Казахстан и море

Каспий сегодня стал одним из главнейших мировых центров нефтедобычи. Это приводит к серьезным осложнениям в связи с определением доли каждого из пяти прибрежных государств. Возможен ли в регионе геополитический кризис, подобный украинскому, который тоже имеет сильный запах углеводородов?

Об активности Москвы, США, Ирана, Баку и даже Пекина на каспийском направлении говорится много. О планах и видении Астаны известно меньше, хотя Казахстан активно включается в процесс.

Богатство Каспия и Казахстан

Разведанные и потенциальные запасы нефти на Каспии, включая шельфово-прибрежные месторождения, оцениваются в пределах 28-30 миллиардов тонн, в том числе доказанные запасы казахстанской нефти — 4-6 миллиардов тонн. Более того, в последние годы рынок нефтеперевозок на Каспии активно растет и борьба за их будущие объемы ужесточается.

Основные игроки наращивают производственные мощности, вкладывая значительные средства в обновление танкерного флота и развитие портовой инфраструктуры. В частности, это выражается в строительстве новых морских судов, спроектированных непосредственно под объемы казахстанской нефти. Например, азербайджанская компания "Каспар", стремится покрыть весь объем транспортировки нефти по маршруту Актау – Баку.

«Каспийский рынок морских нефтеперевозок не похож на мировой – либеральный и действующий по рыночным принципам. Он больше напоминает рынки речных, внутренних перевозок, которые в большинстве стран являются закрытыми и защищенными от проникновения туда «посторонних», - отмечает в этой связи Сергей Смирнов в «Деловом Казахстане».

Тем не менее, казахский аналитический центр «Разумные решения» вполне разумно отмечает, что «интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, имеет крайнюю важность для нового баланса сил в Евразии и, более широком смысле, для будущей схемы мирового порядка».

Что интересно, на Каспии последнее время активно начал развиваться даже туристический бизнес. Скромное, в сравнении с азербайджанским (где решили чуть ли не переплюнуть Дубай), строительство повел нефтеносный Казахстан. Согласно проекту «Кендерли» общей стоимостью 2,8 миллиарда долларов, планируется строительство 23 отелей, четырех тысяч вилл и коттеджей. Одновременно там могут отдохнуть, по плану, 22 тысячи человек.

В целом ожидается ежегодный приток около полумиллиона туристов. Предусмотрены бизнес-центры и торговые центры, пяти-, четырех- и трехзвездочные отели, площадка для гольфа, пристань, пирс для судов, роскошные виллы и коттеджи. Обещают и фешенебельный суперотель, и юрточный городок, и ныряние в аквариумы с тюленями, и даже место для бездетных матерей.

Долго запрягал, но может быстро поехать

Долгое время Казахстан, имея на Каспии незамерзающий торговый порт, оставался без собственного флота и вообще не проявлял особенного внимания к морской теме. Почти весь каспийский нефтеналивной флот в наследство от СССР получил Азербайджан. Только в декабре 1998 года постановлением правительства было сформировано АО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот". Именно с этой структурой связаны надежды Астаны на полноценный торговый флот.


Между тем, в общем объеме перевозок доля этого сектора в стране пока не превышает нескольких процентов. Казахи вынуждены пользоваться услугами соседей, арендуя и покупая суда, заказывая перевозки. Однако интенсивное освоение шельфа предопределяет ускоренное формирование национального танкерного, сухогрузного и вспомогательного флота, а также ввода в эксплуатацию объектов морской инфраструктуры для оперирования в акватории Каспия. Постоянно растущие объемы добычи нефти требуют увеличения и числа нефтеналивных судов.

На самом высоком уровне принята программа развития флота, вкладываются миллионы долларов, уже построено три танкера. Соответственно, у Астаны растет политический интерес к Каспию. И этот интерес будет только увеличиваться. Со временем Казахстан, который долго запрягал, может очень даже быстро поехать…

Принципы казахстанской политики на Каспии

Как пишет Владимир Месамед из Института Ближнего Востока, для Казахстана каспийский фактор приобрел несомненную важность в свете больших запасов нефти. Его позиция основывается на легитимном праве осваивать минеральные и биологические запасы Каспия и экономических выгодах транзита через свою территорию добываемых там энергоносителей. Именно Казахстан первым представил еще в 1994 г. проект Конвенции о правовом статусе Каспия.

«Казахстан выступает за раздел дна и недр Каспийского моря на национальные секторы по принципу срединной линии, а также за установление прибрежных и рыболовных зон согласованной ширины. Прибрежные зоны, по аналогии с территориальным морем, по морскому праву будут являться суверенной государственной территорией, - утверждает Булат Сарсенбаев, заместитель директора Международно-правового департамента Министерства иностранных дел Республики Казахстан. - Казахстан является сторонником поэтапного подхода к определению правового статуса Каспия. Казахстан и Россия первыми достигли взаимопонимания и договоренности по вопросам освоения ресурсов дна».

В силу этого обстоятельства Астану не может не беспокоить никак не складывающийся консенсус по проблеме правового режима Каспия, из-за чего постоянно выкристаллизовываются своеобразные мини-блоки.

В решении проблемы правового режима Каспия Казахстан исходит исключительно из приоритетов национальной безопасности, принимая в расчет, что все вопросы нефте- и газоразработок на Каспии и в его регионе могут серьезно осложнить отношения между странами бассейна. Вместе с тем, несмотря на продолжающуюся неурегулированность вопроса о статусе Каспия, Казахстан еще в декабре 1996 г. принял решение о развертывании в одностороннем порядке масштабной нефтедобычи в этом регионе.

Также в связи с практически тупиковым состоянием пятисторонних переговоров по определению статуса Каспия, Казахстан и Иран прилагают в последние годы много усилий для проведения двусторонних консультаций с целью выработки согласованных подходов по отношению к Конвенции о правовом статусе Каспия. Параллельно обсуждаются и такие вопросы, как создание зоны доверия и стабильности в каспийском регионе, возможности разработки отдельного политического документа – Пакта о стабильности на Каспии в контексте необходимости совместных действий всех каспийских стран в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и другими угрозами миру и безопасности региона. Казахстан очень активен в этих всех инициативах.

Проекты Казахстана на Каспии

В настоящее время Каспийский Трубопроводный Консорциум является единственным полностью завершенным казахстанским проектом и его единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки.

Баку-Тбилиси-Джейхан считается одним из самых важных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти.

Завершено строительство трубопровода в Китай. Этот проект может соединить трубопроводные системы Казахстана, России и Китая, и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве евразийского региона. Данный проект вскоре охватит западный регион Казахстана, соединив таким образом Китай с бассейном Каспия. Помимо значительных экономических выгод, проект позволяет Казахстану вести более гибкую экспортную политику, независимо от внешнего влияния, и уравновешивать различные интересы в регионе.

Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая южное направление (Казахстан-Туркменистан-Иран).

«Золотая акция»

На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона еще не обрела четкие очертания. Геополитическое и геоэкономическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в жесткую борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами.

Казахстан исходит из того, что в его руках «золотая акция». Т.е. без его участия ключевые решения мировые державы принять не смогут.

Чем закончится это «игра в рулетку» с сильными мира сего? С одной стороны, опыт строптивой Украины, которая играла на трубе, по которой Россия гонит газ и нефть на Запад, говорит: надо быть сговорчивее.

С другой стороны, ведь это наше море, оно поможет нам, рассуждают в Астане, и не собираются уступать своего ни Москве, ни Пекину, ни Тегерану, ни Вашингтону с Брюсселем.

В общем, самые интересные события в регионе еще впереди.



комментариев