XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Фаизхановские чтения», прошедшая 12 апреля с.г. в Санкт-Петербурге, была приурочена к 300-летию со дня рождения выдающегося деятеля в истории мусульман Поволжья и Урала Абдуллы Алиева, известного как Батырша. В этой связи Всемирный русский народный собор (ВРНС) выступил с резким заявлением, назвав Батыршу «антироссийским националистом и религиозным фанатиком». «Чествование Батырши в дни траура по жертвам теракта в Санкт-Петербургском метрополитене, число которых, к сожалению, продолжает расти, выглядит в этом контексте как вызов гражданскому миру и межрелигиозному согласию в нашей стране», - сочли в ВРНС.
Всероссийская конференция «Фаизхановские чтения» проводится в России четырнадцатый год. Это одно из крупнейших научных событий в мире российского исламоведения. В 2017 году она была посвящена вопросам взаимоотношений власти и общества в рамках полирелигиозного государства. Ее организаторами выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский исламский институт.
В своих выступлениях участники – академики, историки, преподаватели вузов, научные сотрудники, представители мусульманских организаций - обсуждали различные этапы истории Российского государства: от периода Хазарского каганата до времени распада Советского Союза.
В приветственном слове председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обратился к исторической роли муллы Абдуллы Алиева – Батырши. Абдулла Алиев, известный как Батырша, выступал идеологом и предводителем Башкирского восстания 1755-1756 годов, протестуя против колониальной политики царизма. «Именно восстание, возглавленное Батырши, — сказал муфтий, — сыграло роль своеобразного катализатора, заставившего правительство Российской империи, ориентировавшееся прежде исключительно на христианскую культуру, обратить внимание на чаяния мусульманского населения».
Всемирный русский народный собор, возглавляемый Патриархом Кириллом, в своем заявлении назвал Батыршу «известным антироссийским националистом и религиозным фанатиком». «Прикрываясь исламской фразеологией, этот одиозный деятель разжигал ненависть в отношении русских и православных, а также дружественных им мусульман, подстрекал к убийствам и провоцировал беспорядки, призывал к военной агрессии мусульманских стран против России. Отметим, что сегодня именно так действуют идеологи и пропагандисты исламистских террористов», - считают в ВРНС.
Личность Батырши и положение мусульман
«Абдулла Алиев родился в 1715 году на башкирской земле, получил хорошее богословское образование в медресе, служил имамом, был очень образованным и по тем временам передовым человеком, духовным лидером, - рассказал в беседе с корреспондентом Ансар.Ru доктор исторических наук, профессор, почетный академик Академии наук Республики Татарстан Фрид Рашитов. – В 1753 году он обратился с письмом к императрице Елизавете Петровне с требованием закрыть Новокрещенскую контору, которая была открыта при Анне Ивановне в 1732 году. Эта контора проводила очень жесткую кампанию по крещению местного населения, прежде всего татар и башкир, и это вызывало у татаро-башкирского народа большое недовольство».
Фрид Рашитов отмечает, что в своем письме к императрице Батырша обвинял правительство в том, что оно нарушает обязательства и обещания, которые были даны ранее: «При императрице Елизавете были сломаны десятки и сотни мечетей, закрыты медресе, были гонения на мусульман, оказывалось экономическое давление на мусульманское население. Например, в тех деревнях, где население крестилось, их повинность перелагалась на мусульман. Если десять процентов населения в деревне принимали крещение, то остальные – мусульмане – должны были уйти из этой деревни».
«Тем не менее, - отмечает академик, - Батырша сначала обратился с письмом к императрице, где сообщил, что если эти нарушения будут продолжаться, то мусульмане имеют все права восстать против такого правительства. Ответа на это письмо никакого не последовало, и Батырша обратился с воззванием к мусульманам о подготовке к выступлению. Была назначена дата этого выступления – 1 июля 1755 года, но царские чиновники приняли неосторожные меры – и восстание началось стихийно. Оно было подавлено вооруженной силой. Батырша был арестован, а в 1762 году погиб».
Роль Батырши
«Одна из заслуг Батырши в том, что он начал акцию, которая в итоге привела к изменению отношения к иноверцам, - рассказал Ансар.Ru историк Дамир Исхаков. - Конечно, кондовым сторонникам империализма не нравятся эти события, но требования повстанцев того времени соответствуют устоям демократического общества. Они призывали к равноправию и готовы были жить мирно, с условием, что не будут трогать их веру».
По его словам, первая половина XVIII века в России была периодом глубочайшего кризиса во взаимоотношениях новоимперской власти с народом, что и привело к конфронтации. «Предпринимались попытки насильственного обращения мусульман в христианскую веру, и это была целая политика. В результате восстания мусульманских народов имперская власть начала осознавать, что необходимо менять эту политику. Эта новая мысль окончательно овладела их умами после восстания Пугачева», - отметил он.
«Что касается позиции Батырши в отношении русского народа, православной церкви и российского государства, - говорит Фрид Рашитов, - я считаю, что его никак нельзя обвинить в том, что он был против русского народа, церкви и государства. Он не призывал выйти из состава российского государства, а признавал право на восстание против несправедливости. Я считаю, что Батырша – герой нашей общей истории, как и Емельян Пугачев, как и Салават Юлаев. Мне кажется, что проводить научные конференции и другие мероприятия, посвящая их 300-летию со дня рождения Батырши, - это вполне нормальное явление».
Напомним, что руководитель Санкт-Петербургского мухтасибата Дамир Мухетдинов в социальных сетях так прокомментировал скандальное заявление ВРНС: «На своих официальных сайтах мы во всех подробностях знакомим публику с содержанием конференции, тезисами ключевых ее участников, среди которых академики, руководители ведущих вузов страны, профессура, признанные в России и за рубежом историки ислама. Каждый интересующийся может найти на наших ресурсах исчерпывающую информацию по содержанию конференции».
«А что касается оскорбительной характеристики для этой исторической личности, - добавил он, - я надеюсь, к подобным выпадам не останутся равнодушны Всемирный конгресс татар и Всемирный курултай башкир. В свою очередь я задумался, кто еще из отечественных мусульманских исторических личностей подпадает под такое же определение? Кул Шариф? Имам Шамиль? Салават Юлаев?».
Мнение народа
Востоковед Ильдар Нуриманов считает, что «нужно давно признать и успокоиться, что Россия многонациональная страна и все народы равны в этом государстве, у всех свои ценности, традиции и культура». «Все чтут своих религиозных и государственных деятелей, которые боролись за свою веру, честь и родину», - пишет он.
«По сути, группа религиозных националистов, относящих себя к РПЦ, пытается лишить татар своей истории, - убежден общественный деятель Мунир Беюсов. - Все подобные выпады свидетельствуют о будущих планах возрождения политики крященизации. Задача у них, как понимаю, одна: подорвать межрелигиозную и межнациональную стабильность, что недопустимо».
«Слова о том, что Россия многонациональная и поликонфессиональная страна, где каждый народ имеет право на свою культуру, традиции, в реальной жизни остаются лишь пустыми словами. Государство настойчиво лоббирует интересы РПЦ, что даже вызывает отвращение к церкви у самих русских. Эти оскорбления в адрес Бартыши расцениваю как оскорбления в адрес татар, башкир и мусульман в целом», - пишет пользователь Дамир Гайнутдинов.
«Это нелогично: переносить историю XVIII века и клише "антироссийский " на век XXI. Тогда и казанских ханов с Сююмбике нельзя вспоминать - они же антироссийские. Мечеть Кул Шариф - антироссийская?», «А Лука Конашевич, чья политика насильственной христианизации довела до пугачевского восстания, против политики которого в том числе боролся Батырша, господа из Собора, дайте и ему оценку», - высказываются анонимные читатели.