Хиджаб – помеха спортивной карьере?

В прошлом месяце по крайней мере три события вызвали обширные дебаты о том, как религиозный дресс-код может повлиять на участие женщин в спортивных соревнованиях.

В одном из случаев тяжелоатлетке Кульсум Абдулле первоначально запретили участвовать в чемпионате США, потому что она хотела выступать в одежде, закрывающей локти и колени. Она хотела быть в такой одежде в соответствии со своим пониманием исламских норм женской скромности. Официальные лица были озабочены тем, что такая одежда закроет судьям вид на положение локтей и коленей, которое является ключевым в соревнованиях по тяжелой атлетике. Впоследствии Кульсум Абдулла предложила надеть помимо обязательного костюма спортивное трико, в котором судьи смогут разглядеть положение коленей. Международная федерация тяжелой атлетики согласилась на этот компромисс, и Кульсум Абдуллу зарегистрировали для участия в чемпионате США.

В другом случае ортодоксальной иудейке Нааме Шафир не позволили надеть дополнительную футболку помимо стандартной баскетбольной формы для выступления за национальную сборную Израиля по баскетболу. Тем самым она хотела соблюсти иудейские нормы женской скромности. Международная баскетбольная ассоциация (FIBA) заявила, что ее правила требуют «единообразия» дресс-кода всех игроков в команде, и что если она наденет дополнительную футболку, ее форма будет отличаться от остальной команды. После многочисленных жалоб и протестов FIBA и Шафир договорились о компромиссе – Шафир сможет участвовать, надев дополнительные рукава телесного цвета под баскетбольную майку. Это позволило ей следовать иудейским нормам скромности и вписаться в рамки правил FIBA.

Однако наибольшее внимание СМИ привлекла ситуация с иранской женской сборной по футболу. Женщинам не позволили выступить в квалификационном матче Олимпийских игр 2012 г. в связи с указаниями Международной футбольной ассоциации, FIFA. Ранее FIFA разрешала мусульманкам-футболисткам играть в шапочках, прикрывающих волосы. Однако иранская команда вышла на поле в полностью закрытых костюмах, которые скрывали не только волосы, но также шею и уши. Как заявил представитель FIFA, иранская делегация демонстрировала понимание правил FIFA, но позже, видимо, решила их нарушить. Решение FIFA спровоцировало бурю негодования. Многие говорили, что постановление FIFA нарушает свободу вероисповедания мусульманок, в связи с чем мусульманские спортсменки не смогут добиться прогресса.

Однако, как отменил правозащитник Дохи Фассихиан, сложно говорить о религиозной свободе в случае с Ираном, чье правительство установило определенный дресс-код для всех женщин на территории страны. Но причины, которые привела FIFA, действительно были сомнительными. Официальные лица ассоциации сослались на требования техники безопасности в отношении женщин, носящих узкие головные уборы вокруг шеи – якобы они могут стать причиной удушения. Но представители FIFA также заявили, ссылаясь на правила ассоциации, что «игроки и их представители не должны демонстрировать политических, религиозных, коммерческих или личных посланий или лозунгов на любом языке и в любой форме в своей экипировке». Непонятно, считаются ли головные уборы женщин религиозным или политическим символом, и почему раньше FIFA разрешала футболисткам-мусульманкам носить шапочки. Более того, сомнительные комментарии главы FIFA Зеппа Блаттера о том, что женщинам-футболисткам надо носить более обтягивающие шорты, поднимает вопрос об истинных мотивах решения FIFA.

Поднятый FIFA вопрос о том, является ли хиджаб религиозным или политическим символом и поэтому нарушает ли дресс-код FIFA, затрагивает более обширную область дебатов о роли хиджаба в мусульманском мире.

Наиболее широко распространенный взгляд таков, что хиджаб – лишь один из аспектов мусульманской религиозной практики и посему не является никаким «символом». Но Лейла Ахмед, известный профессор Гарвардской школы, недавно опубликовала книгу под названием «Тихая революция: возрождение вуалей, от Ближнего Востока до Америки», в которой анализирует символическую природу хиджаба. Она написала об удивительном росте популярности хиджаба в мире. Многие мусульманки решают надеть его из чувства гордости, как символ мусульманской принадлежности. Лейла Ахмед также связывает возрождение хиджаба с исламским активизмом и предполагает, что он символизирует консервативную форму мусульманского феминизма. Исследования Лейлы Ахмед противоречат распространенному стереотипу о том, что мусульманок зачастую заставляют носить хиджаб, но и частично подтверждают озабоченность FIFA о возможности символической подоплеки хиджаба. Известная феминистка и исламская ученая Амина Вадуд также отмечала значительную символическую составляющую современного ношения хиджаба женщинами. Ее книга под названием «Внутри межполового джихада: женские реформы в Исламе» рассказывает о том, что ношение хиджаба обеспечивает мусульманке законное положение в глазах мусульманского сообщества и дает ей право выражать свое мнение.

Многим светским обозревателям обсуждение дресс-кода и платков для женщин, занимающихся профессиональными видами спорта, может показаться странной навязчивой идеей. В спорте есть сочетание увлекательной и здоровой физической активности, командного и соревновательного духа. Дресс-код, внешний вид, скромность или откровенность облика спортсменок-женщин обычно не являются значимым моментом на спортивных мероприятиях. Зрители посещают спортивные мероприятия не для того, чтобы устремить похотливые взгляды на внешность женщин-спортсменок, они лишь хотят порадоваться за свои любимые команды и за любимых спортсменов. Считается, что выбор одежды спортсменов должен руководствоваться самим видом спорта, к примеру, одежда должна обеспечивать максимальную безопасность, комфорт, единообразие с командой. Тесные хиджабы и полностью закрытые костюмы могут показаться неэффективными при тяжелых физических нагрузках. Однако светские обозреватели не всегда понимают, что для многих мусульманок дресс-код и хиджаб имеют огромную религиозную важность. Для некоторых мусульманок ношение хиджаба становится ядром их религиозной практики и самоопределения, вот почему Амина Вадуд называет хиджаб «шестым столпом». Для некоторых женщин, носящих хиджаб, категорический запрет на хиджаб и другие ограничения на одежду со стороны спортивных организаций отвратят их от участия в соревновательных видах спорта.

Очевидно, что религиозным сообществам и светским спортивным организациям продолжить работу по поиску компромиссов, которые обеспечат максимальное участие женщин в спорте, как на любительском, так и на профессиональном уровне. Когда такие страны, как Иран, устанавливают некий обязательный дресс-код для женщин, международным спортивным организациям становится сложно модифицировать свои правила для участников. В конце концов, невозможно определить, может быть этих спортсменов заставило так одеться их правительство, или же это их личный религиозный выбор. С другой стороны, компромиссы, достигнутые Кульсум Абдуллой и Наамой Шафир с Международной федерацией тяжелой атлетики и FIBA, показывают, что спортивные организации готовы пойти навстречу отдельным людям, возможно, потому что в этих случаях личное желание этих женщин одеваться именно так было очевидным, и не было никакого принуждения со стороны правительства. Эти случаи также показывают, что у женщин разных вероисповеданий могут быть общие проблемы и возможности объединить усилия в переговорах с международными организациями.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



комментариев