Легенда создала фильм или фильм создал легенду? Об этом я часто спрашивала себя, когда думала о судьбе фильма «Курманжан датка – королева гор».
Курманжан родилась в 1811 году и в 1865 году приняла титул «датка» – «праведная правительница» – племен, живших в предгорьях Памира и Алая, который носила до самой смерти в возрасте 97 лет. Она неустанно боролась за объединение свыше двух десятков местных племен на фоне сменявших друг друга региональных и колониальных угроз.
Канвой двухчасового фильма является многослойная история любви. С одной стороны, Курманжан датка воплощает свою мечту – и мечту ее второго мужа и предыдущего правителя Алымбека – о единстве племен. С другой стороны, это хвалебная песнь Кыргызстану – молодому государству, возникшему на месте одной из советских республик после падения Советского Союза в 1991 году. Панорамы фильма намекают на то, почему киргизская культура пронизана эпосом, как и киргизская земля.
В первые же месяцы после выхода в 2014 году фильм «Королева гор», демонстрировавшийся во всех кинотеатрах Кыргызстана, стал лидером национального проката, рекордсменом по кассовым сборам и самым прибыльным киргизским фильмом на сегодняшний день.
В 2014 году Кыргызстан выдвинул фильм на соискание «Оскара». Лента с бюджетом в 1,5 млн долларов стала самой дорогой в истории киргизского кинематографа и первой, снятой на государственные средства.
Один из немногочисленных фотоснимков Курманжан датки, сделанный финским полковником Карлом Густавом Маннергеймом в 1906 году, когда ей было около 95 лет
Отчасти благодаря тому, что после советской эпохи киргизы начали пересматривать свою историю, история Курманжан датки «стала более популярной и актуальной, но достигла нового уровня популярности только после выхода фильма», говорит руководитель отдела по культурному наследию Университета Центральной Азии в Бишкеке Эльмира Кочумкулова. Как многие соотечественники, она была на премьере фильма в День независимости Кыргызстана 31 августа.
«Его многие ждали с нетерпением, потому что читали о датке в учебниках истории, но не имели ясного представления».
Успех фильма подтолкнул режиссера Садыка Шер-Нияза на написание новых сценариев – в свободное время. Бывший министр культуры, недавно избранный в парламент, Шер-Нияз занимает должность в Белом доме в Бишкеке, где заседает правительство Кыргызстана. Во время нашей встречи с этим профессиональным политиком он шутил и смеялся, говоря о политике и о фильме, съемкам которого отдал три года жизни.
В 1991 году в деревне Гульча, расположенной в 2,5 км от заснеженного перевала Чыйырчык по дороге из Оша, второго крупнейшего города Кыргызстана, был открыт Историко-этнографический музей Курманжан датки – в здании в виде юрты на окраине деревни, которое можно узнать по большому памятнику Курманжан датке.
Только что приехали из Бишкека 25 студентов, будущих специалистов по туризму, их водит по музею директор Базаргул Койонбаева. Как и остальные пять сотрудников музея, она – потомок датки.
Курманжан в разном возрасте сыграли четыре актрисы, самая старшая из них – Жамал Сейдакматова, чья актерская карьера насчитывает более семи десятилетий
Российская колонизация Алайской долины под руководством генерал-губернатора Туркестана Константина Кауфмана вызвала сопротивление киргизских племен, которыми правила Курманжан. Генерала сыграл российский актер Виктор Костецкий. Это была одна из последних ролей актера в кино – он скончался через несколько месяцев после выхода фильма
Кокандский хан Худояр под угрозой нарастающей силы кирзиских племен на востоке приказал убить мужа и предшественника Курманжан Алымбека. После его смерти Курманжан прониклась его идеей об объединении киргизов. Худояр-хана сыграл заслуженный артист Жениш Сманов
Потомки помнят, как она пожертвовала младшим сыном Камчибеком, которого русские власти повесили в 1895 году. Эта материнская жертва позволила предотвратить возможное уничтожение киргизов. Камчибека сыграл 25-летний Адилет Усубалиев
97-летняя эпическая сага самой Курманжан Датки окончилась на кладбище XI века в Оше. В 2010 году рядом с ее памятником был установлен памятник ее мужу. Об этом рассказал узбек Махмуд-ага – представитель второго поколения семейства смотрителей кладбища. Хотя это преимущественно узбекское кладбище, Махмуд-ага говорит, что Курманжан датка попросила похоронить ее рядом с самой большой мечетью в округе, и такая мечеть в то время была только здесь.
Махмуду тоже нравится фильм, он говорит, что современные границы – условность, и история Курманжан датки принадлежит всем, в том числе, и соседям Кыргызстана.