На протяжении 700 лет на Пиренейском полуострове, в Испании, существовала блестящая исламская цивилизация, достижения которой вполне сравнимы с величием Древнего Египта, Греции и Рима. Арабы, пришедшие в начале VIII века в Испанию, за короткий период времени сумели творчески переосмыслить наследие древних цивилизаций, обогатить его, вознеся на недосягаемую для средневековой Европы высоту.
Аль-Андалус — это название государства испанских арабов, мавров, могущественного и хрупкого, под крышей которого хватало места мусульманам, иудеям и христианам. Необыкновенная толерантность исламской цивилизации Аль-Андалуса дала толчок расцвету науки и культуры, строительству величественных городов с прекрасными дворцами и мечетями, фонтанами и садами.
«…В то время как Лондон был только крошечной деревней, которая "не могла похвастаться и одним уличным фонарем", в столице Аль-Андалуса Кордове было полмиллиона жителей, 113 000 домов, 700 мечетей, 300 общественных бань по всему городу и его окраинам. Вымощенные улицы освещались по ночам. В домах были прохладные балконы для жаркого лета и трубы с горячим воздухом для зимы. Дворы украшались садами с искусственными фонтанами. Бумага, остававшаяся загадкой для Запада, была повсюду. Здесь были книжные магазины и более 17 библиотек», — пишет английский историк Джеймс Берк в своей книге «День, когда изменилась Вселенная».
Альгамбра — дворец мусульманских правителей
Большинство населения страны было грамотно и знало несколько языков. В главной библиотеке Кордовы насчитывалось около 600 тысяч рукописей. Один список выдающихся ученых мусульманской Испании может занять не одну страницу. Стоит назвать лишь некоторых, именами которых по праву могла бы гордиться любая страна мира.
- Астроном и математик Ибрагим ибн Яхья Ан-Наккаш Аз-Заркали разработал астрономические инструменты, позволявшие определять местоположение светил на звездном небе, сконструировал водные часы, показывавшие дни лунных месяцев.
- Хирург Абуль-Касим Аз-Захрави — автор капитальной 30-томной медицинской энциклопедии «Аль-Тасриф». Переведенная на латынь она стала настольной книгой врачей средневековой Европы.
- Мухаммад Лисануд-Дин ибн Аль-Хатыб разработал теорию инфекционных заболеваний, которая на столетия опередила свое время.
- Выходцем из Испании был и выдающийся исламский философ, теоретик суфизма Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби.
На протяжении трехсот лет большая часть Пиренейского полуострова находилась под контролем мусульманских государств, и лишь на северо-западе сохранялись небольшие христианские королевства. Вскоре после завоевания Испании мусульманами (711 г.) христиане начинают борьбу за возвращение страны, которая получила название Реконкиста. В течение нескольких сотен лет постепенно они отвоевывают у мусульман город за городом, провинцию за провинцией. Их успехам способствует раздробленность и внутренние неурядицы между исламскими государствами Аль-Андалуса.
К концу XV века на полуострове остается лишь один небольшой мусульманский анклав – Гранадский эмират. Он пал в январе 1492 года. Перед капитуляцией между королевством Испании и Гранадой был заключен договор, который гарантировал мусульманам свободу вероисповедования. Всего в договоре было 67 статей, и он был одобрен самим Папой Римским. Помимо мусульман репрессиям подверглись иудеи, которым было предписано в трехмесячный срок принять христианство, либо покинуть Испанию.
Но уже вскоре после капитуляции испанские власти стали нарушать пункты договора, принуждая мавров принимать католицизм. Это вызвало целую серию восстаний мусульманского населения Гранады в период с 1499 по 1501 годы, которые были жестоко подавлены. В карательных экспедициях принимал личное участие испанский король Фердинанд ІІ. Восстания стали формальным поводом для отказа от выполнения условий договора со стороны католической Испании.
После подавления восстания мусульман под угрозой смерти или изгнания заставили принять крещение. Новообращенных стали называть морисками (буквальный перевод – маленькие мавры). Большинство морисков и под властью христианских королей сохраняли родной арабский язык, некоторые из них втайне продолжали исповедовать Ислам.
Соборная мечеть в Кордове
Родившийся в Испании арабский историк XVI века Мухаммад ибн Абдуррафи в своих воспоминаниях рассказал о жизни мусульман-морисков:
«Я выучил арабский, основы религии. Отец познакомил меня с другими мусульманами, тайно придерживающимися Ислама. Я съездил в города Севилья, Кордова, и везде были тайные мусульмане. Даже в Толедо, несмотря на то, что он перешел в руки испанцев еще 500 лет назад, я обнаружил тех, кто тайно придерживается Ислама. Инквизиция усилила свою деятельность. Всех новообращенных христиан проверяли на благонадежность, и если обнаруживали что-то подозрительное, могли сжечь или давали какое-либо другое наказание».
В 1569 году мориски снова восстали. Спустя год численность восставших достигла 25 тысяч человек. Им удалось одержать несколько побед. Ценой больших жертв с обеих сторон конфликта, в 1571 году восстание было подавлено. Но беспокойство испанского правительства продолжало усиливаться. Оно было вызвано демографическим фактором – рост численности морисков был значительно выше, чем остального населения Испании.
В 1609 году испанский король Филипп III издал указ о выселении всех морисков за пределы страны. В период с 1609 по 1614 годы было депортировано несколько сотен тысяч человек (около 4% всего населения тогдашней Испании). Изгнанникам разрешалось брать с собой только то, что они могли с собой унести. Все недвижимое имущество было конфисковано. Большая часть морисков поселилась в Марокко, Мавритании и Алжире. Со временем все они вернулись к вере своих предков – Исламу.
Исход огромной части экономически активного населения стал одной из причин упадка Испании. Католическая монархия стремительно двигалась к своему закату. В начале XIX века Испания потеряла все свои колонии в Америке, надолго превратившись в одно из самых бедных государств Европы.
В феврале 2014 года правительство Испании приняло решение предоставить возможность получения гражданства потомкам изгнанных в 1492 году евреев. О морисках в этом решении даже не упоминалось.
«Испанское государство должно гарантировать равные права всем изгнанникам. Если это не будет сделано, его решение можно будет назвать расистским», — заявил в интервью испанским СМИ Байи Лубарис, президент Ассоциации исторического наследия Андалузии.
Некоторые мориски уже обратились к испанскому королю с просьбой предоставить им гражданство страны. Но бюрократическая машина всячески тормозит этот процесс, делая вид, что такой проблемы вообще не существует.