В настоящее время трудно перечислить все новые банки, создаваемые на исламских принципах или полностью перешедшие на эти принципы как в аравийских, так и других странах. Процесс исламизации банков активно продолжается, несмотря на высказанные рядом аналитиков пессимистические оценки его перспектив. Только в последние годы не без участия принца Мухаммеда аль-Фейсала и шейха Салеха Камиля созданы такие крупные кредитные институты, как «Абу-Даби Исламик Бэнк» в ОАЭ с акционерным капиталом в 272 млн. долл., «Фёрст Исламик Инвестмент Бэнк» (100 млн. долл.), «Инвесторз Бэнк» (30 млн. долл., оплаченный), «Араб Бэнкинг Корпорейшн Исламик Бэнк», «АБН АМРО Глобал Исламик Файнэншл Сервисез», последние 4 разместили штаб-квартиры на Бахрейне, «Араб Исламик Интернэшнл Бэнк» в Иордании с акционерным капиталом в 57 млн. долл. По существу, все банки в аравийских странах являются учреждениями, работающими без нарушения основного требования ислама к кредитно-финансовой деятельности, они сейчас получают прибыль в основном за счет комиссионных и доходов от совместного предпринимательства, совместных с заемщиками инвестиционных проектов, заменяющие процент комиссионные обычно невелики и составляют от одного до нескольких процентов. В перспективе все банки должны перерасти в полностью исламские, когда каждая группа операций будет точно соответствовать положениям, прописанным в экономической доктрине ислама, при строгом контроле специальных исламских религиозных наблюдательных советов при банке. Сейчас в считаемых обычными банках данной группы стран поэтапно увеличивается число исламских отделов, абсолютно адекватных исламскому механизму.
По существу, в организованной по исламу кредитной системе невозможны кризисы накопления просроченной задолженности и ее «обвала» по аналогии кризиса 30-х годов в США или недавних финансовых потрясений в Азии и России, так как в подобной системе происходит каждодневная автоматическая саморегуляция баланса в зависимости от рентабельности хозяйственной и торговой деятельности, отсутствует обостряющая ситуацию претензия в виде процентов, процентов на проценты и расчет на эти суммы в будущем в ходе продолжения операций.
Нужно отметить, что в США после кризиса 30-х годов, краха банков на государственном уровне изучалась возможность заимствования механизма исламской финансовой доктрины для того, чтобы избежать новых потрясений. Сейчас все свелось к тому, что ряд западных банков, обслуживающих мусульманскую по вероисповеданию клиентуру, стал открывать исламские отделы для того, чтобы успешно выдержать конкуренцию с банками арабских и в целом мусульманских государств, поскольку имеет место экспансия ислама и исламского банковского дела, которое и в границах мусульманского мира превратилось в составную часть экономики. Среди открывших исламские отделы – лондонский банк «Клейнворт Бенсон», «Сити Бэнк», «Чейз Мэнхэттэн Бэнк», «АПЗ Гриндлэйз Бэнк» и другие.