Соединенные Штаты и монархии Персидского залива пришли к соглашению, которое наблюдатели уже успели окрестить "одной из крупнейших инициатив по перевооружению в истории мирного времени". Сделка на сумму 123 млрд. долл. включает продажу реактивных истребителей, вертолетов, ракетных комплексов, танков и других видов передового вооружения.
Заместитель государственного секретаря США по политическим и военным делам Эндрю Шапиро объявил, что сделка, заключенная в Вашингтоне накануне Рождества, призвана "убедительно продемонстрировать странам региона, что мы намерены поддерживать безопасность наших партнеров и союзников в Персидском заливе и на Большом Ближнем Востоке".
На первый взгляд, соглашение направлено на блокирование любых потенциальных интересов Ирана в регионе. Однако сущность и результаты предыдущих и текущих крупных сделок о продаже вооружений между аравийскими монархиями и Западом показывают, что у этой инициативы есть и иные мотивы.
История лайтнинга
Первые крупные сделки по продаже вооружений между Западом и монархиями Персидского залива были заключены в начале 1960-х гг. Саудовская Аравия и Соединенное Королевство вышли на новый уровень отношений, достигнув соглашения об английском сверхзвуковом истребителе Electric Lightning (лайтнинг), который был разработан компанией British Aircraft Corporation в 1950-е гг.
Завязнувшая тогда в гражданской войне в Йемене и спорадических конфликтах с насеровским Египтом, Саудовская Аравия заказала 35 лайтнингов модели F-53 и шесть модели Т-55, доставка которых производилась по частям и была завершена в 1972 г. Эта сделка стала крупнейшей продажей в истории британской оборонной индустрии.
Спустя десятилетия после сделки стало известно, что саудовцы сначала обратились к американцам, стремясь снискать поддержку в увеличении своего военного потенциала. Однако, когда анализ показал, что саудовский авиационный сектор не выдержал бы масштабного расширения, к которому так стремились саудовцы, американцы отказались. В то же время, американцы не оставляли попыток притянуть Британию, мощь которой уже шла на убыль, на свою сторону в стратегическом союзе. Британия упорно старалась сохранить независимость своей оборонной индустрии и ядерного потенциала, но, наконец, пошла на попятную, когда американцы разработали «Фантом», который поступил в эксплуатацию в 1960-е гг.
«Фантом», намного более дешевый в производстве, немедленно отправил лайтнинг на свалку истории. Британцы решили начать закупки «Фантома» у американцев и прекратили производство лайтнингов. Проблема заключалась в том, что огромное количество лайтнингов пылились без дела на заводах. Так родилась сделка с Саудовской Аравией. Американцы связались с Эр-Риядом и убедили саудовцев закупить большое количество самолетов, выдав их за самый продвинутый вид летательных аппаратов своего времени.
Возможности этих самолетов были практически неприменимы для нужд саудовцев в конфликтах в Йемене и на границах. Лайтнинг был сверхзвуковым истребителем, чудом пилотажа, однако совсем неэффективным на низких высотах или во время рутинных стычек в воздухе.
Кувейт последовал примеру Саудовской Аравии в 1966 г., заказав 14 британских самолетов. Аналогичным образом, кувейтцы столкнулись со сложностями в использовании самолетов и поддержании их в рабочем состоянии. В настоящее время три лайтнинга находятся на аэровоздушной базе аль-Джабер, а еще один размещен рядом со зданием штаб-квартиры на аэровоздушной базе Али аль-Салем.
Сделка на 123 миллиарда долларов
Несколькими десятилетиями позднее новая гигантская сделка по продаже вооружений состоялась между монархиями Персидского залива и США. Впервые соглашение было поставлено на обсуждение в 2007 г.: сперва администрация Буша, а затем и администрация Обамы начали обговаривать с монархиями Залива планы по строительству оборонной системы, направленной якобы против растущей региональной мощи Ирана.
К концу декабря 2011 г. первая часть сделки получила окончательное оформление. Выплатив 30 млрд долларов США – первую часть сделки (на общую сумму 63 млрд. долларов) саудовцы получают 84 новейших истребителя (Boing F-15 SA) и переоснащение более старых моделей; в условия сделки также входят поставки вертолетов, ракет, боеприпасов с точным наведением и танков.
В добавление к этому ОАЭ заключили сделку на сумму 3,6 млрд. долларов на закупку сотен ракет-перехватчиков ВЗОТВД (высотная зональная оборона на театре военных действий), став первым иностранным покупателем этого продукта. И это лишь малая часть основной сделки, по сумме приближающейся к 36 млрд. долларов и предусматривающей также продажу 80-ти реактивных истребителей F-16. Со своей стороны, Оман намерен потратить 18 млрд. долларов на истребители Lockheed F-16 C/D. Кувейт собирается потратить 7 млрд. долларов на боеприпасы и переоснащение своей системы противоракетной обороны Patriot. В свою очередь, Ирак окончательно утвердил соглашение по закупке реактивных истребителей и танков на сумму 11 млрд. долларов.
Данные Стокгольмского института исследования проблем мира о военных расходах показывают, что к 2008 г. саудовцы занимали по этому показателю девятое место в мире. Их военные расходы составляли около 11,2 процентов ВВП в 2009 г., однако эта цифра может быть заниженной, учитывая недостаток прозрачности.
Морская мощь саудовцев намного уступает Ирану, опираясь всего на 77 морских судов, из них семь фрегатов, девять патрульных катеров и семь минных тральщиков. Для сравнения, на конец прошлого года в распоряжении Саудовской Аравии находилось три сотни боевых самолетов европейских и американских моделей.
Что из себя представляет потенциал саудовской армии, стало ясно во время интервенции против повстанцев на севере Йемена зимой 2009-2010 гг. Даже обладая высокотехнологичным вооружением, саудовцы не смогли победить повстанцев, чьи выступления просто померкли на фоне общейеменского восстания. Потери в саудовских войсках составили 113 погибших и 400 раненных. Список убитых и раненых из числа йеменцев насчитывает приблизительно пять тысяч человек, однако, большинство их были мирными жителями.
Итак, сделка по продаже вооружений направлена главным образом на сохранение преимущества стран Залива перед Ираном в воздухе и нейтрализацию продвинутого баллистического вооружения в распоряжении Ирана. Но эти виды вооружений плохо справляются с обороной во время полномасштабного сухопутного вторжения, неэффективны в условиях ассимметричных форм военных действий, а также неприменимы для сохранения доминирования над водными коммуникациями в Заливе, где Иран обладает превосходством.
Тогда кому же действительно выгоден этот гигантский перевод оружия и денег?
Кто получает выгоду?
Ранее сделки между американцами и странами Персидского залива сталкивались с препятствиями или получали ограниченный характер из-за вмешательства Конгресса, по большей части благодаря сильному израильскому лобби. Нынешняя сделка получила одобрение осенью 2010 г. после многочисленных консультаций с израильтянами на фоне растущего напряжения в отношениях с Ираном и отчаянной потребности обеспечить приток денег в истощенную американскую промышленность.
По данным западных СМИ на сентябрь 2010 г., при производстве вооружений Западом были предприняты некоторые предосторожности, призванные предотвратить использование вооружений против американцев и особенно против Израиля. Эти условия гарантируют, что страны Залива будут действовать против Ирана - и только Ирана - и никогда не направят свои вооружения против Израиля или других держав, использующих американские технологии, что фактически создает буфер безопасности между Израилем и Исламской Республикой. В качестве наглядного примера такой ситуации являются американские истребители, стоящие на вооружении турецкой армии, которые оснащены специальными блокираторами, из-за которых летчики турецких ВВС не могут атаковать ни американские, ни израильские цели.
Более того, страны Залива закупают отнюдь не вооружение последнего поколения. Эти боеприпасы не только оборудованы блокираторами, но и несравнимы по уровню и качеству с технологическими новинками, которые получает Израиль, причем практически бесплатно. В рамках очередного переоснащения своих военно-воздушных сил, Израиль получит около сотни новейших и дорогостоящих военно-воздушных судов F-35 со значительной скидкой. Только в этом году компания Lockheed Martin подпишут контракт на сумму 2,7 млрд. долларов на покупку 20-ти самолетов F-35, которые будут доставлены к 2016 г.
Отвечая на поставленный в заголовке данного раздела, вопрос, нельзя обойти стороной тот факт, что согласно утверждениям Белого дома сделка включает в себя предоставление гарантированных рабочих мест для 75 тыс. работников главных технологических фирм, таких как Boing, Lockheed Martin, General Electric. Создание рабочих мест в условиях экономической депрессии являет собой один из главных стимулов, протолкнувший сделку через Конгресс и Сенат.
Большую выгоду из этих сделок извлекут и продавцы – как в самих США, так и в других западных государствах из числа крупнейших экспортеров вооружений в мире. Они сделают так, что на производство и поддержание в рабочем состоянии их товаров потребуются большие затраты и обеспечат себе важную роль в обучении персонала и техническом обслуживании оборудования. Это, в свою очередь, ставит страны Персидского залива в полную зависимость от Запада в делах обороны и безопасности. Нефтяные разработки и торговля оружием тесно взаимосвязаны: за безопасность платят нефтью, и это гарантирует стабильное поступление нефти.
Эти сделки также обеспечивают США и другим западным игрокам возможность снизить собственные военные расходы и "делегировать полномочия" своим союзникам и клиентам в регионе. Хотя боеспособность этих союзников в военное время остается под вопросом, сделки такого масштаба укрепляют связи со стратегическими партнерами в регионе, которые могут проводить политику от имени своих западных покровителей и даже воевать на их стороне, если возникнет такая необходимость.
Фактически, Запад получит выгоду со всех сторон, в том числе, связанной и с притоком значительных сумм денег из Залива в западные центры, страдающих от гигантского экономического кризиса и отчаянно нуждающихся в наличных.
Окончание
Как заметил однажды Н.Хомски, деньги сами по себе не могут создать успешную армию. Для создания эффективной, мощной, самодостаточной оборонной индустрии требуется настоящий опыт ведения боевых действий, осознание необходимости гигантских расходов и понимание промежуточных шагов на пути к выполнению задачи такого масштаба. Огромные расходы могут помочь выиграть время, а иногда даже и военные столкновения, но лишь на короткий срок. Ход истории меняется и благодаря факторам, не имеющим отношения к деньгам.
Сейчас зависимость от Запада может быть удобна странам Залива, но придет время, когда им придется сотрудничать, возможно, и с Ираном, страной расположенной на противоположном берегу.
«Ансар.Ru» по материалам зарубежной прессы