Болезненный тупик Сирии

Цифры рассказывают нам тревожную историю: менее чем за 2 года в Сирии погибло свыше 60 000 человек. С августа 2012 г. ежемесячно гибнет более 5000 сирийцев, т.е. почти 170 в день. Международное сообщество беспомощно смотрит на то, как спецпредставитель ООН Лахдар Брахими предлагает проекты резолюций по Сирии, президенты и премьер-министры торжественно декламируют красивые слова… И все же, гражданская война продолжается теми же темпами, ежедневно поступают новости о зверствах и беззаконии. Посреди всей этой сумятицы мы, прежде чем делать выводы, должны иметь в виду ряд ключевых принципов. Сейчас не время для наивностии иллюзий.

Башар Аль-Ассад возглавляет диктаторский режим, основанный на узурпации и коррупции, это режим, который никогда, еще со времен правления его покойного отца, не колебался в решениях убивать и пытать своих оппонентов десятками тысяч.

Террор стал официальной внутренней политикой. Роль Сирии в Ливане, где она спонсировала целую сеть альянсов и эксплуатировала внутренние распри, можно в лучшем случае назвать мутной. Со стороны израильского фронта, даже несмотря на систематически звучащие в адрес Сирии обвинения в поддержке палестинских повстанческих группировок, именно Сирия сыграла роль «полезного врага» для лидеров Тель-Авива. Не считая своей ожесточенной и местами пламенной риторики, правительство Сирии ведет себя необычайно пассивно даже несмотря на прямое нападение со стороны Израиля, когда в сентябре 2007 г. был якобы разрушен сирийский ядерный объект.

Сирия наряду с Ираном является врагом западных интересов, будучи страной, которой никогда нельзя доверять, и от которой можно ожидать самого худшего. Но когда сирийцы стали выходить на улицы, и когда мирные жители стали гибнуть сотнями от рук регулярной армии, американская администрация и европейские правительства отреагировали и изменили свою политику в отношении Сирии только через 8 месяцев. Мужество и решимость сирийского народа явно не входили в планы и интересы Запада в этом регионе. В течение 8 месяцев с лишним Соединенные Штаты и Европа не предпринимали по сути ничего, кроме призыва в адрес Башара Аль-Ассада «предпринять демократические реформы».

Удручающий тупик

Пока в Египте, Тунисе, Ливии и Йемене разгорались восстания, в Иордании и Бахрейне росла напряженность, а растущее влияние Ирана уже вырисовывалось на горизонте, Запад пытался выиграть время и искал себе надежных «контактных лиц» среди склочной и разрозненной сирийской оппозиции. В то же самое время, Россия и Китай реализовывали свою стратегическую операцию. Обе страны переживают подъем геостратегического и экономического влияния в регионе, и обе они с жесткой критикой высказывались на тему вторжения в Ливию, тогда как резолюция ООН предоставила западным силам все необходимые оправдания для уничтожения Каддафи и захвата природных ресурсов страны. Но ни у одного из сторонников такой схемы не хватило наглости повторить ливийский сценарий.

В последние месяцы позиция Америки и Европы несколько изменилась, а давление на сирийский режим возросло. Официальная поддержка сирийской оппозиции и Свободной сирийской армии окрепла. Саудовская Аравия и Катар стали полноправными участниками событий, предоставляя прямое финансирование и вооружение политической и военной оппозиции. Пограничная Турция изменила свою политику «не иметь проблем с соседями» и стала активно поддерживать смену режима в Дамаске. Пекин и Москва, тем временем, продолжили поддерживать Башара Аль-Ассада (одновременно намекая, что могут представить себе будущее и без него). Болезненно и с трудом, все элементы шахматной доски были расставлены по местам так, чтобы ситуация оказалась в «мертвой точке». Не предвидится ни политического, ни военного выхода из сложившегося тупика. Гражданская война продолжается, численность погибших растет день ото дня.

В американской терминологии Сирия стала театром регионального «конфликта низкой интенсивности», находящимся под контролем, и, что особенно цинично, скорее приносящим пользу, чем вред. Ближний Восток глубоко дестабилизирован и разделен на множество фронтов: сохраняется высокий уровень напряженности между секуляристами и исламистами; разногласия среди суннитов тоже вполне осязаемы (саляфитские буквалисты, реформисты, саляфитские джихадисты и т.д.), так же как и раскол между суннитами и шиитами – все эти факторы стали ключевыми в волатильном ближневосточном уравнении.

Чрезмерное упрощение конфликта

В эту взрывчатую смесь следует добавить политические альянсы, старые и новые, недемократические и прозападные государства Персидского залива, изменяющийся облик власти в Египте, Тунисе и Ливии нестабильность в Ирак и Ливане и, наконец, остракизм Ирана Ближний Восток находится в муках кризиса, а Запад, равно как Китай и Россия (не говоря уже о Турции и Индии), пытается изменить свою позицию ради защиты собственных экономических и геостратегических интересов. Сдвиг центра напряженности сработал на руку Израилю – страна переживает внутренний кризис, но ослабление и разрозненность арабских стран позволяет израильскому стороннику в лице Америки усилить свое сотрудничество в регионе, а израильскому режиму – продолжить неуклонную и безжалостную колонизацию Палестинских земель.

Мы можем и должны противостоять самодержавию Башара Аль-Ассада, но не впадать в ловушку чрезмерного упрощения сущности конфликта или слепой поддержки сопротивленцев. Сирийская оппозиция по своей структуре не внушает доверия, некоторые ее союзники, судя по их заявленным и незаявленным намерениям, и вовсе опасны. В свете растущей путаницы мы должны занять принципиальную позицию (против диктатуры) с политическим анализом и бдительностью, не оставляющей места для наивности. Запад, Китай и Россия, похоже, договорились не идти на компромисс друг с другом, а сирийцы должны платить за этот цинизм своей жизнью.

Но хуже всего то, что при отсутствии альтернативных вариантов проблема не решится никак, кроме вооруженного пути. Конфликт будет долгим и горьким, погибнут еще тысячи людей. Освобожденные от деспота, сирийцы вряд ли будут свободны от иностранного господства. На самом деле, скорее всего, произойдет как раз обратное.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев