12-летний Абед объясняет задачу по математике трем другим детям. Этот мальчик — беженец из Сирии, а его ученики — сирийские и ливанские одноклассники школы Аль-Хайдария в Сарафанде, что на юге Ливана.
«Абед – очень одаренный ребенок, — говорит учитель Аббас Маанна. – У него большие способности к математике, которыми могут похвастаться лишь немногие дети в его возрасте».
Талант Абеда, возможно, остался незамеченным, если бы не 26-летний ливанский преподаватель, который помог мальчику стать одним из лучших учеников. «Раньше мне не нравилась школа, — поясняет Абед. — Я хотел хорошо учиться, но ненавидел ходить в школу. Когда я встретил профессора Аббаса, моя жизнь изменилась».
Они познакомились два года назад, когда преподавать в эту школу Маанна направило НПО Teach for Lebanon (TFL). Эта неправительственная организация обучает и нанимает лучших выпускников Ливана для работы в самых отстающих школах страны. «У нас всегда существовал разрыв между образованием в частных и государственных школах, — говорит Аббас. — TFL хочет нивелировать эту разницу в ресурсах, педагогическом составе, а также в психологической поддержке учеников».
Уже восьмой год в Ливане проживает около 976 тысяч зарегистрированных беженцев из Сирии. Больше половины вынужденных переселенцев — 490 тысяч человек — составляют дети школьного возраста (от 3 до 18 лет). Но только около 220 тысяч ребят посещают государственные школы.
Абед – один из таких счастливчиков. Ведь среди беженцев количество детей, зачисленных в учебные заведения, значительно ниже общемировых показателей. Так, недавнее исследование УВКБ ООН показало, что начальную школу посещает 61% детей вынужденных переселенцев (в сравнении с 92% по миру). Но дальше цифры еще хуже. В среднюю школу ходит только 23% детей беженцев, тогда как в мире – 84%.