Результаты голосования против строительства минаретов в Швейцарии могут рассматриваться как сигнал того, что жители страны не хотят распространения ислама, утверждают аналитики.
Исследователи, изучившие результаты швейцарского референдума, состоявшегося 29 ноября, считают, что 57% швейцарцев отдали предпочтение запрету, не руководствуясь антимусульманскими или ксенофобскими настроениями.
«Большинство граждан голосовали не против мусульман в Швейцарии», говорит политолог Ханс Хиртер из Бернского университета.
По его словам, около двух третей швейцарцев считают, что европейский и мусульманский образы жизни вполне совместимы.
Данный факт может показаться противоречивым, но все становится понятным после того как людей, проголосовавших «за», спросили о мотивах.
«Минареты являются символом превосходства ислама» - это утверждение стало одним из самых распространенных объяснений (24%) решения, определившего будущее минаретов. Для тех, кто поддержал запрет, речь шла о «символическом жесте», направленном против распространения ислама в Швейцарии. При ближайшем рассмотрении оказалось, с этой позицией согласны даже те, кто проголосовали против инициативы.
Аргумент о том, что запрет минаретов нарушает права человека, оказался неубедительным, обнаружили исследователи.
Один из шести голосовавших объяснил свое решение как реакцию на дискриминацию христианских церквей в исламских странах.
Неравенство среди меньшинств
Согласно другому исследованию тенденций в распределении голосов швейцарцев во время референдумов за последние пятьдесят лет, которое провел политолог Адриан Фаттер из Бернского университета, выясняется, что во время голосований иностранцы и религиозные меньшинства всегда страдают больше всего.
Изучение результатов трехсот голосований на местном и государственном уровне за период с 1960 года установило, что иностранцы и религиозные общины оказывались в наименее выгодной позиции когда речь шла об улучшении положения меньшинств.
Решение принималось не в пользу меньшинств тем чаще, чем громче звучали заявления об их слабой интеграции и приверженности другим моральным принципам.
Фаттер утверждает, что мусульмане пострадали по двум причинам: во-первых, из-за того что они являются религиозным меньшинством, во-вторых, потому что 90% швейцарских мусульман – иностранцы.
При этом швейцарцы более терпимы, когда речь идет о языковых меньшинствах и инвалидах.