Почему из фильма «Кандагар» убрали татар?

В российских городах с успехом идет широко разрекламированный фильм «Кандагар». Газеты и интернет-форумы полны восторженных отзывов. Различные эксперты дают высокую оценку картине. «Главный герой фильма - стойкость русского человека», - приводит «Комсомольская правда» слова офицера запаса Виктора Жданова. Такого же мнения придерживается и большинство пользователей Рунета, уже внесших свои доли в пополнение кассового сбора.

Мужество русских летчиков режиссер картины Андрей Кавун умело скроил из подвига Героя России Владимира Шарпатова, которого земляки называют марийцем, Героя России татарина Газинура Хайруллина и других членов многонационального экипажа, получивших ордена Мужества за дерзкий побег из афганского плена.

«Одним из важнейших в мире искусств является кино», - говорил вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. К этому стоит добавить, что кино является и важнейшим идеологическим инструментом и важнейшим средством зарабатывания денег. Так уж сложилось, что русские любят смотреть про русских, татары про татар, грузины про грузин. В кинотеатрах российских городов при демонстрации фильма «Кочевник» в основном сидели казахи. «Тихий дон» собрал больше всего зрителей из потомков казаков. И с этим ничего не поделаешь – своя рубашка ближе к телу. Представители любой национальности готовы платить за создание героического образа о себе и ходить на просмотры. На фильм о героях-летчиках марийце и татарине в России не соберешь много зрителей, и режиссеру, умеющему держать нос по ветру, с этим приходится считаться.

Надо отдать должное режиссеру «Кандагара». Своим фильмом Андрей Кавун убил сразу несколько зайцев, на идеологическом, финансовом, религиозном полях. Ущипнул мусульман и шариат. Лизнул православие, «превратив» для этой цели бортинженера татарина Асхата Аббязова в своем фильме в православного «крещеного» пилота. Не беда, что это вызовет недовольство некоторой части татарской, тюркской общественности. Зато кассовый успех обеспечен. После просмотра фильма, реклама которого к тому же информирует, что картина основана на реальных событиях, у основной массы зрителей не останется сомнений в увиденном.

Поменяв в фильме татарина на украинца, режиссер, пожалуй, не столько подыграл истребованным сегодня настроениям, вызвавшим экранизацию Тараса Бульбы, сколько сделал это по наущению генетической памяти человека с фамилией Кавун, что по-украински значит «арбуз». Убрав из фильма упоминание о казанской авиакомпании «Аэростан», Кавун вызвал негативные эмоции в том числе за пределами Татарстана.

Лидер Тюменского казыята совершенно справедливо заметил, что у создателей фильма была прекрасная возможность на примере подвига многонационального экипажа показать братство российских народов. Это, согласитесь, принесло бы авторам боевика не меньше дохода, а главное, стало бы хорошей идеологической инъекцией для укрепления межнационального братства. Но куда в таком случае девать историю с принуждением к исламу, если реальный герой Асхат Аббязов и так в исламе! Принуждение православного летчика к исламу – хорошая наживка для привлечения в зрительные залы потенциальных пополнителей кассового сбора, и ради этого стоит пожертвовать татарами.

Фатых Гарифуллин сетует, что ни в одном фильме про войну нет ни одного татарина, хотя 160 татар стали в Великую Отечественную войну Героями Советского Союза. То же самое можно сказать и о башкирах, и о чеченцах, всех, кто не имел в своей автономной республике при СССР собственной киностудии. В этом плане мусульманам Узбекистана, Азербайджана, Казахстана и других союзных республик повезло больше. Фильм «За нами Москва» об обороне столицы Панфиловской дивизией из Казахстана был снят студией «Казахфильм». Не отстали от казахов и узбеки с таджиками, хотя больше предпочитали снимать картины про басмачей. Так или иначе, мусульмане Центральной Азии и Закавказья присутствуют в военных фильмах…

В наши дни кино становится едва ли не самым важнейшим в мире искусством. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Нам, мусульманам России, часто не нравится, как изображают ислам авторы отечественных боевиков. Но кто, как не мы сами, виноват в этом? Разве не среди нас те, кто считает «создание образов» на экране харамом?! Разве не среди нас те, кто критикует и без того немногочисленных актеров и режиссеров из мусульман, занятых на поприще киноискусства?!

Находясь в сфере кино, можно влиять на кино, а значит и на общество. Режиссер с фамилией Валиуллин не поступил бы с кандагарской историей как режиссер с фамилией Кавун. В этом плане правильно сделал режиссер «9 роты» Федор Бондарчук, что не стал сортировать национальный состав, оставив в фильме и грузина, и чеченца, и калмыка.

Афганистан – наша общая история. Я бы много заплатил, чтобы посмотреть снятый на уровне «9 роты» фильм о «Мусульманском батальоне», брошенном на штурм дворца Амина перед вводом советских войск в Афганистан. По сути это был первый после войны с Гитлером опыт использования правительством СССР солдат советской армии в боевой операции. И первыми в атаку пошли молодые мусульмане, собранные в одном батальоне из разных воинских частей, необстрелянные 18-19 летние юнцы. Я непременно пошел бы на фильм о молодых вайнахах, оборонявших Брестскую крепость летом сорок первого, как и на фильм о Туземной дивизии. Истории 160 героев-татар, подвиги сотен других мусульман ждут своей экранизации, но кто возьмется за эти фильмы, если среди мусульман не появятся свои Федоры Бондарчуки?



комментариев