Перцем по кафелю: исламское искусство в Манеже

Впервые британский Музей Виктории и Альберта привез в Россию выставочный проект «Премия Джамиль», посвященный исламскому искусству. До 23 ноября в московском Новом Манеже можно увидеть работы десяти молодых художников и дизайнеров из Азербайджана, Индии, Ливана, Марокко, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Франции. Выставка уже побывала в Казани, теперь, при помощи галереи «Триумф», приехала в Москву, а после отправится в Исламский музей искусства в Шардже (ОАЭ).

«Премия Джамиль» была задумана в 2006 году после реконструкции Зала исламского искусства V&A и проходит под патронажем Захи Хадид уже в третий раз. В конкурсе принимают участие художники и дизайнеры со всего мира. Их работы следуют традициям исламского искусства и ремесла. Музей Виктории и Альберта владеет одной из лучших в мире коллекцией искусства ислама, и задача совместного с фондом Art Jameel конкурса заключается в популяризации исламских традиций в современной визуальной культуре.

Рауль Джейн — индийский историк и дизайнер тканей — открыл мастерскую, которая воссоздает шелка XVIII и XIX веков эпохи Великих Моголов. У него за станками ткачихи-мусульманки в соответствии с историческими технологиями ткут шелк с использованием золотых и серебряных нитей.

В дизайнерских коврах азербайджанского художника Фаига Ахмеда узоры, не менявшиеся тысячелетиями, дополнены современными рисунками

Не вся экспозиция переезжает от выставки к выставке в том же виде. Французский художник Лоран Марешаль создал декоративное панно из специй, имитирующее напольную плитку старинного дома. Это масштабная, но недолговечная работа. Мимолетность жизни — одна из важных тем творчества Лорана Марешаля. В подготовке инсталляции художник задействовал волонтеров и в течение пяти дней вместе с ними создал декоративное панно, которое будет уничтожено по окончании выставки. Эта работа (под названием Beiti) относится к художественному направлению site specific art («связанный с местом» — когда произведения вписаны в контекст места, где они экспонируются).

Больше всего работ на выставке посвящены арабскому шрифту. Саудовский каллиграф Нассер Аль Салем в своей работе Kul обыгрывает сочетание букв каф и лам. Они образуют слово kull, которое означает «все». Повторяющийся узор образует эффект перспективы, дополняя значение слова. Ливанский графический дизайнер, специалист по арабской типографике Паскаль Зогхби и его студия в Бейруте разработали новый арабский шрифт, который можно будет использовать для газет и журналов, архитектуры и дорожных указателей, программного обеспечения.

В этом году на участие в конкурсе было подано около 270 заявок из разных стран, в том числе впервые из Алжира, Бразилии, Норвегии и России. Жюри под руководством директора Музея Виктории и Альберта Мартина Рота выбрали десять финалистов конкурса. Победили дизайнеры турецкого бренда Dice Kayek — сестры Эдже и Айше Эге — авторы коллекции архитектурных платьев «Контрасты Стамбула». В их одежде переосмыслен дизайн костюмов оттоманских правителей. Сестры работают в Стамбуле и Париже, известны по всему миру.

Призовой фонд «Премии Джамиль» составляет 42 тысячи долларов США.



комментариев