С другой стороны Европы. 1300 лет назад мусульмане овладели Испанией

«На Испанию родную призвал мавра Юлиан», - такими словами начинает свое стихотворение Александр Сергеевич Пушкин, повествующее о начале завоевания Испании мусульманами. Это событие произошло ровно 1300 лет назад, когда мусульманское войско в конце апреля 711 года высадилось на берегу Иберийского полуострова и в течение небольшого отрезка времени завоевало всю Испанию и Португалию, положив начало новой эры в истории западной Европы – мусульманской.

Вестготское королевство к моменту начала завоевания

Вестготы завоевали Иберийский полуостров в V веке. Королевство с центром в Толедо было самым успешным государством на западных окраинах Римской империи.

За триста лет своего существования не было никаких признаков слабости или опасности распада этого государства.

Города его были маленькими и слабо развитыми, а большая часть земель малонаселенной. Монархия была сильна и процветала, и страна не знала внутренних восстаний или сепаратистских движений. Церковь обладала большой властью, и длинный ряд соборов, созывавшихся в Толедо, — свидетельство ее жизнеспособности и активности.

Всю свою историю Вестготское королевство переживало процессы консолидации. Сначала вестготы, завоевав Испанию, начали сближаться с населением: испано-римлянами.

Затем начался процесс сближения идеологий. Вестготы были христианами в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года. Но несмотря на это арианство сохраняло свою популярность среди вестготов. И только в 589 году на III Толедском соборе арианство было запрещено.

Процесс объединения церкви и установления королевской власти стали основополагающими факторами стабильности и могущества вестготского королевства на протяжении VI-VII веков.

Институт королевской власти был основан на германской практике выбора королей. Король всегда пытался оставить трон своему близкому родственнику, а знать, не желавшая усиления королевской власти, всячески этому препятствовала.

Правил королевством в то время герцог Родерих. История его воцарения тоже крайне интересна. Родерих был сыном Теодофреда, герцога Кордовы. Теодофред же происходил из вестготского королевского рода. Сын Эгики, король Витица обманом захватил Теодефреда и лишил его зрения. После смерти Витицы в 710 году аристократы возвели на престол Вестготского королевства Родериха, в обход сыновей Витицы. Вероятно, до 710 года Родерих был герцогом Бетики.

Это стало причиной междоусобной войны в вестготском королевстве между сторонниками сыновей Витицы и новым королем Родерихом. Сыновья Витицы, их друзья и союзники были сильны и упорны. Ввиду этого Родерих не успел утвердиться у власти до вторжения мусульман.

Королевской властью, однако, были не все довольны. В стране действовали повышенные ставки налогов для горожан, что впоследствии отразилось в ходе завоеваний. Городские жители нехотя сопротивлялись нашествию мусульманской армии.

Так же незавидным было положение иудеев в Испании. До арабского завоевания иудеев то изгоняли, то позволяли вернуться, а насильно обращенным в христианство – давали право снова исповедовать свою религию. Так в 694 году евреев обвинили в сговоре со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. Их имущество было конфисковано, а детей отдавали на воспитание в христианские семьи.

Неудивительно, что горожане и иудеи были на стороне справедливых и милостивых захватчиков-мусульман, и оказывали им поддержку в ходе завоеваний.

Кто такой был Юлиан?

Во многих источниках, описывающих завоевание Испании, немалое место уделяется некоему Юлиану. Утверждается, что он был комендантом портового города Сеуты в Северной Африке. В других источниках его называют графом Юлианом, что подразумевает родовую связь с каким-либо из германских государств. Весьма вероятно, что он был из числа сторонников сына короля Витицы Агилы, считавших Родериха узурпатором. Ввиду близости его провинции к африканским землям, он, возможно, надеялся на помощь мусульман в деле свержения неугодного короля.

Есть другое мнение, утверждающее, что Юлиан был византийским наместником Сеуты, которая к тому времени была последним бастионом византийских владений в Северной Африке.

Третья версия гласит, что Юлиан был бербером, и никакого отношения ни вестготам, ни к византийцам не имел.

Кем бы ни был Юлиан, его положение на тот момент было незавидно. Власть Византии или вестготского королевства была в этой провинции чисто номинальной. Арабы были уже рядом, а скорая помощь византийцев или вестготов была весьма сомнительной.

Интересен и другой мотив, послуживший причиной поддержки мусульман. Согласно легенде, Юлиан послал свою дочь к Родериху ради ее образования и поучения, а Родерих сделал ее беременной. Когда весть об этом дошла до Юлиана, тот сказал: «Не вижу, как могу я наказать его или отплатить ему, разве что послать против него арабов». Именно эта история и описана в вышеупомянутом стихотворении Пушкина.

Во всяком случае, его помощь мусульманам в начале завоеваний признается практически всеми историками.

Христиане навеки заклеймили Юлиана как изменника, что было бы справедливо по отношению к вестготу, а в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Начало завоевания

Завоевание Испании прошло с чрезвычайно быстротой. Впервые значительные силы мусульман переправились через Гибралтар в 711 году, а к 716-му большая часть полуострова оказалась в той или иной форме под властью Халифата.

Арабы, завоевав в течение несколько десятилетий огромные территории, расширили свои границы на западе и достигли берега Атлантического океана. Очередной целью стала уже территория Испании, которая казалась так близкой с того берега Гибралтарского пролива.

Ибну Хайан рассказывает: «Одной из основных причин завоевания Андалусии стало назначение Мусы Ибн Носсейра правителем Африки и дальних земель: это случилось в семьдесят восьмом году хиджры по воле халифа Абду-ль-Малика Ибн Мервана. Муса, чей отец, Носсейр был освобожденным рабом Абду-ль-Азиза, брата халифа, оставил дамасский двор, сопровождаемый лишь несколькими добровольцами, и прибыл в Египет; будучи там, он собрал мусульманские войска, которые занимали эту провинцию, и отправился принимать власть».

Летом 711 года 400 воинов-мусульман под предводительством бербера Тарифа перешли пролив, и не встретив ожесточенного сопротивления, вернулись обратно с большой добычей.

Когда Муса ибн Носсейр не увидел более противников или народов, которые можно подчинить, ни среди берберов, ни среди римлян, когда он обнаружил, что основные города побережья уже взяты, он написал своему вольноотпущеннику Тарику, который был наместником Танжера, и приказал ему и его войску приготовиться к вторжению в землю Андалусии. В соответствии с эти приказом, Тарик отплыл из порта Танжера с двенадцатью тысячами новообращенных мусульман-берберов, и высадился у подножия горы, которая в последствии приняла его имя. Это произошло в понедельник, в пятый день месяца раджаб 92 г. хиджры (28 апреля 711 г.).

Тарик погрузил свое маленькое войско на суда и переправился через пролив. У него не могло быть больше 7000 человек, и совсем немногие из них были арабами.

Тарик дал возможность войскам закрепиться и в то же время обеспечивал возможность отступления на африканский берег, если бы дела обернулись не в их пользу.

Родерих в это время подавлял восстание басков далеко на севере своего королевства. Услышав о набеге мусульман, он поспешил на юг, задержавшись в своей кордовской резиденции, чтобы собрать побольше людей.

Тарик вместо прямой атаки на Севилью или рывка в долину Гвадалквивира не удалялся от своего лагеря и запросил подкрепление из Африки. Прибыло еще 5000 берберов, так, что теперь у него было 12 000 человек.

Существует мнение, что мусульман поддержали и сторонники сыновей Витицы. Однако это весьма противоречивая информация. У оппонентов Родериха не было мотива поддерживать мусульман в захвате Испании, хотя с другой стороны, они могли рассчитывать на то, что мусульмане не задержатся надолго. Однако мусульмане пришли всерьез и надолго, на целых 800 лет.

Есть предположения и о поддержке мусульман иудеями, однако на это нет никаких свидетельств.

Решающее сражение произошло на реке Гуаделете. Сообщений об этом сражении очень мало. Арабские источники говорят, что сражение произошло 19 июля 711 года и, как и «Хроника 754 года», намекают, что раздоры в рядах вестготской армии позволили мусульманам одержать победу, когда приверженцы Агилы, сына Витицы, развернулись и бежали. Тарик со своими людьми нанес тяжелое поражение вестготской армии, король погиб, а остальные обратились в беспорядочное бегство.

После гибели короля в королевстве не нашлось человека, способного организовать борьбу в масштабах всей страны, хотя в некоторых местах испанцы продолжали локально сопротивляться.

Завоевание всего аль-Андалуса (Испании и Португалии)

Тарик повел своих людей на восток, направляясь к Кордове. В Эсихе он впервые натолкнулся на сопротивление и взял город штурмом. Затем он, ради скорости, разделил свои силы.

Семьсот всадников он послал к Кордове под командой мауаля Мугита. Падение Кордовы, ставшей впоследствии столицей Андалусии, описана в арабских источниках более подробно.

Когда Мугит подходил к городу по южному берегу Гвадалквивира, его люди схватили пастуха, пасшего свое стадо. Они привели его в лагерь и допросили. Он сказал, что все важные горожане покинули город, и в нем остался только глава города, 400 человек стражи и немного мирных жителей. На вопросы об укреплениях он сказал, что они в хорошем состоянии, если не считать пролома над воротами, преграждающими вход на римский мост через реку. В ту же ночь Мугит переправил своих людей через реку и попытался забраться на стену, забрасывая веревки с крюками, однако это оказалось невозможно. Они вернулись к пастуху, который отвел их к пролому. Один из мусульман взобрался на стену, и Мугит, развернув свой тюрбан, использовал его, чтобы втянуть наверх остальных. Затем Мугит подошел к предмостным воротам, которые были тогда в руинах, и приказал своим людям окружить стражу на стенах. Потом они взломали запоры, и Мугит со своим войском скоро были в городе.

Когда глава города услышал, что они вошли в город, он бежал со своими 400 стражниками на восток и заперся в одной из церквей. Мугит осадил церковь. Сопротивление продолжалось три месяца, пока однажды Мугиту не сказали, что глава города бежал в одиночку, чтобы устроить крепость в горах за городом. Мугит сам пустился за ним в погоню и настиг, когда конь беглеца упал в канаву и сбросил его. Мугит застал его сидящим на своем щите в ожидании пленения.

Сам Тарик направился к столице — Толедо. Город, казалось, был почти покинут жителями. Согласно «Хронике 754 года», архиепископ Синдеред «утратил мужество и, словно он был наемник, а не пастырь, против примера древних, он покинул христианскую паству и вернулся к себе в Рим». Тарик обосновался на зимовку в Толедо.

Наместник Ифрикии Муса ибн Носсейр на следующую весну, в 752 году собрал на побережье против Гибралтара восемнадцатитысячную армию. В ней было несколько таби'инов.

В июне 712 года армия переправилась в Альхесирас. Затем Муса, по-видимому, решил консолидировать южные области, подчиненные мусульманам. Он начал с нескольких небольших городков: Медины-Сидонии и Кармоны, потом обратил внимание на Севилью, один из крупнейших городов полуострова. Сопротивление надолго не затянулось.

Тогда Муса пошел по римской дороге к городу Мерида. Здесь мусульманам оказали сопротивление гораздо более серьезное, нежели в Толедо и в Севилье. Мусе пришлось осаждать город всю зиму 712/713 годов, а сдался город только 30 июня 713 года. Затем Муса двинулся навстречу Тарику, но перед тем послал своего сына Абд аль-Азиза обратно в Севилью, где начались выступления против мусульман. Муса продвинулся на восток вдоль Тахо к вестготской столице Толедо, уже захваченной Тариком.

Следующей весной, 714 года, Муса снова вышел в поход к долине Эбро. Перед этим он успел взять Сарагосу, оставив там гарнизон и основав мечеть. Тем же летом он взял Лериду и двинулся по римской дороге, которая вела на Барселону и Нарбонну.

Смерть Халифа Валида I в 715 году привела к тому, что Муса ибн Носсейр был смещен со своего поста и возвращен в Ирак. И Мусе, и Тарику приказано было явиться в Дамаск. Прежде чем вернуться, оба военачальника попытались покорить районы у подножия северных гор. Тарик взял Леон и Асторгу и двинулся через Кантабрийские горы к Овьедо и Гихону. Жители многих городов бросали свои дома и бежали в горы Пикос-де-Эуропа.

Только после этого два завоевателя решили подчиниться приказу халифа. Муса назначил своего сына Абд аль-Ази-за правителем Аль-Андалуса, другие сыновья были посланы править Сусом и Кайруаном.

Согласно источникам победоносные герои лишились имущества, и попали в тюрьму. Муса умер в 716-717 году, возможно, еще в заключении. О судьбе Тарика нам вовсе ничего не известно, однако возможно, что он скончался в полной безвестности.

О заточении Мусы есть противоположные мнения, возможно, он, как и Тарик скончался в полной безвестности. Мусса и Тарик были мусульманами и полностью подчинились халифу, хотя могли бы основать свои династии на новых завоеванных ими землях. Но этих людей направляло не желание славы или богатства, а желание возвысить Слово Аллаха на его земле.

Дело объединения завоеванного Аль-Андалуса продолжил сын Мусы Абд аль-Азиз. Во время его пребывания правителем (714-716) под властью мусульман оказалась большая часть современной Португалии и Каталония. Также были завоеваны земли вокруг Мурции на юго-востоке Испании. Ими правил вестгот Теодемир. Он после переговоров заключил с Абд аль-Азизом договор, текст которого, датированный апрелем 714 года, приводится в нескольких арабских источниках.

«Во имя Господа, милостивого и милосердного.

Этот текст был написан Абд аль-Азизом ибн Муса ибн Носсейр для Тудмира ибн Габдуша и устанавливает мир, и обещает покровительство Господа и Пророка его (да благословит его Аллах и приветствует). Мы, Абд аль-Азиз, не ставим ему и его людям никаких особых условий, не ограничиваем его, не лишаем его власти. Его сторонники не будут убиты или взяты в плен и не будут разделены со своими женами и детьми. Им не будет принуждения в делах религии, их церкви не будут сожжены и святыни не будут вывезены из его королевства, пока Теодемир остается чистосердечен и выполняет следующие условия, которые мы ему ставим:

Он достиг договоренности, касающейся семи городов: Ориуэла, Валентилла, Аликанте, Мула, Бигастро, Элло и Лорка.

Он не станет давать пристанища беглецам и нашим врагам и не станет скрывать известия о наших врагах.

Также он и его люди должны платить один динар ежегодно, вместе с четырьмя мерами пшеницы, четырьмя мерами ячменя, четырьмя жидкими мерами сгущенного фруктового сока, четырьмя жидкими мерами уксуса, четырьмя меда и четырьмя оливкового масла. Каждый раб должен платить половину того».

Этот договор — классический пример соглашений на местах, которыми во многих частях халифата ограничивалась вся арабская «оккупация». Такие мирные договоры соответствовали Шариату, и в этом была мудрость Аллаха.

Ведь одной из причин таких успехов мусульман была умелая политика завоевателей, предлагавшим своим противникам приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять свои делами.

Теодемир явно должен был по-прежнему править семью городами и прилежащими к ним земельными угодьями. Нет сведений, что где-либо устанавливался мусульманский гарнизон или строились мечети. Не известно, долго ли оставалось в силе соглашение: сам Теодемир скончался во всей полноте власти и в преклонном возрасте в 744 году. Вполне вероятно, что формально соглашение так и не было отменено, но иммиграция мусульман и переход в ислам местного населения в VIII - IX веках лишили его значения.

Мусульмане в Андалусии и очаги сопротивления

Прибытие Мусы ибн Носсейра было отмечено введением новой золотой монеты, основанной не на вестготском, а на североафриканском образце. На первых из этих монет выбита латинская надпись: «In Nomine Domini non Deus nisi Deus Solus» —«Нет Бога, кроме Аллаха».

Мусульмане, завоевавшие Испанию, не селились в военных городках: в Иберии не было ничего подобного Фустату или Кайруану. Поселенцы расселялись порознь. Арабы, в основном выходцы из городской среды Фустата или Кайруана, предпочитали селиться в городах и поселках долин Гвадалквивира и Эбро, вокруг Кордовы, Севильи и Сарагосы, а берберы, больше привычные к скотоводству, занимали взгорья Месеты в центре и южные горы.

Завоевание имело поразительный успех. За пять лет с начала вторжения почти весь Иберийский полуостров оказался под контролем мусульманских армий. Однако из этого правила были существенные и, как оказалось, роковые исключения. На севере Испании, как и в некоторых районах Среднего Востока, территория, контролируемая мусульманами, ограничивалась горизонталью 1000 метров. Это означало, что в горных южных долинах Пиренеев и Пикос-де-Эуропа, располагавшихся западнее в направлении к Астурии, собирались группы беженцев и непокорных жителей, желавших отстоять свою независимость.

В Пикос-де-Эуропа их движение возглавил некий Пелайо, возможно, высокородный готт из придворных Родериха. После 900 года, арабы уже готовились арестовать Пелайо, но друзья предупредили его, и он скрылся в горах. Ландшафт Пикос-де-Эуропа сильно изрезан, с крутыми стенами ущелий и скалистыми утесами. Из-за частых дождей горы эти необыкновенно зеленые, с хорошо орошаемыми полями и лесами, с быстрыми реками. Этот ландшафт ничем не походил на открытые равнины Месеты на юге, и как небо от земли отличался от пустынь Северной Африки и Египта. Горы эти никогда в действительности не принадлежали римской Испании, в них не было больших городов, в них не прокладывали римские дороги.

Пелайо, сумел скрыться, выйдя на берег быстрой реки и, переплыв ее на лошади. Он бежал в горы и основал свой лагерь в пещере. Эта пещера стала центром сопротивления всего народа Астурии. Мусульмане сошлись с Пелайо высоко в горах, в местности под названием Ковадонга. Однако тщетная попытка мусульманской армии подавить восстание немедленно отозвалась для них потерей контроля над северными поселениями, такими как Гихон, и основанием маленького независимого христианского королевства. Это королевство и подобные ему образования в долинах Пиренеев и Стране басков стали впоследствии основой христианской реконкисты.

В раннем мусульманском мире были княжества, мирно сосуществовавшие с мусульманскими властями — например, в горах на севере Ирана христианские княжества горной Армении во многом напоминали христианскую северную Испанию. Армяне сохраняли независимость, но никогда не стремились к завоеваниям вне традиционных границ своей родины. Независимые государства северной Испании отличались тем, что сохраняли память о королевствах вестготов и идею, что полуостров некогда принадлежал им целиком и должен снова вернуться к ним.

Завоевания мусульман не ограничились Пиренеями. Скоро арабские отряды начали совершать рейды вверх по долины Роны и в плодородные земли Аквитании. Первые набеги направлял Тарик ибн Зияд. Мусульмане достигли Авиньона и Лиона, прежде чем потерпели поражение от Карла Мартелла.

Мусульманские отряды неизменно выходили в походы, огибая восточные отроги Пиренеев: Барселона, Жирона (Жерона) и Нарбонна попали под их контроль. Поздние арабские хроники предполагают, что Муса ибн Носсейр задумывал смелый и амбициозный план похода целой армии через всю Европу и Византийскую империю обратно в Сирию.

В 725 году арабы начали с римских и вестготских укреплений Каркасона, которые взяли штурмом. Затем они двинулись на запад через южную Францию. Город Ним сдался без боя, выдав заложников, которых отправили в тыл, в Барселону. Затем наместник повел своих людей в молниеносный рейд вверх по Роне, где почти не встретил серьезного сопротивления. Войско проникло в самое сердце Бургундии, взяло и разграбило Отен, после чего вернулось на юг.

Битва при Пуатье и начало укрепления эмирата Андалусии

Первым крупным поражением мусульманской армии стала битва при Пуатье. Эта битва стала символическим событием, остановившее продвижение арабов в Западную Европу. Путь им преградил полководец Каролингов Карл Мартелл.

Гиббон, позволил себе порассуждать о том, что было бы, если мусульмане выиграли бы в битве при Пуатье:

«Иной исход сражения привел бы к тому, что нынешний мир выглядел бы совершенно иначе. Чтобы пройти победным маршем от Гибралтарской скалы до долины Луары, потребовалось немногим более 1000 миль. Еще один бросок на такое же расстояние вывел бы сарацин к границам Польши и горной Шотландии. Рейн так же судоходен, как Нил или Евфрат, и арабский флот мог бы, даже и не вступая в морской бой, войти в устье Темзы. Возможно, теперь в Оксфорде штудировали бы Коран и его знатоки вещали бы обрезанным англичанам об истинности и святости откровений Магомета».

Далее он продолжает объяснять, как христианский мир был спасен от подобной катастрофы после победы Карла в битве при Пуатье.

Однако, как мы видим, сегодня предсказания Гиббона превращаются в реальность. Такова мудрость Аллаха. Но битва при Пуатье затянула этот процесс на тысячу или более лет.

В 1915 году Эдуард Кризи в беглом популярном обзоре истории включил это сражение в «Пятнадцать решающих битв мира». Действительно, это событие стало переломным моментом. До него арабы совершали набеги по всей Франции, хотя и не завоевывали земель. Хотя набеги арабов были своего рода прелюдией к постоянному завоеванию. После этого сражения активность арабов ограничивалась районами вокруг Нарбонны, а Аль-Андалус из территории джихада начал превращаться в обжитое государство.

Для военных историков Запада битва при Пуатье имеет еще одно значение. Утверждают, что успех Карла Мартелла объяснялся тем, что он впервые использовал тяжеловооруженную конницу. Если согласиться с этой теорией, битва при Пуатье стала началом преобладания на поле боя тяжеловооруженной конницы — характерной черты средневековой Западной Европы. С возникновением рыцарства начал развиваться и феодализм как характерная система налогового и социального контроля.

Сведений, однако, об этом сражении немного. Традиционная датировка этого события — суббота 25 октября 732 года

Наместник Абд аль-Рахман аль-Гафики сначала разбил мятежных мусульман Мунузы в восточных Пиренеях. Мунуза обратился за поддержкой к герцогу Аквитании Эду, и тогда Абд аль-Рахман стал преследовать и его. Он настиг герцога и разбил его на берегах Гаронны.

Затем Абд аль-Рахман решил продолжить поход. Он взял Бордо и достиг Пуатье. Далее он решил идти на север по римской дороге, чтобы дойти до городка Тур на Луаре. Двигаясь от Пуатье к Туру, он столкнулся с Карлом Мартеллом. Возможно, столкновение войск произошло у маленького городка, и в наше время сохранившего название Мюссе-ла-Батайе.

После того как обе стороны почти семь дней изводили друг друга короткими стычками, они, наконец, построились в боевые ряды и сошлись в яростной сече. Соратники Карла Мартелла были многочисленней и больше вооружены.

Абд аль-Рахман был убит ударом в грудь.

Завидев шатры арабского лагеря, франки решили сберечь силы на следующий день. Наутро, выйдя с рассветом из своего лагеря, европейцы увидели палатки арабов, стоявшие как накануне. Не ведая, что все они пусты, и думая, что внутри скрываются мусульмане, они выслали на рекогносцировку разведчиков, и те вернулись с известием, что войска противника ушли.

Европейцы же, опасаясь, что мусульмане оставили засады на тайных тропах, не спешили в погоню и тщетно обыскивали округу. Не желая преследовать мусульман, они собрали трофеи и вернулись в свою страну.

Поражение мусульман при Пуатье остановило ряд масштабных нападений на Францию. Возможно, у мусульман не хватало людей. Завоевание Северной Африки сопровождалось присоединением к армии мусульман множества берберов: те же берберы составляли основной контингент армий, вторгшихся в Аль-Андалус.

Изменялся и характер мусульманского присутствия в Аль-Андалус. К 732 году большинство участников первых завоеваний состарились или умерли.

Были учреждены административные структуры для сбора налогов. Развивались государственные институты управления. Мусульмане обосновались в Андалусии, и, отказавшись от дальнейших походов вглубь Европы, построили самое процветающее государство в Европе.

Процветающее государство Андалусии

Остановившись на достигнутом, и занявшись укреплением государства в Андалусии, за несколько столетий мусульмане превратили Кордовский халифат в самую просвещенную и благополучную страну Европы.

Государство под управлением мусульман утверждала права всех конфессий, развивалась наука и культура. Арабы делились с европейцами своими знаниями и просвещали их, что впоследствии станет основой для Эпохи Возрождения в Европе.

Так во многом благодаря испанским мусульманам Европа смогла познакомиться с трудами Аристотеля и других античных мыслителей.

События начала VIII века трудно переоценить. Культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове мусульманских начал с христианами оказали огромное влияние на всю европейскую культуру.

Однако в горах Астурии уже зажигались очаги Реконкисты. После восьмиста лет владычества мусульман, христианские фанатики организовали сопротивление и уничтожили всех мусульман на самом дальнем рубеже слабеющего халифата.

Христиане отплатили кровью в ответ милосердию мусульман при завоевании Испании, когда всем давалось право на исповедование своей религии. После освобождения Испании всех новообращенных мусульман либо убивали, либо насильно заставляли перенимать обратно христианство под страхом смерти.

Испания перестала быть мусульманской. А «горные дикари» воспользовавшись культурным и научным наследием, оставшимся им после мусульман, постепенно превращались в «просвещенных» европейцев.

Но это уже совсем другая история…



25 комментариев


  1. (14.07.2011 12:30) #
    0

    Очень интересная статья, большое спасибо автору.А еще интересно по фантазировать если мусульмане победили при Пуатье, да что бы тогда было ?! Но в любом случае Аллах (по-рус. Бог) Мудрый, знает на перед любое развитие сценария , что будет, что было, и если было, то как бы оно было.

  2. (14.07.2011 15:43) #
    0

    Ну в статье автор приводит фантазии известного историка Гиббона насчет этого
    «Иной исход сражения привел бы к тому, что нынешний мир выглядел бы совершенно иначе. Чтобы пройти победным маршем от Гибралтарской скалы до долины Луары, потребовалось немногим более 1000 миль. Еще один бросок на такое же расстояние вывел бы сарацин к границам Польши и горной Шотландии. Рейн так же судоходен, как Нил или Евфрат, и арабский флот мог бы, даже и не вступая в морской бой, войти в устье Темзы. Возможно, теперь в Оксфорде штудировали бы Коран и его знатоки вещали бы обрезанным англичанам об истинности и святости откровений Магомета».

    Может быть он был недалек от истины

  3. Siberian
    (14.07.2011 20:58) #
    0

    К стати, сегодня в Оксфорде существует факультет исламских наук,где действительно штудируют Коран (и не только там) "обрезанные" англичане тоже имеются. Товарищ Гиббон, возможно, сам того не желая, оказался недалек от истины.

  4. Волгарикъ
    (15.07.2011 10:07) #
    0

    А с чего бы мне, немусульманину, восторгаться тем, что "1300 лет назад мусульмане овладели Испанией"? Особенно в связи с тем, что кое-кто из современных муслимов от таких сюжетов аж кипятком пысает и ждет чего-то в том же духе сегодня в других частях света.
    Мне больше нравятся такие фигуры, как герцог Эд Великий,Карл Мартелл, Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская и прочие ребята, которые воевали с жестокими иноземными захватчиками, отстаивали свою Родину и свою религию.

  5. (15.07.2011 12:19) #
    0

    А кто вам говорит, чтобы вы восторгались? :)
    У каждого свои кумиры, для меня это например, Умар аль-Фарук, Халид ибн Уалид, Мухаммад Фатых, Салахаддин аль-Айюби, для которых как сказал автор статьи было главное возвеличивание слова Аллаха на Земле.
    А про жестокость, так не сравнить европейскую и арабскую. Против мусульман отставивать свою релеигию не было необходимости - немусульманам разрешалось сохранять свою религию.

  6. Волгарик
    (15.07.2011 12:57) #
    0

    Элчи
    Ну, насчет "кумиров" - моя религия их вообще не рекомендует иметь
    "немусульманам разрешалось сохранять свою религию" тогда, в Кордовском халифате, просто потому, что ислам тогда молодой был, не "раздухарился" он еще. Да и по чисто политическим соображениям - чтоб не бунтовало население покоренных территорий. А в "зрелом" исламе все иначе.
    Египет же весь христианский был на момент начала арабской агрессии - много ли там от христианства осталось? Как себя там копты сейчас чувствуют?
    А Тур

  7. (15.07.2011 12:57) #
    0

    Волгарику /// «Вы считаете Фердинанда умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу» - султан Турции Баязет II.

    В течение всего XV в. шла активная миграция евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Большая их часть осела тогда в Османской Империи. Среди прибывших было множество ремесленников. Именно они привезли в Турцию порох и высокое искусство литья. ... К этому можно добавить, что в XVI в. в руках евреев была вся дипломатия Османской империи.

    Мусульман и евреев изгнали, деньги понадобились - стали искать новые источники - открыли Америку и устроили геноцид индейцев. Вот вам и нахристианнейшие монархи, которые отстаивали свои доходы.

  8. (15.07.2011 13:40) #
    0

    Волгарик,
    Ваша религи это какая? христинаство? странно слышать, так как этот запрет не останавливает вас в поклонении святым. Что же касается кумира, то имелось ввиду, что кумир в данном случае надо понимать, как люди к которым относишься с большим уважением.
    А кого насильно приводили в Ислам? В нашей религии нет принуждения, что касается коптов, то они большей частью ассимилировались с арабами приняв Ислам. Те копты которые сейчас живут в Египте как таковыми чистыми коптами тоже не являются.
    В зрелом Исламе все было точно так же. Несмотря на некоторые измышления псеводисториков и в России и по всему миру Ислам принимался добровольно. Безусловно этому сопособствовали арабские завоевания, так как под контролем мусульман различные народы познавали религию Аллаха и становились мусульманами постепенно. Как например с Русью, когда практически одномоментно насильно была крещена вся Русь в истории Ислама не было.
    Как себя чувствуют копты в Египте надо спросить самих коптов.

  9. Волгарик
    (15.07.2011 16:39) #
    0

    Элчи
    Ну, заявление, что почитание святых (то есть воздаяние уважения праведникам), использование при молитве икон = поклонение кумирам (то есть ложным богам)это из той же оперы, что, мол,якобы, христиане "троебожники".
    А как себя чувствуют копты в Египте, протестанты - в КСА,Иране можно по лентам новостей увидеть.
    А Русь христианизировалась не одномоментно (как и Волжская Булгария исламизировалась не одномоментно). События 988 и 922 годов - это только официальные акты, закрепившие сложившуюс

  10. (15.07.2011 17:16) #
    0

    Волгарик,
    Ну потому что опера, действительно, одна и та же. Явное обожествление Пророка не уступает по значимости обожествлению праведников. То, что ты называешь уважением и проявляешь это чувство через мольбу и есть приравнение мертвых людей Богу. Бог Единый наш Творец, имеющий Силу и Могущество помочь нам, и все мольбы должны быть адресованы ТОЛЬКО Ему. Обращение к на ряду кому-либо еще с Ним за помощью есть придавание ему сотоварищей, что никак не может сочетаться с догмой Единобожия. Таким же макаром можно приравнять римские и греческие языческие верования с верой в верховного бога и с еще остальными богами, управляющими какой-то областью человеческой жизнедеятельности. Проведя аналогию можно удостовериться, что римское язычество сохранило свою суть, облачившись в форму христианства. И уже с искаженной формой распространялась по всему миру. Пророк Иусус отнюдь не с этой идеологией приходил к своему народу.
    Что касается ленты новостей, то я не привык верить таким источникам, а тем более нашим отечественным. Если какие-либо ущемления и имеют место быть, то надо обратить внимание на два момента:
    1. Все описываемые случаи имеют частный или бытовой характер, и не носит массового значения с намеренным идеологиечским уклоном.
    2. необходимо учитывать тот факт, что государство не является шариатским (в данном случае Египет), и события происходящие там, не обязательно соотносить с Шариатом.
    Что касается принятия христанства на Руси, то оно кончено не произошло не за день и не за два. По мере распространения власти князей, насаждалось и христианство. Силой пытались и мусульман в Татарстане христианизировать. Полностью не получилось, Хвала Аллаху. На Кавказе уже такие методы не использовались. Видимо бесполезность силовых методов все-таки дошло до императорского двора. Хотя при чтении истории мне больше кажется что правители Российской империи и не имели таких целей. Только своя выгода, - меркантильная. Хотя нет, в случае исперии, - геополитические.

  11. (16.07.2011 04:12) #
    0

    В Исламе всё же есть принуждения. Христиане на захваченной территории лишались ряда привилегий, по сравнению с Исламом, поэтому, поставленные в тяжёлые условия, они постепенно переходили в Ислам. Только восхищаться можно, как копты, греки в Турции и некоторые другие народы, находящиеся в исламских государствах, могут сохранять свою религию, будучи оторванными от остального христианского мира в течение тысячелетия. Русь всё же не была "насильственна" крещена. Байки больной головы,точнее СМИ.

  12. Siberian
    (16.07.2011 09:34) #
    0

    С Исламской точки зрения все люди равны перед Аллахом, поэтому христиане (а также представители др. верований) не имеют привилегий перед мусульманами. А то что копты и греки смогли сохранить "свою" религию является главным доказательством непринуждения в Исламе, которое провозглашено в Священной Книге. Утверждать иное могут только очень предвзятые недоброжелатели.

  13. (16.07.2011 15:32) #
    0

    Как раз мусульмане имели привилегии перед христианами. Многим христианам ничего не оставалось как переходить в Ислам, это было выгоднее.Отсюда сегодня на территории бывшей Византии не осталось почти христиан. "Предвзятые недоброжелатели" - это явно ни ко мне. В данном случае речь идёт о рассмотрении исторического события и процесса, ничего более. Хотя, конечно, легко любого, чьё мнение Вам не по душе, отнести в данную когорту. Так проще.Я Вас понимаю.

  14. (16.07.2011 15:37) #
    0

    Глупо отрицать, что главной задачей мусульман, завоевавших столь обширные территории, населённые христианами, было их перемолоть. Что и было сделано. Хотя, конечно, "С Исламской точки зрения все люди равны перед Аллахом". Что и не обсуждалось, в отличии от истории.

  15. Siberian
    (16.07.2011 17:54) #
    0

    "что и было сделано" - интересно где же это было сделано? Может в Армении или Грузии? Ваши исторические познания, товарищ Тигран0123, уж очень однобоки.

  16. (16.07.2011 21:19) #
    0

    А ну-да! С курдами и греками, ещё и армян с грузинами нужно упомянуть.Они тоже достойны восхищения.Только им больше повезло, по сравнению с теми же коптами. Армения находилась всегда между двух огней. Сначала - Византия, Персия,потом - Византия,Араб. Халифат. и т.д. далее - Иран, Османская Империя.Поэтому с ними приходилось считаться, иначе они могли примкнуть к врагам по другую сторону, увеличив его силы.Так что,на местное население оказывалось давление поменьше - не до них было. Поэтому она и вышла христианской, измученной, потерявшей чуть ли не половину своей территории, но христианской.

  17. (16.07.2011 21:20) #
    0

    Так что каждый случай нужно рассматривать отдельно. Siberian, а Вы мне нравитесь. Вы молодец.

  18. Takhir
    (16.07.2011 22:43) #
    0

    Уважаемый Тигран, не мой ответ из цикла "сам дурак" и т.п., но всё же христианство, вернее люди, облечённые властью и именовавшие себя христианами тоже много чего натворили с иноверцами. Я имею в виду и насильственную христианизацию майя, ацтеков, инков и др. американцев, насильственные крещения евреев в Византии, крестовые походы с их зверствами против иудеев и мусульман. В России - насильственная христианизация татар и др. народов Поволжья.
    С уважением. Тахир

  19. Takhir
    (16.07.2011 22:50) #
    0

    Насчёт крещения Руси, не стоит так однобоко, исторические факты говорят, что во многих местах (Особенно в Новгородчине), христианство утверждалось достаточно долго и не бескровно.

  20. (16.07.2011 23:28) #
    0

    Правильно. Но я этого и не отрицаю. Вы это понимаете, и я это понимаю, а вот некоторые ниже писавшие не понимают, и всячески пытаются доказать, что никакого давления и целенаправленной политики в принятии религии со стороны Ислама,"вернее, со стороны людей, облечённых властью и именовавших себя" мусульманами, по отношению к тем же грекам, коптам и другим христианам,попавших под власть Ислама, не было.

  21. Takhir
    (16.07.2011 23:42) #
    0

    А не стоит отрицать очевидное. Просто на фоне развернувшейся исламофобии людей раздражает попытка некоторых исламоненавистников представить Ислам оригинальным в этом вопросе. Это не вера виновата, это люди такие. Теория ядерного распада не виновата в том, что одни создали полезную вещь - атомный реактор, а другие - атомную бомбу.

  22. (16.07.2011 23:53) #
    0

    Ну христианство вообще входило в статус государственной религии довольно долго везде. Римская Империя приняла довольно поздно христианство.Русь? Ну, определённые очаги и прежние институты язычества (в том же Новгороде) довольно долго сохраняли свою автономию. Но это несущественно.Выбор религии был обусловлен прежде всего той связью с Византией и с братскими славянскими народами, которые приняли православие раньше русских. Так что всё произошло довольно быстро. Было ли кровопролитие? Мордобой был, не сомневаюсь.))) Но вряд ли его можно назвать кровопролитием.
    С Уважением, Тигран.

  23. Takhir
    (17.07.2011 00:02) #
    0

    Никогда люди не сменят мгновенно и даже, выражаясь более мягко, скоротечно, свою веру. Это везде процесс постепенный и не везде мирный. Что до Руси, то я не спец по истории Древней Руси, так что мало чего тут могу сказать. Но слышал, что в Новгородских землях и у древлян происходили кровавые столкновения язычников с князьями, пытавшимися их крестить.

  24. (17.07.2011 00:17) #
    0

    Согласен с Вами. Вы правы. Про Новгород - думаю, что такое также могло быть возможным.Спокойной ночи.

  25. (17.07.2011 00:41) #
    0

    Муслимы вновь овладеют Европой, на этот раз окончательно и полностью.