В конце февраля в Казахстане избран новый муфтий. Им стал 40-летний Ержан Маямеров, выпускник «Аль-Азхара», проживший в Египте около 10 лет. После учебы он работал в отделе муфтията APE, а затем был представителем Духовного управления мусульман РК по Восточно-Казахстанской области.
Маямеров сменил на этом посту Абсаттара Дербисали. Его кандидатура получила единогласное одобрение участников внеочередного собрания мусульман республики, который прошел в Астане 19 февраля. Мероприятие собрало свыше 170 человек, включая всех региональных имамов, сотрудников ДУМК и Агентства по делам религий.
Религиозное образование новый муфтий получил в ведущем исламском университете "Аль-Азхар" в Египте, где окончил факультет "Шариат и юриспруденция". После этого он продолжил обучение в отделе "Вынесение фетв" египетского муфтията.
Абсаттар Дербисали направил прошение президенту страны Нурсултану Назарбаеву об освобождении от должности муфтия, которым он являлся на протяжении 13 лет. По словам 65-летнего экс-главы ДУМК, с уходом в отставку он планирует заняться научной деятельностью.
Как отмечают наблюдатели, Маямеров получил одобрение у самого высшего руководства страны. С одной стороны, можно только приветствовать, что на пост муфтия пришел человек, имеющий исламское образование и опыт работы. Все-таки Дербисали, при всем к нему уважении, был светским востоковедом, оказавшимся на посту муфтия в силу политических и аппаратных обстоятельств. Но настораживает то, что вокруг Маямерова ходят устойчивые слухи о его принадлежности к т.н. группировке хабашитов.
Хабашиты – религиозное течение с центром в Ливане. Пользуется влиянием в основном в среде палестинских беженцев. Основатель – шейх из Эфиопии Абдулла аль-Харари аль-Хабаши.
Известна своей крайностью в трактовке вопросов такфира (обвинение в неверии). За их жесточайшую риторику, постоянные обвинения всех, кто с ними не согласен даже в мелочах, в заблуждениях и даже отступлении от Ислама многие упрекают хабашитов в раскольнической деятельности.
Хабашиты постоянно подчеркивают свое строгое следование традиционному суннитскому вероучению, признание суфизма и антиэкстремизм. При этом их воззрение в некоторых пунктах расходятся с классическим суннизмом, методы носят несуфийский характер, а постоянно провоцируемые скандалы вызывают в их адрес различные обвинения в радикализме и другом деструктиве.
За хабашитами закрепилась устойчивая репутация течения, имеющего хорошие отношения с правящими режимами любого толка. Как считается, они пользуются доверием некоторых спецслужб как инструмент оперирования и манипулирования в исламском пространстве.
На постсоветском пространстве хабашитским считается ДУМ Украины во главе с ливанским палестинцем Ахмадом Тамими, бывшем табачном бизнесмене. Преступных действий за хабашитами в странах СНГ не замечено. Однако в Ливане они обвиняются в совершении ряда насильственных актов и даже терактов против оппонентов.
Очевидно, что только на постсоветстком пространстве, где исламская традиция была прервана, такая экзотическая маргинальная группа, если не сказать секта, могла приобрести серьезное влияние. Похожая ситуация сложилась с иудеями в России, где любавические хасиды (Хабад), имеющие в рамках классического иудаизма дурную славу, приобрели огромное влияние.
В этой связи у нас в Казахастане у людей, переживающих за судьбу Ислама, возникает подозрение, что лоббирование на пост муфтия хабашита (если, конечно, это подтвердится в отношении нового муфтия) – это дело рук радикально-светских сил. Таким образом они хотят показать, что у Ислама как серьезного фактора общественной жизни в республике будущего нет и быть не может по определению.
Секуляристы специально хотят привести в муфтият хабашита, чтобы натравить его на всех остальных мусульман, спровоцировав очередной виток смуты, прежде всего на почве «суфийско-ваххабитских» противоречий. Когда накал конфликта дойдет до предела, обществу и, самое главное, руководству страны будет объявлено, что, мол, эти мусульмане ни на что толковое не способны, могут только грызться друг с другом. Поэтому Ислам надо не только жестко опекать, а по возможности его влияние сводить к минимуму, т.е. к ритуально-бытовой сфере.
Дай Аллах, чтобы слухи не подтвердились, и новый муфтий взял конструктивный курс. Попросим Всемогущего за мусульман Казахстана!
Рашид Муканулы (Казахстан, Атырау)