшится (17% в январе).
Также социологи зафиксировали рост положительных чувств (уважение, симпатия) к мигрантам (внутренним и внешним) и спад негатива (раздражение, страх) у населения в крупных городах.
Сотрудник Левада-центра Денис Волков выделил события в Крыму и на Украине и их освещение СМИ как основную причину всплеска эйфорических настроений в отношении ситуации на Северном Кавказе и т.д. "Произошел резкий всплеск положительных оценок действий правительства и президента, который затронул и ситуацию в регионе. Получилась мобилизация, основанная на росте уверенности в том, что дела идут в правильном направлении", - заявил Денис Волков. Эксперты также отмечают, что прошедшая в Сочи Олимпиада так и не стала драйвером, изменившим отношение россиян к ситуации на Северном Кавказе.
Результаты опроса мы попросили прокомментировать кандидата политических наук, публициста Абдуллу Рината Мухаметова. По его мнению, спад кавказофобии и исламофобии в российском обществе имеет ситуативный характер, т.к. патриотический подъем, вызванный присоединением Крыма, не решает глубинных проблем государства.
«Вхождение Крыма в состав России и события на Украине вызвали в стране небывалый рост неоимперских, державнических настроений. До небывалых высот подскочили рейтинги руководства государства. Параллельно, как показали социологи, фиксируется некоторый спад негатива в отношении кавказцев, мигрантов, мусульман», - говорит эксперт. По его мнению, последнее вызвано отвлечением внимания людей, прежде всего, посредством телевизионной пропаганды с «юга на запад». «Образ врага переместился», - отмечает Мухаметов.
Он также обращает внимание на определенную зависимость уровня нетерпимости в обществе к тем или иным социальным, этническим и религиозным группам и информационной политикой ведущих медиа.
«Но является ли этот тренд долгосрочным, большой вопрос. Аналогично было после войны в Южной Осетии. Негативное внимание в результате нее оказалось сосредоточено на Грузии, «саакашвилевских террористах» и проч. Эйфория длилась 3-4 месяца. Все забыли про Северный Кавказ, мигрантов, мечети и т.д. Но затем, - напоминает политолог, - все вернулось на круги своя».
По его словам, сегодняшний спад кавказофобии, мигрантофобии и исламофобии в центральных СМИ объясняется не только «стремлением мобилизовать общественное мнение на антикиевской, антибандеровской волне», но также это следствие «отчетливо проступающего сейчас вектора внешней политики - курса на расширение Таможенного, а затем и Евразийского союза». При таком развитии Россия становится «все более азиатской и все менее европейской». «Поэтому тема среднеазиатских мигрантов, северокавказских боевиков, исламских террористов несколько выведена за скобки. Чтобы не сильно раздражать потенциальных участников упомянутых союзов из числа народов бывшего СССР, которые не очень-то хотят возвращаться под власть Москвы», - считает Мухаметов.
Он также добавляет, что исламофобия все же сохраняется даже сейчас на центральных телеканалах. «Видимо, то, что касается Ислама, рассматривается как автономное направление в работе с массовым сознанием. Ислам на ТВ не всегда совпадает с Кавказом и миграцией. Бывает, что он демонизируется и сам по себе», - считает эксперт.
В общем, заключает политолог, «те фобии, которые мы с вами обсуждаем, назовем их собирательно антиюжными фобиями, - это спящий фактор российской политики. В любой момент он может быть активирован».
«Самое главное здесь, - по мнению Мухаметова, - то, что Северный Кавказ, Ислам, мусульманское сообщество и миграция из Средней Азии – это жизненно важные государственные проблемы». «Они никуда не деваются и сами собой не решаются в результате присоединения Крыма и борьбы с украинским Майданом. Это комплекс сложнейших вопросов, которые мало кто понимает, как решать. Глубина их залегания огромная», - говорит эксперт.
Поэтому, добавляет он, ни кавказофобия, ни исламофобия, ни мигрантофобия никуда не исчезнут по объективным причинам. «Крымом и Украиной их не перешибешь». «Они будут и дальше присутствовать и даже нарастать в обществе как реакция на неспособность ответственных чиновников решать коренные задачи современной российской государственности, так и благодаря манипуляционным действия ведущих телеканалов», - отмечает Мухаметов. Нередко, напоминает он, медиа, «за неимением других инструментов, используются для воздействия на те или иные ситуации».