В начале своих лекций я всегда освещаю вопрос предубеждений и общественных наук. В одном курсе – истории мировой экономики – это центральная тема. Здесь необходимо представить критику евроцентристских стереотипов, связанных с западным происхождением подъема мировой экономики.
Недавно я начал свою первую лекцию по евроцентризму вопросом, адресованным к студентам: «Насколько евроцентрична ваша повседневная жизнь?» Я пояснил, что именно хочу услышать от них. Могут ли они прожить обычный день без того, чтобы не натыкаться на идеи, учреждения, ценности, технологии и продукты незападного происхождения – скажем, из Китая, Индии, мусульманского мира или Африки?
Этот вопрос ввел моих студентов в ступор. Далее я засыпал их вопросами о том, как у них проходит типичный день – начиная с подъема по утрам.
Выяснилось, что мои студенты просыпаются в пижамах, штанах индийского происхождения с урду-персидским названием. Затем они принимают душ с помощью мыла и шампуня, происхождение которых связано опять же с Индией и Ближним Востоком. Их зубная щетка с щетиной была изобретена в Китае в XV веке. В определенный момент мои студенты используют туалетную бумагу и салфетки – опять же старинное изобретение китайцев.
И что же, неужели жизнь моих студентов превращается в чистый евроцентризм, как только они выходят из туалета и движутся дальше по жизни? Не совсем.
Я выясняю, что едят и пьют мои студенты на завтрак. В основном, это злаковые культуры, кофе и апельсиновый сок плюс сахар. Ничто из перечисленного не обязано своим происхождением Европе. Зерновые начали культивировать в т. н. Плодородном полумесяце (район Ближнего Востока) десять тысяч лет до нашей эры. Кофе, апельсины и сахар все еще несут в своей этимологии признаки своего происхождения – арабского, эфиопского и индийского. Попробуйте представить свою жизнь без этих источников калорий.
Куда могут податься мои студенты без алфавита, цифр и бумаги? Ведь алфавит пришел в Европу от древних финикийцев. Арабские цифры, как нетрудно заметить по их названию, были привезены в Европу арабами, которые, в свою очередь, переняли их у индийцев. Бумага пришла из Китая – ее в Европу опять же привезли мусульмане.
Типичный день из жизни моих студентов никак не хочет соответствовать «благородному» идеалу евроцентризма!
В своих молитвах мои студенты-христиане обращаются к Богу, который, по их представлениям, в своей «человеческой форме» ходил по земле Палестины и говорил на арамейском языке – родственном арабскому. Когда мои студенты вспоминают о жизни после смерти, они думают о Судном дне, Рае и Аде - эти термины позаимствованы у древних египтян и персов. «Paradise» («Рай» на английском) пришел из греческого, а еще точнее из авестийского «pairidaeza».
В свою очередь, идея колледжей во многом связана с медресе, исламским образовательным учреждением, впервые открытым в XI веке сельджукским визирем в Багдаде. По традиции, заимствованной из медресе, профессора в современных институтах вещают из-за кафедр – возвышений, вокруг которых рассаживаются учащиеся.
Когда студенты заканчивают колледж и готовятся получить степень бакалавра на церемонии выпуска, им хорошо бы признать еще одну забытую связь с медресе – корни диплома идут к иджазе – арабске название лицензии, подобия диплома, который выдавали выпускникам в мусульманском мире.
Наши студенты изучают науки – алгебру, тригонометрию, астрономию, химию, медицину и философию – все это пришло в западный мир из мусульманского мира. Также они сталкиваются со множеством научных терминов – алгоритм, щелочь (alkali на англ.), амальгама, перегонный куб, янтарь, калибровка, азимут и надир – все эти понятия имеют арабские корни.
Если мои студенты играют в шахматы на выходных, они угрожают королю «шахом и матом» - эта фраза произошла от персидского «шах маат», что означает «король побежден».
Когда они берут монеты и бумажные деньги или выписывают чек, они используют формы денег, придуманные за пределами Европы. Золотые слитки впервые были использованы в качестве монет в Египте в четвертом тысячелетии до нашей эры. Марко Поло с удивлением засвидетельствовал использование бумажных денег в Китае и описал, как бумага, применяемая в качестве валюты, изготовляется из коры тутового дерева.
В колледже мои студенты изучают современность, якобы источник и основание власти и богатства западных наций. Их профессора социологии скажут, что законы, базирующиеся на аргументах разума, упразднение института духовенства, научные методы и секуляризм – признаки современности – имеют чисто западное происхождение. А так ли это?
В XVIII веке многие мыслители Просвещения уже знали, что китайцы предвосхитили их в упоре на доводы разума на целых 2 тысячелетия. К концу этого века, однако, более «мускулистая» и уверенная в себе Европа предпочла стереть роль Китая из общественной памяти.
Аналогично Ислам в VII веке сделал более радикальный прорыв в плане ухода от клерикализма, чем даже Реформация в Европе. В XI веке арабский ученый Аль-Хайтам, известный на Западе как Альхазен, провел многочисленные эксперименты, чтобы проверить свои теории по оптике, но, что еще более важно, он приводил убедительные теоретические доводы по научному методу. Роджер Бэкон, которого считают основателем научного метода познания, на самом деле просто прочитал труды Альхазена в латинском переводе.
Когда студенты читают сонеты Шекспира или Спенсера, они довольно мало знают о том, что традиция утонченной любви, которая в них воспевается, уходит корнями к провансальцам и трубадурам (от арабского тараба – «петь»). Когда наши ребята встают на одно колено, чтобы сделать предложение своей даме сердца, они должны помнить об этом.
Ясными ночами, вооружившись телескопом на крыше общежития, наши студенты могут глядеть на звезды, многие из которых все еще сохранили арабские имена. Это было бы подходящим окончанием трудового дня для наших студентов, которые, по всей видимости, понимают мировую историю с позиций евроцентризма и мало знают о разнообразных связях их жизней с различными частями Востока.
М. Шахид Алям, профессор экономики в Северо-Восточном университете Бостона (США)