Взаимоотношения России Китая напоминают старый анекдот: "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус". С одной стороны, Пекин является одним из крупнейших покупателей отечественного сырья, с другой - из того же российского титана они делают нелегальные копии российских истребителей Су-27. Ради геополитических целей Москва вынуждена закрывать на это и многое другое глаза, но постепенный переток технологий делают Китай все более опасным противником в конкурентной борьбе.
На протяжении многих лет Пекин вынужден был мириться с санкциями, которые США и другие страны, защищая собственных производителей, вводили в отношении китайских компаний. Пока из Китая поставлялись "пластиковые" кроссовки, бижутерия и дешевые подделки под известные мировые бренды, он терпел "поучительный" тон со стороны ведущих мировых держав. Но после того, как в космос отправился первый "тайконавт", а по итогам прошлого года Китай стал крупнейшим мировым экспортером, обойдя Германию и США, расстановка сил "несколько изменилась". 29 января администрация президента США Барака Обамы одобрила сделку по продаже американского оружия Тайваню на сумму 6,4 млрд. долларов. В ответ на это Пекин пригрозил санкциями американским компаниям, которые будут участвовать в этой оружейной сделке. Как отмечают наблюдатели, американская администрация испытала настоящий шок: еще никогда Китай не ставил вопрос подобным образом. Не говоря уже о том, что угроза американским производителям может оказаться вполне реальной. Под удар поставлена - ни много ни мало - корпорация Boeing, которая помимо "гражданской" продукции выполняет еще целый ряд военных заказов, в том числе производит ракеты Harpoon. Boeing заключила многомиллиардные контракты с китайскими компаниями на поставку своих авиалайнеров, исполнение которых из-за позиции США по Тайваню, могут оказаться под угрозой срыва. Пострадать может и компания United Technologies продающая в КНР лифты Otis, а также системы отопления и кондиционирования Carrier. В общей словжности финансовые потери могут составить несколько миллиардов долларов. Эксперты не исключают, что под угрозой столь масштабных экономических санкций со стороны Китая, Вашингтон может отказаться от планов военно-технического сотрудничества с Тайванем.
До подобных прецедентов во взаимоотношениях России и Китая пока не дошло. Необходимо подчеркнуть - именно "пока": "Рано или поздно, нынешний "романтический" период между Россией и КНР пройдёт, и отношения станут жёстче и прагматичнее. - считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Не исключено, что между нашими странами может наступить период охлаждения отношений, что неизбежно скажется на взаимном товарообороте". Окрепший за последнее десятилетие "китайский дракон" постепенно начинает "показываеть зубы", все более жестко отстаивая свои интересы в мире. За примерами далеко ходить не надо, в конце января Министерство коммерции Китая потребовало от России разъяснений относительно уничтожения товаров китайских бизнесменов, арестованных на Черкизовском рынке. Это при том, что задержанный груз объявили самой крупной партией контрафакта в истории страны. Следственный комитет при прокуратуре объявил, что все эти товары являются не просто контрабандой, но и опасной для жизни подделкой, и возбудил уголовное дело. Напомним, что еще в начале июня 2009 года на складах Черкизовского рынка было арестовано более 6 тысяч контейнеров с одеждой, обувью и другими товарами общей стоимостью 2 млрд. долларов. Задержанный груз объявили самой крупной партией контрафакта в истории России. По словам генерального директора Contour Components Владимира Некрасова, китайские производители текстиля и одежды настолько "окрепли", что уже сейчас стремяться вытеснить с нашего рынка отечественные компании. Генеральный директор компании "Бельпостель" Александр Некипелов признал, что часть заказов размещает на китайских производствах, однако он не стал утрировать, говоря о вытеснении с рынка отечественных производителей. Хотя отметил, что "десятки тысяч мелких китайских компаний занимаются производством контрафактной продукции, нанося огромным урон производителям и разработчикам различных торговых марок", - рассказал эксперт. Причем предприниматели из Поднебесной активно импортируют технологии и оборудование ведущих мировых производителей, а значит в состоянии выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. Если конечно закрыть глаза на легальность производства отдельных марок.
"Ни для кого не секрет, что Китай сегодня – одна из наиболее динамичных экономик мира. Деловое партнерство России и Китая имеет многолетнюю историю и в последние годы продолжает расширяться. - рассказывает руководитель департамента маркетинга, Россия и СНГ, группа глобальных предоплаченных продуктов American Express Дмитрий Комаров. - В частности, сравнительно недавно вступила в силу государственная Программа сотрудничества с Китаем на 2009-2018 годы, которая включает 205 совместных проектов". "Российско-китайские экономические отношения развиваются по восходящей линии. Лишь кризис привёл к тому, что товарооборот между двумя странами в 2009 году составил 38,8 млрд. долларов, что меньше на 32% показателей 2008 года, когда торговый оборот достиг 56,8 миллиарда долларов", - добавляет Дмитрий Баранов из УК "ФИНАМ". Однако проблема заключается в том, что мы поставляем в Китай в основном сырьё, а Китай нам продукцию с высокой добавленной стоимостью, и это не совсем отвечает нашим стратегическим интересам. Тем не менее, объем сырьевого экспорта в Китай лишь возрастает. В конце 2009 года "Газпром экспорт" и дочерняя компания Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) — PetroChina подписали соглашение об основных условиях поставок газа из России в Китай. Вспомним и нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который строится частично на китайские деньги. Напомним, что Банк развития Китая выделил в прошлом году российским компаниям "Транснефть" и "Роснефть" кредиты в размере 25 млрд. долларов. "КНР является одним из ведущих рынков для нашей продукции. С 2004 года у нас работает офис продаж в Сянгане (Гонконге), в 2005 году мы открыли представительство в Пекине. - рассказал руководитель управления общественных связей "Норникеля" Виктор Бородин. - В 2009 году начал работу офис продаж в Шанхае, который предназначен для работы с клиентами на внутреннем рынке КНР".
"Нам необходимо активнее продвигать туда собственную высокотехнологичную продукцию, причём необходимо всячески защищать её от незаконного копирования и воспроизводства, чем славятся китайцы", - считает Дмитрий Баранов. Ещё 15-20 лет назад, когда мы поставляли оборудование для китайских электростанций, невозможно было и предположить, что теперь наши станции будут закупать китайское оборудование. Наши азиатские соседи крайне быстро учатся и теперь в состоянии копировать уже высокотехнологичные образцы продукции, в том числе оборонной. "Мы продали Китаю истребители Су-27, в надежде, что они будут покупать их ещё, а он сделал на их основе копию, и от наших самолётов отказался. - приводит пример эксперт УК "Финам Менеджмент". - Есть подобные прецеденты и в других отраслях. А вот, например, космонавтика Китая практически вся построена на советских и российских разработках, и это уже не "заимствование", как стыдливо называют это явление, а деяние, описанное в Уголовном кодексе разных стран, за которое полагается лишение свободы и крупные штрафы". Очевидно, что в условиях когда Банк Китая предоставляет российским компаниям кредиты, никто ругаться не будет, но и горький опыт научил российские компании поступать более осторожно. Так в прошлом году Россия пересмотрела договоренность о поставке в Китай российских палубных истребителей Су-33, как говорят, из-за опасений, что китайцы вновь займутся копированием российской техники и не будут покупать обещанные партии российской продукции. "К сожалению, активное бесплатное заимствование технологий давно стало одним из главных козырей китайской промышленности и в военной, и в гражданской сфере, и вряд ли КНР в обозримой перспективе откажется от этой политики", - сетует руководитель группы заводов "Мебельный мир" Александр Гордеев. Но разовые, пусть и крупные примеры компирования со стороны китайских производителей, - это, по мнению господина Гордеева, не это самая главная опасность. "Мы бьем тревогу относительно того, что китайцы могут нас самих вытеснить с российского рынка. Почти всей ходовой продукцией, что производится в Китае, можно заполнить наш рынок", - предупреждает он.
"Если все так сложно во взаимоотношениях с Китаем, можно ли вообще отказаться от производства там? - рассуждает Александр Гордеев. - Наверное, да. Поедем тогда к туркам. У них, правда, дороже на 15%. Или к европейцам, у них на 40%". Исторически так сложилось, что нам друг от друга никуда не деться и нужно находить точки соприкосновения. На примере успешного опыта сотрудничества с китайскими производителями и потребителями, приведенного выше, видно, что это вполне по силам отечественным компаниям. "Я думаю, что для России было бы выгодно привлекать китайских стратегических инвесторов и строителей. Китайцы могут строить нам дороги - быстрее и качественней, чем мы. - рассуждает генеральный директор Contour Components Владимир Некрасов. - Могут строить целые города. Один экономист подсчитал, что дешевле будет построить силами китайцев точную копию Москвы в пятидесяти километрах от "старой" столицы, причем это обойдется дешевле и будет быстрее, чем победить пробки в нынешней Москве своими силами". Конечно, это проект из разряда фантастических, но китайские кварталы в нашей столице, как видно на примере Черкизовского рынка, был построен весьма оперативно.
"Мне кажется китайские компании пока недостаточно сильны на нашем рынке, но их бизнес с каждым годом набирает все большие и большие обороты, в таких областях как электроника, автомобилестроение и др. Китайцы стремятся использовать свою политику маленьких шагов, постепенно завоевывая рынок", - отмечает генеральный директор компании "Бельпостель" Александр Некипелов. Он не один весьма настороженно относится к китайской экспансии на российский рынок, многие эксперты предупреждают, что Пекин уже давно положил глаз на наши природные ресурсы, а некоторые говорят - и территорию. В этом контексте вспоминается одна командировка в Китай, в ходе которой автор данных строк обратил внимание на журнал одной китайской авиакомпании, заботливо вложенный в карман впередистоящего кресла экипажем. Там на карте мира, где представлены все направления, по которым летает данная авиакомпания, государственная граница (без указания страны принадлежности) проходила где-то по Уралу. Конечно, это может быть ошибкой, допущенной в типографии, и домыслами отдельных особенно пессимистически настроенных экспертов, но никто не будет спорить с тем, что такой гигантской экономике, как китайская, нужна соответствующая ресурсная база. Сможет ли Россия в перспективе справиться с крупнейшей экономикой мира, которой, по прогнозам экспертов, Китай станет уже в этом десятилетии, сказать сложно. Не говоря уже о том, что Пекин, памятуя о примере с Тайванем, наверняка будет вести достаточно жесткую политику по отстаиванию своих бизнес-интересов за рубежом.