«Файзрахманистам» требуется глубокая религиозная реабилитация - Мухаметов

В Казани предпринимаются попытки ликвидировать секту «файзрахманистов». Представляем вашему вниманию комментарий по данному поводу Абдуллы Рината Мухаметова, известного журналиста и политолога.

- В принципе, какие-то решительные действия в отношении «файзрахманистов» давно напрашивались. С точки зрения закона, это вполне оправдано. Согласитесь, когда неадекватный психически «духовный наставник» держит людей в подземелье на хлебе и воде, в том числе детей, запрещает им учиться, общаться с окружающим миром, работать и проч., навязывает им свои маниакальные идеи – это нельзя оставлять без внимания. «Файзрахманисты» не общались даже с обычными мусульманами, не разрешали им совершить намаз на территории их участка в 7 соток, который они назвали «дар уль-Ислам».

Это совершенно деструктивный элемент в религиозной жизни республики. Учение Файзрахмана Саттарова – явно бредовое, свидетельствующее о глубоких душевных и психических проблемах его основателя. Его помешательство уходит корнями в далекое прошлое, когда он вдрызг разругался с Талгатом Таджутдином на почве клерикальных разборок. С тех пор он живет тем, что ловит неокрепшие души.

«Файзрахманисты» сегодня – это типичная секта постсоветского образца, эдакий «мусульманский» аналог «Белого братства» или «пензенских сидельцев». Также что-то есть в секте, напоминающее дореволюционных «ваисовцев». Точнее это, скорее, трагическая пародия на «ваисовцев».

Саттаров привлекал людей с тяжелой судьбой, неустроенных, психически и душевно неустойчивых, тем, кого среди татар называют арабским словом «мискин» (русский аналог – «не от мира сего», «убогий», «со странностями»). Он давал опору этим дезориентированным людям.

Его доморощенное учение – причудливая смесь вульгарного «народного» салафизма, суфизма (как ни странно), мифов о «золотом веке» Булгарии и проч. Я не говорю уже о совершенно противоречащих нашей религии идей о пророчестве ересиарха и прочем, из-за чего некоторые богословы объявляют учение «файзрахманистов» куфром (вышедшем из Ислама).

На мой взгляд, говорить о куфре Саттарова и его последователей преждевременно. Надо провести серьезное их медицинское обследование. Ведь с точки зрения Шариата люди, страдающие психическими заболеваниями, не являются ответственными за свои поступки.

Но одних силовых действий в отношении секты крайне мало. Ведь люди же никуда не деваются с роспуском их «халифата» на 7 сотках. С ними надо работать. Требуется серьезная духовно-психологическая и богословская реабилитация. Необходимо показать им Ислам таким, какой он есть. Иначе без своего «старца» они могут Бог весть куда еще удариться.

Для этих целей можно привлечь специалистов российского и международного центров Аль-Васатыйя, а также Всемирного совета улемов, которые недавно провели в Москве первую в России богословскую конференцию. Они готовы и дальше помогать нам в решении наших проблем. Их слово – весомо и эффективно.

Вообще нынешняя ситуация в Татарстане такова, что, на мой взгляд, конструктивное слово ученых мирового уровня, к которым прислушивается религиозная молодежь, было бы очень востребовано и полезно. Такие этапы, как сегодня в республике, мусульмане других стран уже проходили. Надо использовать мировой опыт.

Записал Мансур Алишаев



комментариев