Христианский сионизм. Что мы о нем знаем?

О христианах-сионистах и их роли в поддержке «Израиля» говорится на протяжении многих лет. Кто же они такие? Как возникло это движение, кто его лидеры, каковы их реальная политическая сила в США и влияние на принятие решений?

Христианскими сионистами называют христиан, которые придерживаются сионистских принципов. В их основе лежит безоговорочная поддержка «Израиля» и его статуса как исключительно еврейского государства. Христиане-сионисты исходят из того, что современным евреям принадлежит священное право на священную землю Палестины, так как они являются «богоизбранным народом».

Первоначально это движение возникло на религиозной основе. Признаки христианского сионизма стали выкристаллизовываться с XVI века среди христиан Великобритании. В то время Римская церковь стала утрачивать свое влияние над некоторыми религиозными группами, особенно в Великобритании, начало формироваться движение протестантов.

В 1587 году на костре был сожжен человек по имени Фрэнсис Кейт, заявивший, что возвращение евреев на «свою землю» подтверждается Библией. В 1607 году христианский богослов Томас Брайтман в швейцарском городе Базеле опубликовал книгу под названием «Снятие завесы с Апокалипсиса», в которой утверждалось, что все библейские пророки говорили о возвращении евреев в Палестину.

Томас Брайтман был одним из первых, кто писал о евреях и их религиозном «праве» на Палестину. Он призвал англичан поддержать эту идею.

Ему последовал французский посол в Дании Исаак де ла Бейбарар (1594-1676) в одной из своих книг. Он утверждал, что возвращение евреев в Палестину неизбежно. По его словам, евреи сохранят свою религию и никогда не перейдут в Христианство.

В 1621 году Генри Финч, один из видных членов Британской палаты общин, заявил, что евреи вернутся в Палестину, вновь завладев той землей, которая некогда им принадлежала, и останутся там до Судного Дня. Господь, по его словам, благословит те народы, которые окажут поддержку евреям.

Однако его призыв не нашел отклика у других депутатов британской Палаты общин. Лидеры Англиканской церкви продолжали распространять свои идеи о праве евреев на Палестину, рассматривая их возвращение туда в качестве первого подготовительного шага для второго пришествия Иисуса (мир ему).

Позже Луис Вай опубликовал многочисленные статьи в журнале «Еврейский комментарий», которые нашли определенный отклик в английском обществе. По пути своего предшественника последовал и ирландский теолог Джум Нильсон Дараби (1800-1881). Он написал книги «Другое рождение христиан» и «Великая радость», которые пронизывала мысль о возвращении евреев и создании их государства. Дараби продолжал свою миссионерскую деятельность в течение 60 лет, совершив несколько поездок в США, в ходе которых он заложил в этой стране основу христианского сионизма. У Дараби появилось несколько учеников из числа христианских богословов.

В XVIII веке движение христиан-сионистов стало разрастаться после присоединения к нему нескольких европейских писателей, политиков и теологов. Наиболее известным среди них был Томас Ньютон, монах из Брюсселя. Он осуждал враждебные действия по отношению к евреям в Европе того времени. В период Французской революции и экспансионистских войн Наполеона Бонапарта христианско-сионистское движение вступило в свой «золотой век».

Развитие христианского сионизма продолжалось весь XIX век. Наиболее видными представителями этого течения в тот период были Антони Эшли Купер и Эрл Шафтсбери. В своих мемуарах последний отметил, что все свидетельства возвращения евреев в Палестину являются истинными.

Шафтсбери был близок к руководителям британской Палаты общин. В 1839 году он опубликовал статью под заголовком «Государство и возрождение евреев». В ней он призывал евреев возвратиться в Палестину с тем, чтобы, по его словам, завладеть землями Галилеи и Иудеи. Шафтсбери первым выдвинул лозунг «Земля без народа - народу без земли» и пропогандировал эту идею в течение 57 лет. Его призыв нашел положительный отклик у различных политиков, журналистов и религиозных христианских деятелей, как в Великобритании, так и в Америке.

Пик влияния Шафтсбери приходится на 1838 год, когда ему удалось убедить правительство своей страны открыть Консульство в Иерусалиме, которое явилось первой официальной миссией Великобританией на территории Палестины. Вслед за этим последовало назначения еврея Михаэля Сальмана Александера англиканским пастырем в Иерусалиме.

Движение христиан-сионистов имело видного теоретика в лице Чарльза Генри Черчилля, который был британским консулом в Дамаске. По его мнению, создание еврейского государства в Палестине вполне осуществимо при соблюдении двух условий: евреи должны взять инициативу в свои руки и действовать, а европейские государства – их поддержать.

Среди видных теоретиков христианского сионизма был также Джордж Гаулар (1796-1869), опубликовавший книгу, в которой высказывал свое убеждение в близости дня возвращения евреев в Палестину.

В этом движении находились люди, искренне верившие в его принципы, среди них британский промышленник Эдвард Казалит (1827-1883), Лоранс Олифант (1829-1931) и американец Уильям Блэкстон, которого называли отцом сионизма. В 1891 году Уильям Блэкстон возглавил мощную массовую информационную кампанию с целью оказания влияния на американского президента Бенджамина Гаррисона с тем, чтобы заставить его поддержать создание еврейского государство в Палестине. Среди лиц, поддержавших эту кампанию, были нефтепромышленник-миллиардер Джон Рокфеллер, видный деятель в области средств массовой информации Чарльз Скрипнер, промышленник Генри Морган.

К движению христианского сионизма принадлежал выдающийся деятель Уильям Гецлер (1845-1931), отвечавший за религиозные вопросы в британском посольстве в Вене. Ему удалось установить тесные отношения с Теодором Герцлем, одним из основоположников уже еврейского сионизма.

Свыше 30 лет Гецлер находился на службе у сионизма и еврейского движения, несмотря на то, что сам он был христианином. Гецлер присутствовал на первом конгрессе Всемирного сионистского движения, который состоялся в Базеле в 1897 году.

Для распространения идей христианского сионизма среди представителей правящей политической элиты Европы этот деятель использовал свой государственный пост. У него состоялись встречи с большим числом лидеров Старого света, в том числе с кайзером Германии и с султаном Османской империи. Встреча Гецлера с Джеймсом Бальфуром в 1905 году оказала в дальнейшем огромное влияние на принятие в 1917 году зловещей Декларации Бальфура о создании еврейского государства в Палестине.

Британский министр иностранных дел Джеймс Артур Бальфур был христианином-сионистом, как об этом упоминала Бланш дю Гадиль - его племянница. В 1919 году Бальфур выступил с речью, в которой заявил, что Великобритания не будет принимать во внимание пожелания нынешнего населения этой страны, а четыре великие державы берут на себя обязательство по оказанию поддержки сионизму. В своей речи он также заявил, что сионизм - независимо от того, прав он или нет, представляет ли собой добро или зло, - давно уже оторвался от своих корней. Его нынешние потребности и мечты о будущем имеют гораздо большее значение, нежели желания 700 тысяч арабов, проживающих в настоящее время в этом регионе, и тот урон, который будет нанесен им.

В начале ХХ века движение христианского сионизма продолжало развиваться, ему удалось внедрить своих людей в правительства некоторых государств, в первую очередь в правительство Великобритании. Английский премьер-министр Дэвид Ллойд-Джордж был еще большим приверженцем христианского сионизма, нежели его министр иностранных дел лорд Джеймс Артур Бальфур.

Как вспоминал журналист Кристофер Сайкс, сын Марка Сайкса, поставившего свою подпись под соглашением Сайкс-Пико, советники Ллойда-Джорджа не смогли убедить его изменить точку зрения в вопросе о Палестине во время предварительных переговоров, которые привели к подписанию Версальских соглашений, поскольку он был фанатичным сторонником сионистского христианства. В дальнейшем Ллойд-Джордж говорил, что он гораздо лучше знает палестинские города и географию региона по Евангелию, нежели географию Уэльса и Британии.

Среди видных англичан, которые прямо или косвенно внесли вклад в создание христианского сионизма, были Бенджамин Дизраэли, бывший премьер-министр Великобритании (он был крестившемся иудеем), Джордж Элиот, британский посол в Стамбуле Палмерстон и генерал Алленби.

Наряду с этим, в течение ХХ века христианский сионизм пользовался покровительством со стороны видных американских политических деятелей, в первую очередь со стороны президента Рональда Рейгана. Американские политики продолжают поддерживать это течение в рамках концепции «борьбы цивилизаций».

Христианские сионисты верят в то, что Бог открылся Аврааму (мир ему) в том, что Он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянет тех, кто выступит в чем-либо против них. Любовь Господа по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям. Это библейское высказывание евреи толкуют буквально, не беря в расчет ни историю, ни другие науки, полагая, что оно ведет к необходимости политической, экономической, моральной и религиозной поддержки современных евреев со стороны всех. Они полагают, что Господь осуществит Свое обещание евреям о создании собственного государства, сколько бы времени на это не потребовалось.

Как полагают христиане-сионисты, границы этого государства должны простираться от Евфрата до Нила. По их мнению, Иерусалимский храм стоял на том самом месте, где сейчас находится мечеть Аль-Акса, поэтому они призывают к разрушению ее и построению на ее месте иудейского храма.

Поскольку иудеи не признают Евангелие и содержащиеся в нем обещания, а признают только Тору, то обязанность проделать всю самую «грязную» работу взяли на себя христиане-сионисты. Культурной основой принципов христианского сионизма является принцип избранности.

По их мнению, Господь избрал евреев в качестве возлюбленного народа до Конца света. Именно поэтому Его обещание Аврааму, а затем пророкам Исааку, Иакову и Иосифу (мир им всем), о передаче Палестины тогдашним единобожникам является вечным обещанием, данным евреям как этносу и религиозной общине, и не ограничено какими-либо условиями, связанными с определенным поведением и верой.

Евреи, по их мнению, никогда и ни при каких обстоятельствах не будут лишены этого обетования. Именно поэтому они считают законными свои притязания на землю Палестины, так как Господь, несмотря на то, что они ослушивались Его, никогда не лишит их этого права. И даже несмотря на то, что Господь допустил изгнание евреев с земли Палестины ассирийцами (в 586 году до н. э.) и римлянами (в 70 году до н. э.).

Принцип Воскресения считается краеугольным камнем в культурно-религиозном фундаменте христианского сионизма: поскольку обещание Господа, данное Аврааму (мир ему) и его потомкам, продолжает сохранять свою силу, то иудеи и христиане, которые вращаются в их орбите, должны вести работу по реализации этого библейского пророчества. Как заявляет Луис Спирри Шафер, декан и основатель Колледжа богословских исследований в Далласе (это одно из самых известных учебных заведений в мире, где преподаются идеи христианского сионизма), «Израиль» - вечная нация, которая является вечным наследником земли, она создаст вечное царство и будет управлять им вечно по законам Давида».

Принципы христианского сионизма

1. Одним из важнейших политических принципов христиан-сионистов является принцип особой заботы Господа. Христиане-сионисты смотрят свысока на арабов и мусульман в значительной степени из-за побед Израиля в войнах против арабов, успехов Америки в войне с Ираком, а также, как не странно, из-за разрушения СССР.

Как заявляет Гал Линсней, один из крупнейших теоретиков движения христианского сионизма в настоящее время, Книга псалмов предопределила провал попыток объединения арабов с целью ликвидации Израиля. А профессор Богословского университета в Далласе Чарльз Дайира заявляет, что Саддам Хусейн пытался перевоплотиться в Навуходоносора и взять в плен евреев после того, как они будут изгнаны из Палестины.

2. Видение будущего с опорой на Тору. Война 1967 года явилась переломным этапом в истории христианского сионизма. Джерри Фолуэлл один из крупнейших проповедников поддержки Израиля среди христиан США, считает, что эта война явилась осуществлением пророчества Торы.

Моше Даян, бывший в то время израильским министром обороны, охарактеризовал эту победу как чудо эпохи. Он призвал ответственных сотрудников американского Министерства обороны перенять его опыт в войне против вьетнамцев.

Книга Гала Линснея «Последняя битва» утверждает, что мы живем в эпоху осуществления пророчеств Торы: об этом, по его мнению, свидетельствует создание государства «Израиль», начало заката Америки, превращение Китая в великую державу, выдвижение России в число мировых лидеров, а также многочисленные землетрясения, извержения вулканов, засуха и голод. Накануне прихода Мессии, как он полагает, разразится великая битва - Армагеддон. Мы, по мнению Линснея, живем в эту эпоху и все увидим собственными глазами. По его словам, врагами «Израиля» являются коммунизм и «воинствующий Ислам». Но «Израиль» одержит победу над Китаем, Россией, объединенными силами африканских государств, которые будут стремиться его уничтожить. Победа евреев послужит предпосылкой для строительства храма на обломках мечети Аль-Акса.

Некоторые исследователи относят к христианским сионистам и бывшего президента США Джорджа Буша, равно как и его отца Джорджа Буша-старшего, возглавлявшего США, а потом и американское государство. По словам Экштейна, иудея по вероисповеданию, отвечающего за отношения с представителями движения христианских сионистов в Израиле, «политика Буша в отношении Израиля проистекает из христианского происхождения президента США, понимания им правильного и ложного пути, добра и зла, необходимости бороться с последним». В свете этого нет ничего неожиданного в том, что политика Буша, и неоконов в годы его правления, и партии «Ликуд» на Ближнем Востоке или в каком-либо другом регионе земного шара очень часто совпадали.

По материал исследования доктора Усамы Абдель-Хакима «Христианский сионизм: история, политические, культурные и религиозные предпосылки его появления»



комментариев