В конце октября Президент Татарстана Рустам Минниханов посетил шаманский центр «Тэнгэри» в Бурятии, где для него был проведен шаманский обряд. Там он пожертвовал значительную сумму на строительство шаманского храма. Татарстанская общественность и эксперты не оценили столь широкий жест своего лидера.
Проявленный к шаманам интерес со стороны татарстанского президента так и остался бы не замеченным, если бы бурятская еженедельная газета «Номер один» не опубликовала специальный репортаж. В материале, процитированном многими местными изданиями, рассказывается о трехчасовом пребывании Минниханова в религиозном центре «Тэнгэри» - одной из крупнейших бурятских шаманских организаций.
Хотя и считается, что последователям шаманизма не нужны специальные помещения для проведения ритуалов, верховный шаман центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев думает иначе: он ориентируется на опыт ацтеков, племени майя и шаманов Южной Америки. Поэтому пять лет назад было начато строительство «Тэнгэриин Ордон» («Небесный Дворец»). Оно велось на средства прихожан и меценатов, позже проект получал субсидии от республиканского правительства, но средств все равно не хватало. Неожиданно помог Татарстан.
Сколько именно пожертвовал глава Татарстана на строительство шаманского храма, в центре умалчивают. Эта сумма названа «внушительной» и даже «колоссальной». Именно благодаря ей удалось завершить строительство здания – восьмистенной юрты высотой 16 метров с куполом цвета неба. Планируется, что здесь смогут собираться до 300 человек.
Тенгрианство и современные татары
О тенгрианстве, которое условно считается теоретической, мировоззренческой стороной шаманизма, в Татарстане начали говорить в конце 90-х годов прошлого столетия, когда появились первые тенгрианские движения. Неоязычники здесь трактуют тенгрианство не просто как предшествующую монотеизму религию, но и как «исконную единую религию всех тюркских народов», активно противопоставляя культ Тенгри Исламу и связывая его с современным евразийством.
Еще десять лет назад группа представителей татарской интеллигенции обратилась к главе республики Минтимеру Шаймиеву с предложением построить в столице Татарстана храм Тенгри, но эта инициатива осталась без внимания, и тогда в 2014 году аналогичное обращение поступило и на имя Рустама Минниханова. Его авторы требовали построить «Тэнри-йорт» в самом центре Казани, «чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним». По мнению подписантов, президент должен не только помочь с землей, но и профинансировать строительство: «Нам самим все делать было бы в высшей степени несправедливо, так как все мечети, церкви и т.д. строились при весомой поддержке государства».
Когда из Управления архитектуры и градостроительства Исполкома Казани пришел ответ об отсутствии в городе свободных участков, тенгрианскими активистами он был встречен спокойно. В интернете появились дискуссии о том, что «президент хоть и заправляет общественными деньгами, но может побояться политического давления на себя со стороны исламистов».
Одним из первых в республике о тенгрианстве заговорил некий Рафаэль Бизертинов, который посвятил этому древнетюркскому мировоззрению множество статей и несколько книг. Именно он и стал первым подписантом данного обращения. Тогда идею поддержали татарский общественный деятель, член Координационного Комитета Всемирной Ассамблеи Тюркских народов, ныне сотрудник Института истории АН РТ Рафаэль Мухаметдинов, известный в республике семейный фермер Мурат Сиразин и один из бывших лидеров Союза татарской молодежи «Азатлык» Рамай Юлдашев.
«Серым кардиналом» же местных тенгрианцев, по мнению многих экспертов, является Фирдус Фатклисламов, больше известный как Фирдус Девбаш, экс- руководитель Казанского регионального центра Российского института стратегических исследований, писатель, публицист, бессменный глава правления республиканского общества дружбы «Татарстан-Турция» и, по слухам, «личный переводчик» Рустама Минниханова в его поездках.
«Вы нам - мечети, мы вам – храмы»?
В шаманском дворце в Бурятии, на строительство которого Рустам Минниханов пожертвовал неизвестную сумму, вокруг центрального очага будут установлены 13 статуй «божеств-покровителей» местности. Снаружи юрту будут «охранять» всадники на конях: мужчина справа, женщина слева. По словам верховного шамана, «в руках они будут нести судьбу», на территории разместятся юрты-«приемные» шаманов, а для туристов возведут мини-гостиницу.
Шаманы проводят множество различных ритуалов. Они учат своих адептов «получать энергию из космоса», защищаться от сглаза и порчи с помощью заклинаний, медитировать. Сами же во время обрядов «общаются» с «божествами» и «духами». Наиболее известен яркий шаманский обряд «камлание», когда пением и ударами в бубны шаман приходит в экстатическое состояние.
Политолог, общественный деятель и главный редактор концептуального интернет-издания «Поистине» Руслан Айсин не сразу поверил в то, что новость о шаманах – не «фейк». «Конечно, это вызывает очень серьезную озабоченность, - сказал он в беседе с корреспондентом Ансар.Ru. – Потому что когда человек, который позиционирует себя как мусульманин, лидер татарского народа, считающего себя большей частью мусульманским народом, делает такие жесты, - это не очень хороший символический момент, ведь татары, как мы знаем, ушли от язычества еще в десятом веке, когда официально приняли ислам в Волжской Булгарии».
По словам эксперта, главный вопрос, возникающий в связи с происходящим, «кто надоумил Президента Татарстана посетить этот храм и пожертвовать на него эти деньги?». «Если бы Рустам Минниханов был человеком, глубоко интересующимся историей и определенными аспектами культуры и мифологии, такой жест был бы понятен, но очевидно, что кто-то подвел его к мысли о необходимости посетить этот храм. По-другому это трудно объяснить, ведь храм долгие годы не мог достроиться и никто не уделял этому моменту должного внимания», - считает Руслан Айсин.
Религиовед, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского Федерального Университета Резеда Сафиуллина Аль-Анси считает, что сегодня «идеи тенгрианства имеют место у определенной части татарского общества, но очень маленькой части». По ее мнению, никакой «угрозы» сторонники тенгрианства не представляют.
Пользователи Интернета щедрость главы Татарстана осудили. «Наш пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, все идолы разрушил в Мекке, а наши мусульманские правители делают наоборот: содействуют и помогают идоло- и огнепоклонникам, – считает Tojik Kulobi. – Короче, вы нам – мечети, мы вам - храмы!».
«Личная химия» Минниханова
Между тем, шаманы утверждают, что Минниханов не просто пробыл три часа в «Тэнгэри», но и «помолился за свою республику, за свой род». «Для Рустама Нургалиевича был проведен обряд. Мы обратились к кузнечным тэнгэри», - цитирует верховного шамана бурятское издание «Номер один».
«Я думаю, что конструкторы этой встречи попали в «психологическую трещину» Минниханова, - считает Руслан Айсин. – Действительно, сейчас идет очень серьезный наезд на Татарстан: ситуация с татарским языком, неподписание договоров, и, в общем-то, Минниханов действительно в последнее время в тяжелом психологическом состоянии, так что организаторы встречи очень четко подгадали момент и сыграли на его состоянии».
Пользователь Muslim в своем комментарии к этой новости предлагает: «Надо, чтобы кто-нибудь объяснил Минниханову, что можно с немусульманами вести бизнес, можно поддерживать добрососедские отношения, но надо всегда помнить, что им – их религия, нам – наша религия… Не может человек быть, одновременно, «немного мусульманином» и читать намаз, и «немного тенгрианцем» и шаманить, а затем «немного православным» и помолиться иконам после намаза, а потом побыть и «чуть-чуть иудеем», потому что все это - взаимоисключающее в убеждениях и в поклонении!».
«А что просил Минниханов у тэнгри в шаманском храме для своего народа? Разве мусульманам можно так? Ведь ни один журналист не задаст ни ему, ни нашему молодому муфтию такой вопрос. Он же совершал хадж. Часто встречается с лидерами арабских стран. Просит их быть инвесторами. А как они на это отреагируют?» - возмущается одна из подписчиц канала Telegram.
«Мне хочется верить, - заключает Айсин, - что, конечно, Рустам Минниханов совершил этот визит и пожертвовал эти средства несознательно, потому что он человек очень широкой души, открытый, ему сказали: «Надо помочь», и он помог. Но большую озабоченность у меня вызывает тот факт, что некие круги таким образом пытаются на него воздействовать. Ведь известно, что у президента Татарстана хорошие отношения с исламским миром, с исламскими странами, его хорошо принимают».
«Я не думаю, что сами отношения будут пересмотрены, конечно, но «личная химия» Минниханова может быть перечеркнута, ведь арабский мир очень чувствителен к личным контактам, и в исламской среде тяжело воспринимается факт, когда человек, который говорит, что он мусульманин, делает вещи, которые как бы выводят его из исламского поля, - отмечает эксперт. – Я думаю, что стоит этот вопрос Минниханову и его советникам изучить очень глубоко, потому что это может иметь действительно очень серьезные последствия».