"ТIME": Иран не очень-то страдает от санкций

Администрация Обамы прилагает большие усилия, ухаживая за Россией и Китаем с целью заручиться их поддержкой для ужесточения санкций Организации Объединенных Наций против Ирана. Но завоевание сотрудничества со стороны Дубаи может быть столь же важным для давления на Тегеран. Возможно, Эмираты и не имеют права голоса в Совете Безопасности , но крошечный сосед Ирана хорошо известен как наиболее удобный путь для контрабанды незаконных товаров в Исламскую Республику.

Многие годы Иран игнорировал санкции путем разработки изощренной сети экспорта вдоль набережной Дубаи, в результате чего стало возможным проводить любые перевозки в Иран, расположенный на расстоянии всего лишь ста миль с другой стороны Персидского залива. Прогуляйтесь как-нибудь утром вдоль пристани Дубаи, и вы увидите горы товаров, упакованных в коробки, готовые к отправке в Иран. Большая часть их содержимого, включающего в себя все, что угодно, начиная от книг и заканчивая одеждой, является легитимной и не нарушает санкции США или международные санкции, которые до сих пор нацеливались лишь на компоненты, связанные с ядерной программой Ирана. «В тех случаях, когда обычные товары широкого потребления поступают в Иран, это не является нарушением политики», говорит заместитель министра финансов по делам терроризма и финансовой разведки Стюарт Левей. «Мы не пытаемся испортить жизнь простых жителей Ирана».

Но, как говорят должностные лица, большие объемы перевозок законной продукции из Дубаи в Иран - товарооборот между этими странами достиг в прошлом году 12 миллиардов долларов, причем большую его часть составляет импорт в Иран – упрощает возможности сокрытия незаконных товаров. В Дубаи живут около 400000 иранцев, и там зарегистрированы более 8000 иранских компаний, включая два ведущих банка «Bank Melli Iran» и «Bank Saderat Iran», которые в настоящее время находятся под санкциями США под тем предлогом, что они финансируют ядерную программу Ирана.

За последние годы официальные представители таможни Дубаи обнаружили запчасти к военным самолетам США, предназначенные для военных Ирана. В апреле прошлого года официальные лица США арестовали иранца - жителя Калифорнии - при попытке контрабанды американских военных вертолетов атакующего типа иранским военным через экспортные компании в Дубаи. Официальные лица США считают, что любые санкции, которые эффективно нацелены на ядерную энергетику Ирана и не позволяют Ирану импорт оборудования, необходимого для восстановления износившейся нефтяной инфраструктуры, должны будут перекрывать возможность контрабанды через Дубаи.

По словам Левея, за последние два года он летал в Дубаи 12 раз, пытаясь убедить высокопоставленных лиц Объединенных Арабских Эмиратов (частью которых является Дубаи) принять меры. «ОАЭ осознают всю серьезность вопроса», говорит он. «Эмираты осознают риски для репутации в связи с совершением сделок с Ираном, и они с серьезностью относятся к этим рискам».

Но все это представляет собой тяжелую битву. Телевидение «Аль-Джазира» на прошлой неделе показало репортаж об упакованной барже в Дубае, напичканной до предела товарами, включая коробки с телевизорами «Panasonic» с плоским экраном и холодильники «Whirlpool». И все это, возможно, нарушает даже санкции США, если американские компании экспортируют товары в Иран без лицензии правительства США, но при отсутствии работника таможенной службы в поле зрения. Проверку проходит лишь небольшая часть поставок, а должностные лица полагаются на честность фрахтовых брокеров при заполнении деклараций об отгрузке.

Глубокие корни Ирана в экономике Дубаи представляют еще одну проблему для установления режима более расширенных санкций. Практически в каждом здании Дубаи существуют магазины, рестораны и компании, и регулярно в Эмираты летают десятки тысяч иранцев, причем многие из них - просто для того, чтобы насладиться его свободным образом жизни. «Мы имеем дело с огромными объемами экспорта в Дубаи», - говорит бывший заместитель министра торговли Лиза Прегер, которая отправила первого атташе в Дубаи в 2002 году, пытаясь остановить контрабанду военной продукции в Иран. В качестве юриста в Вашингтоне сейчас она представляет интересы кампаний, которые были обвинены в перевозке незаконных товаров в Исламскую Республику. По ее словам, часть проблемы заключается в том, что официальные представители США не имеют полномочий, позволяющих им по своей инициативе преследовать тех, кто нарушает санкции в Дубаи.

Но даже без новых мер ООН в действии, одной из сфер, в которых США удачно установили односторонние санкции, является сфера финансов. В этой сфере они используют рычаги с угрозой исключения из американской финансовой системы для давления на индустрию финансовых услуг Дубаи, чтобы эта страна соблюдала ограничения, введенные США. Иранцы в Дубаи говорят, что им все труднее получить кредит, даже для ежедневных деловых операций. «Мы обязаны оплачивать полную сумму поставщику, чтобы он доставил нам товар», - говорит Мортеза Мазумзаде - заместитель исполнительного директора Иранского делового совета в Дубаи, чья транспортная компания занимается торговлей с Ираном. «Если мы пойдем в банк с просьбой о выдаче кредитов, то они ответят: «О нет, вы - иранцы, поэтому мы не можем дать вам кредит»».

По словам Масумсаде, хотя иранские банки в Дубаи вполне могут предоставлять кредиты живущим там иранцам, клиенты часто сами отказываются от кредитов. «Кредитные письма из иранских банков не принимаются поставщиками в Европе и на Дальнем Востоке». В то же время, как утверждает он, большая часть торговли теперь может осуществляться напрямую от азиатских поставщиков в иранский порт Бандар Аббас, полностью минуя Дубаи. Принадлежащая иранскому государству компания «Islamic Republic of Iran Shipping Lines», или IRISL, имеет большое количество судов, которые направляются напрямую в порты Ирана из городов на территории Китая и Кореи, а также Нидерландов, Германии и Италии. Поэтому, даже если Дубайский путь оказался закрытым, Тегеран все еще имеет менее уязвимые к давлению США альтернативы.



комментариев