Пожалуй, наиболее крупной и авторитетной татарской национальной организацией является Всемирный Конгресс татар – так называемое общественное крыло руководства республики Татарстан.
Татары, будучи второй по численности нацией в России, имеют, бесспорно, богатую культуру, интересные традиции и историю. При этом, как известно, представители древнего народа составляют самую большую часть мусульманской уммы России.
Однако долгое время в верхах Всемирного Конгресса не уделяли должного внимания этому факту или даже забывали о нем. И это несмотря на то, что бывший президент республики Минтимер Шаймиев открыто оказывал государственную поддержку развитию ислама в Татарстане.
А с 2002 года мусульманский фактор со стороны организации начал игнорироваться полностью. Это объяснялось тем, что среди татарского населения есть некая часть крещенных. Однако, думается, истинной причиной было то, что у руля ВКТ находились люди, далекие от религии. Руководство Конгресса, по-видимому, делало ставку на секуляризацию татарского сообщества России. И то, что религиозный фактор занимал далеко не первое (и даже не второе) место в деятельности главенствующей национальной организации, подтверждало немало примеров. Вспомним хотя бы последний Съезд организации в 2007 году, на котором председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин был демонстративно усажен на балкон, тогда как его место должно было быть в Президиуме.
Между тем, в это время, несмотря на все трудности и кадровый голод, в мусульманских религиозных организациях и в мечетях становилось все больше людей. Время показало, что позиция ВКТ в отношении религии, была ошибочна. Голос и авторитет ислама стал заметнее, и дальнейшее игнорирование мусульманского фактора в татарской среде значительно уменьшало влияние крупнейшего национального движения на народ.
Однако в этом году случилось знаменательное событие. Произошла смена руководства республики. На пост президента Татарстана пришел молодой, энергичный, прагматичный лидер – Рустам Минниханов, который уже сейчас дал понять, что осознает политическую необходимость в религиозном возрождении региона. И «встряхнул» застрявший в проведении Сабантуев Конгресс.
Свидетельство тому – крупнейший в истории республики и татарского народа Форум религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», прошедший на прошлой неделе в Казани. На мероприятие было приглашено около 700 человек – имамов и муфтиев – из 40 регионов страны. Причем только из самого Татарстана присутствовало около 50 человек.
Нужно отдать должное, проблемы, поднимавшиеся на мероприятии, обсуждались довольно откровенно. В выступлениях известные религиозные, общественные и политические деятели не стеснялись высказывать свое мнение. Однако, кажется, далеко не все из собравшихся 700 человек понимали важность мероприятия, в котором принимают участие.
Так, например, если глава СМР Равиль Гайнутдин в своем выступлении сразу же обратил внимание, что, раз такое собрание власти Татарстана совместно с ВКТ устроили, значит ими стала осознаваться роль ислама в сохранении татарской нации.
При этом он подчеркнул, что на сегодня одним из индикаторов развития религии является проявление веры со стороны представителей власти. Самое элементарное – посещение ими мечетей. В связи с этим шейх обратился к руководству Татарстана и татарской интеллигенции с призывом поспособствовать поднятию статуса религии, личным примером показав небезразличное к ней отношение.
В то же время представители власти и интеллигенции (да и некоторые религиозные деятели) в ходе мероприятия почти поголовно говорили о вопросе татарского языка, который стал лейтмотивом всего первого дня. Создавалось впечатление, что мы находимся не на религиозной встрече, а как минимум на филологическом форуме среди ярых лингвистов. «Национальное» шло впереди «религиозного», хотя должно было быть наоборот. Самое интересное, что понимающие это мусульманские деятели не сделали какого-либо замечания – мол, мы пришли обсуждать сюда духовное возрождение или язык? Со сцены даже прозвучало высказывание, что-де надо и проповеди во всех мечетях страны читать исключительно на татарском, а если кто не понимает, пусть учит язык.
Сейчас многие почему-то забывают, что Россия – это многонациональная страна. И соответственно, наша умма далеко не однородна. В мечетях страны можно встретить представителей совершенно разных народов, исповедующих ислам. Кроме того, во многих мусульманских храмах до 10% (а иногда и более) прихожан составляют новообращенные, и они тоже – активная часть уммы.
На второй день, правда, сопредседатель СМР, муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов, затрагивая вопросы языка, все-таки расставил все точки над «i» и логически заключил: родной язык – это, безусловно, очень важно, однако ни его, ни культуры татарского народа не будет без ислама, и никак не наоборот. Соответственно, возрождать нужно в первую очередь религиозное самосознание.
В ходе Форума неоднократно также была затронута и актуальная на сегодня тема переписи населения. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин призвал религиозных деятелей работать с прихожанами, разъясняя им проблему учета представителей татарской нации, и сделать все возможное, чтобы данные о численности народа не искажались. Это на сегодня важно еще и потому, что полученные цифры сыграют большую роль при подсчете по окончании переписи количества мусульман в России.
Несмотря на то, что съезд татарских муфтиев и имамов все-таки имел скорее формальный характер, нежели практический, в целом он оставил положительное впечатление. Хотя бы тем, что показал рост влияния исламского фактора на современное общество и дал собравшимся возможность высказаться, поговорить о наболевшем.
Что интересно, на Форуме не была замечена одна весьма важная персона, появления которой ждали многие. Государственный Советник Татарстана Минтимер Шаймиев так и не посетил мероприятие. А его детище – проект возрождения города Булгар - презентовала почему-то министр культуры республики Зиля Валеева.
Участники Форума отметили, что подобные встречи необходимо проводить регулярно. Действительно, никто не оспорит тот факт, что решить все назревшие проблемы (по укреплению религиозного самосознания и развитию национальной самобытности) в одиночку нельзя. В этом власть, общество и религиозные институты должны быть едины.
И на сегодняшний день мы видим неплохую тенденцию в этом направлении: новое руководство Татарстана, по всей вероятности, намерено всерьез пересмотреть свое отношение к исламскому фактору внутри татарского этноса. А поддержка со стороны религиозных лидеров такой инициативе будет, несомненно, обеспечена.