Многие эксперты уже пишут, что назначение Александра Хлопонина генерал-губернатором Кавказа на сегодняшний день является самым удачным назначением Медведева. Хлопонин стал пятой или шестой фигурой, которую, как утверждала молва, Кремль начал рассматривать в качестве представителя Президента по Кавказу. В итоге ставка была сделана на человека весьма далекого от Кавказа. Оттого, среди очевидной слабости Хлопонина стоит назвать абсолютное незнание им региона. Но этот же фактор можно рассматривать и как его силу.
Поскольку в менеджменте есть прием назначать на проблемный участок, об который обломало зубы несколько прежних управленцев, совершенно нового, далекого от этой сферы, но профессионального человека, который сможет посмотреть на проблему совершенно с новой стороны.
Отдельно стоит отметить, что Хлопонин – не силовик, а управленец, что для региона истерзанного ястребами в погонах, как целебное снадобье на глубокие раны. Данный факт дает робкую надежду на то, что Кремль в решении проблем Кавказа все-таки решил сделать ставку на повышение эффективности управления, а не на зачистки и ликвидации непокорных.
Но стоит отметить и то, что более значимым для страны и региона, чем назначение Хлопонина, является вычленение из ЮФО Северо-Кавказского федерального округа. Через столько лет после переименования первоначально созданного СКФО в ЮФО, и попыток забыть Кавказ, растворить его в русских краях и областях, Кремль воссозданием СКФО подтвердил необходимость выделения проблем региона «в отдельное дело». Кроме того, этот шаг, фактически, является зеркальным бюрократическим ответом Кремля на проект Имарата Кавказ, попыткой административной консолидации распадающегося пространства Северного Кавказа в ответ на консолидацию боевых джамаатов практически всех кавказских республик вокруг Докку Умарова.
Но кризис-менеджер Хлопонин, если и способен решить стоящие перед ним задачи, то в первую очередь, в социально-экономической и административной плоскости. И его назначение означает, что по логике Кремля основным фактором резкого обострения ситуации в регионе являются социально-экономические факторы. Несомненно, это справедливо относительно таких проблем, как коррупция, клановое противостояние, безработица, высокий уровень низовой экономической преступности.
Но это же абсолютно мимо относительно проблемы радикализации исламской молодежи и выхода ее на тропу непримиримой войны с режимом. Поскольку в регионе основным фактором радикализации и ухода молодежи в лес являются отнюдь не экономические проблемы. Свидетельством чему неоднократные случаи ухода в лес парней из весьма состоятельных семей и весьма перспективных социальных позиций.
Оттого, как представляется, проблемы Кавказа не под силу будет решить никакому кризис-менеджеру, если он не придет в регион с новой философией и с новыми подходами. Ведь наряду со всеми этими проблемами, основная проблема Кавказа, в первую очередь, заключается в том, что не получается эффективно управлять и направлять в созидательное русло человеческую энергию, которая копится в этом регионе.
Поэтому на Кавказе нужен человек не столько, в первую очередь, который сумеет побороть коррупцию, замирить войну кланов, эффективно распределить бюджетные деньги и консолидировать кавказские республики в границах округа. Нужен человек, который сможет совладать с этим импульсом социальной энергии огромной силы возрождающегося ислама, исходящей с Кавказа и направить его в позитивное русло.
Фактически, Кавказу нужен эффективный кризис-менеджер и имам, способный консолидировать раскалывающееся кавказское мусульманское сообщество, в одном лице. Но это абсолютно нереализуемая модель в случае со Хлопониным. А своего эффективного имама-менеджера, которому бы Кремль доверил бы новоиспеченный округ, Кавказ взрастит еще не скоро.